Ольга Ладыгина и ее произведения. Как женщина-архитектор восстанавливала Минск и придавала ему уникальность

26.03.2017 - 14:18

Родилась Ольга Ладыгина 23 декабря 1922 года в Москве в семье инженера. В 1926 году семья переехала в Минск на родину матери Ариадны Александровской, сестры знаменитой артистки Ларисы Александровской. В нашем городе Ольга пошла в школу и закончила 8 классов, но в 1938 году из-за репрессий родители были вынуждены уехать в Саратов, где дочка продолжила образование.

Ольга с малых лет мечтала стать архитектором – «строить прекрасные здания, чтобы людям было радостно жить и работать».

И фортуна оказалась на ее стороне, в 1940 году она поступает в Ленинградский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет и оказывается в музее под открытым небом. Городе, где каждый дом – шедевр.

Летом 1941 года началась Великая Отечественная война. Девушка с ужасом смотрела на погибающие здания, которые, как она писала, «еще вчера вместе с однокурсниками обмеряли, пытались понять тайны пропорции и их воздействия на человека…»

Галина Шостак, ведущий научный сотрудник Белорусского архива научно-технической документации:
Пришлось вместо учебы работать в госпиталях, помогать раненым, а в октябре 1941 года всех студентов института отправили сооружать укрепление. Эвакуировали их из блокадного города в марте 1942 года. Всех отправляли на Северный Кавказ, в Пятигорск, но по дороге Ольга осталась у родителей в Саратове. А в 1944 году в конце войны Ольга уехала в Москву, ее приняли в Московский архитектурный институт. И это – здание технологического института, бывшего лесотехнического. Одно из первых работ в нашем городе этого начинающего архитектора. Было построено в 50-е годы совместно с архитектором Аркадием Брегманом.

В 1949 году Ольга Ладыгина защитила дипломный проект и вместе с мужем, однокурсником Евгением Заславским, отправилась восстанавливать Минск. Молодому специалисту дали направление по просьбе профессора Михаила Барща, который пригласил создавать новый облик города лучших своих учеников. Вместе с ним она участвует в создании проектов жилых домов по Ленинскому проспекту в районе площади Победы и улицы Янки Купалы. Это было отличной школой мастерства.

Эти нарядные дома напротив цирка знакомы каждому минчанину, но мало кто знает, что их проектировала Ольга Борисовна. Каждая деталь на этом угловом доме – вазы с фруктами и цветочные венки – олицетворяют богатство и процветание нового Минска.

Талант и инициативу молодого архитектора оценили по достоинству, и вскоре Ольга Ладыгина начинает работать в «Белгоспроекте», где впоследствии проделает творческий путь до главного архитектора Института. Вместе с мужем Евгением Заславским они создают проект планировки района в границах улиц Козлова, Берестянской, Захарова, проспекта Независимости, реализуют проекты политехникума и общежития Белпромсовета по улице Змитрока Бядули, жилого дома на перекрестке улиц Козлова и Змитрока Бядули.

Галина Шостак, ведущий научный сотрудник Белорусского архива научно-технической документации:
Жилой дом, один из лучших, спроектированных Ольгой Борисовой, в 50-е годы. Кроме вот этого дома для рабочих она проектирует еще ряд других домов, дальше туда по улице Долгобродской, вместе с архитектором Любовью Усовой. Работают вместе и создают новые жилые дома.

В 1960-е годы под руководством Ольги Борисовны проектируется крупный комплекс лечебных и научно-исследовательских учреждений – Республиканского института онкологии и медрадиологии в Боровлянах и республиканской клинической больницы в поселке Лесное под Минском. Это были лучшие медицинские учреждения с новейшим оборудованием.

Ольга Ладыгина создала полноценный комплекс с жилыми домами для сотрудников больницы и института. Опытному архитектору удалось воплотить все свои задумки и удачно вписать комплекс в лесной массив.

Многогранная Ольга Ладыгина не переставала щедро одаривать город нужными объектами.

Галина Шостак, ведущий научный сотрудник Белорусского архива научно-технической документации:
Дворец водного спорта. За его проект она получила серебряную медаль на выставке достижений народного хозяйства СССР. К сожалению, очень часто в 70-80-- годы проекты не были закончены так, как хотел архитектор. Это же относится и ко Дворцу водного спорта. Еще необходимо было построить гостиницу высотную, теннисные корты, открытый плавательный бассейн и ряд других спортивных сооружений. В т время все это было не построено. Но Дворец водного спорта – это одно из лучших зданий нашего города спортивного назначения.

На планировку Дворца водного спорта – уникального примера стеклянной архитектуры – ушло 25 лет, и почти полжизни Ольга Борисовна посвятила жилому району вдоль улиц Богдановича, Хоружей и Кульман. Она выполнила проект каждого дома, привлекла к работе известного скульптора Александра Кондратьев, продумала все до мельчайших деталей, словно выбирала украшения для наряда. Причем за воплощением своих мыслей она следила не только на бумаге, но и вносила изменения во время стройки, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

И сегодня это один из самых выразительных жилых комплексов в Минске.

Галина Шостак, ведущий научный сотрудник Белорусского архива научно-технической документации:
Ольга Борисовна еще занималась общественной работой. Она в начале 60-х годов была председателем правления Белорусского союза архитекторов. Долгое время была членом правления Союза архитекторов. Кроме того она принимала участие в различных международных конгрессах, которые проводились в то время в Гаване, Мадриде, всемирном конгрессе женщин в Москве, участвовала в выставке женщин-архитекторов в Париже. Она награждена Орденом трудового Красного знамени, ей было одной из первых в 1969 году присвоено звание заслуженного архитектора БСССР.

Профессия сама выбрала Ольгу Ладыгину, она творила от души, умела придумывать новое и была примером для многих. Она прошла путь от блокадницы до авторитетного градостроителя, все свои силы направляла на развитие Минска и оставила значимый след в архитектуре послевоенной столицы.

Люди в материале: Галина Шостак
Loading...


Полжизни прожил в США, а свою любовь встретил в Гродно. Известный архитектор и дизайнер об искусстве и жизни в Беларуси



Новости Беларуси. Из Нью-Йорка с любовью. Он создавал архитектурный дизайн круизного лайнера, проектировал морские интерьеры, строил небоскребы и отели в США, а потом приехал в Беларусь и буквально влюбился в нашу страну. Сегодня архитектор с турецкими корнями Илькер Коджахан живет в Гродно. В столицу художник заглянул, чтобы провести мастер-классы и представить свои работы в области архитектурного концептуального дизайна, интерьера и экстерьера, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ. 

Илькер Коджахан, архитектор, дизайнер (США):
Я не хочу критиковать архитекторов, но многие не знают, как здание будет выглядеть в итоге. Здание выглядит как человек: у вас есть туфли, брюки, рубашка и красивое лицо.

Илькер Коджахан:
20 лет я проживал в Америке, работая дизайнером-архитектором: 10 лет в Вашингтоне и 20 в Нью-Йорке. Когда я жил в Вашингтоне, мне хотелось больше искусства, дизайна, креатива, больше концептуальных возможностей, и я отправился в Нью-Йорк.

Выставка так и называется – «Hand drawings. Архитектура