«Одна из тех, кто не мог ни жить, ни есть, ничего, пока не добудет эту вещь». Какие известные картины появились в Минске благодаря Елене Аладовой

27.08.2020 - 16:30

Какие известные картины появились в Минске благодаря Елене Аладовой, узнали в документальном проекте «Тайны Беларуси».

К этому времени коллекция галереи достигла довоенного объема и разместилась в десяти просторных залах. Но руководство музея столкнулось с другой проблемой. Некому работать.

Кастинги сотрудников Аладова проводила лично и набирала коллектив изо всех вузов Союза. Остальные сдавали тест на профпригодность прямо в директорском кабинете. Равных по мастерству этим кадрам не было.

Нина Марченко, искусствовед, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1962-1967 г.):
Прийти в музей на работу, это надо было сдать как государственный экзамен. Нужно было подготовить лекцию и провести экскурсию по музею. При этом должен присутствовать весь научный совет музея.

Константин Федоришкин, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1970-1990 г.):
Что такое музейный сотрудник? Это должность? Нет, это диагноз. Если ты три месяца проработал в музее, значит, это пожизненно.

Аладова им доверяла без оглядки и, не стесняясь, брала на закрытые встречи. Среди поставщиков полотен – знаменитые на весь Советский Союз коллекционеры.

Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси:
Приехали к Руслановой. Пришли в шикарную квартиру, разговор шел о покупке каких-то работ. Там у нее все стены были увешаны картинами передвижников. Она разливала по рюмкам и запивала кефиром. Я так удивился, глаза вот такие открыл. Она говорит: «А что вы удивляетесь? Очень полезно французский коньяк запивать кефиром».

Именно благодаря Аладовой, в Минск попали 30 картин из коллекции легендарной Лидии Руслановой.

За этими полотнами стоят годы лишений, слез и скандалов. В 48-ом, после ареста мужа звезды, обвинения предъявили и самой Руслановой. Прима эстрады пошла по этапу. Имущество конфисковали, а редкая коллекция живописи целиком ушла в Третьяковку. За картины пришлось воевать, но часть так и осталась висеть в галерее. Певица зареклась иметь дело с московскими музеями. Аладова была тут как тут.

Из воспоминаний Елены Аладовой:
У Лидии Руслановой я чуть не всю коллекцию «перетаскала». Что это была за женщина! Умна, обаятельна! В детстве она нищенствовала, даже милостыню просила. Абсолютно никакого воспитания. А как умела держаться! Развивала в себе эстетический вкус и живопись приобретала первоклассную. Коронное полотно ее коллекции – «Портрет Виельгорского» работы Брюллова. Сейчас оно у нас, в Минске.

Константин Федоришкин:
Лидия Андреевна Русланова говорила: «Пусти Елену Васильевну Аладову в дом, без экспонатов она не уйдет». Так оно и было.

Сделка сдружила Аладову со знаменитой артисткой. В круге первых директора была и Надя Леже. Вдова легендарного живописца жила в Париже, но ни на миг не забывала о белорусских корнях.

Иван Миско, скульптор, народный художник Беларуси:
Когда Надя Леже впервые приехала в Минск, мы подходим к самолету и вдруг Елена Васильевна говорит: «А вдруг Надя Леже забыла свой язык». Надя Леже выходит и говорит: «Здравствуйте!». Елена Васильевна говорит: «Ой, слава Богу, не забыла».

С этого дня Надя Леже стала частым и почетным гостем у Елены Аладовой. К ее приезду готовились всем миром.

Надежда Высоцкая, искусствовед, сотрудник Национального художественного музея Беларуси (1964-2006 г.):
Лежиха приедет! Надо Лежиху принять! А Лежиха приедет – дарит то, дарит это. Они очень похожи по своему характеру. Там ведь она могла жить преспокойно. Зачем ей было столько денег тратить на эту Россию, Беларусь?! Вот это желание сделать что-то для своей Родины.

Однажды Аладова пожаловалась художнице – мол болит душа за родной музей. Картин много, да вешать некуда. Денег на новую пристройку нет. Леже тут же открыла сумку и протянула огромную золотую брошь.

Иван Миско:
Она говорит: «Елена Васильевна, вот я передаю вот это для того, чтобы вы построили еще один зал». Елена Васильевна подержала, пошевелила так слева, справа и вернула назад. Она отказала.

В командировки Аладова ездила сама и до беспамятства погружалась в работу.

Надежда Высоцкая:
Пошли по коллекционерам. Еда у нас была какая: мороженое и пирожки «собачья радость». Закусили, нос протерли и пошли. Она мне всю дорогу говорила: «Ратнер такой коллекционер! Это такая еврейская семья, они спокон веков были врачами! Они лечили всех передвижников, и когда у тех не было денег, то они платили картинами». В общем, мы без портрета старика Базарова так и не ушли.

Loading...


Композиция по мультфильму «Простоквашино» и светящаяся аллея. Показываем необычные соломенные скульптуры



Какие необычные соломенные скульптуры появились в Клецком районе, показали в программе «Центральный регион» на СТВ.

Конечно, не одними снопами богаты. Чтобы украсить праздник «Дожинок», в хозяйствах готовят необычные соломенные скульптуры. Каждая из них с оригинальной идеей и изюминкой. И если раньше композиции строили в основном из тюков, ставя их друг на друга и дополняя декоративными элементами, то сейчас творчество идет далеко вперед.

9-метровая мельница и необычный сквер для отдыха. Как преобразился агрогородок Синявка к «Дожинкам»

Активно используются и металлические каркасы, и дополнения из дерева, и даже пленка, в которую заворачивают солому для лучшей сохранности, становится оригинальным творческим решением.

В Клецком районе скульптуры стали настоящим украшением дороги к празднику, зарядив гостей на хорошее настроение еще «с порога».

Конечно, скульптуры делаются не просто так. На самом празднике проводится конкурс на лучшую соломенную композицию. В этом году победителем стала инсталляция с аистами. Хлеборобы в один голос признались, что белокрылые птицы не оставляли их на протяжении всей жатвы: поле всегда было под присмотром птиц. Поэтому такая скульптура как никогда актуальна.

Впрочем, были и другие интересные композиции. Например, по мультфильму «Простоквашино». Внимание уделили мельчайшим деталям: даже велосипед почтальону Печкину достали, чтобы злым не был и праздник не испортил.

А в сельхозпредприятии «Красная звезда» и вовсе сделали необычную «Звездную аллею». И символично, и красиво. Тем более, что над созданием скульптуры трудились всем коллективом.

Инна Зенчик, заместитель директора организации по идеологической работе сельхозпредприятия «Племенной завод Красная звезда»:
Композицию такого масштаба можно создать не с одной версии. Здесь соединено пять версий специалистов, которые воплотились в одну идею, о которой мы рассказали своему руководителю, он одобрил и сказал, что у нас обязательно все получится. Все специалисты, которые внесли лепту своих версий, непосредственно принимали участие в организации вот этой замечательной аллеи. Почему мы ее так назвали? Потому что такую аллею можно создать только в жаркую пору года, когда вот именно идет уборочная пора. Все наше предприятие – это одна цепочка, которая складывается из нескольких звеньев, у нас очень много звеньев. У нас главный директор, главные специалисты: животноводы, повара, все-все – для них создана эта аллея, потому что в жаркую пору года непосредственно каждый принимал участие. Механизаторы, хлеборобы были на полях, агрономы тоже – руководили механизаторами, водителями. Были также задействованы повара, которые готовили для комбайнеров, водителей. Специалисты были заняты каждый своим делом. Поэтому мы считаем, что наш КСУП «Племенной завод Красная звезда» достоин этой «Звездной аллеи», которая складывается из наших звеньев. Мы именно для всех работников нашей организации создали такую «Звездную аллею».

Каждый занимался именно тем, что он предложил. Например, у нас не получилась бы без прораба, который создавал вот эти каркасы, которые мы обкручивали соломой вручную. Ничего бы не получилось без всех остальных. Девочки, которые были ответственны за создание вот этой фотозоны, это наша молодежь – отдел кадров и инженер по технике безопасности. Главный экономист тоже внесла свою лепту и решила внести такое предложение, что наша аллея должна обязательно освещаться ночью. Мы это воплотили, и она у нас ночью светится. Каждый у нас свою версию внес – и у нас все получилось.

Подходя к такому вопросу, чем мы будем обматывать вот эти ворота, столбы, которые светятся, там внутри накопители света, сзади они накапливают и ночью они светятся. А солома – это самая элитная культура нашей пшеницы, которую вырастили непосредственно наши селекционеры и агрономы.

Конечно, такую композицию невозможно было оставить без внимания. Вот и гостям она очень приглянулась. Технические «плюшки» сделали скульптуру необычной. И даже на этапе ее создания были первые желающие сделать необычное фото.

Инна Зенчик:
Когда мы создавали эту композицию, было очень интересно, машины останавливались. Когда мы ее возводили, нас фотографировали и отправляли в СМИ. Очень было приятно, что людям уже она нравилась, даже была не закончена наша идея, но потом все было очень даже замечательно. Здесь находилось очень много людей, фотографировались как поздним вечером, так и утром. Когда проезжали по этой дороге, никогда не было свободного места, всегда кто-то здесь находился и все были довольны нашим трудом.

К слову, эти «Дожинки» для «Красной звезды» и вовсе стали своеобразным мастер-классом. Именно в этом хозяйстве праздник пройдет в следующем году. Преемственность поколений здесь история семейная.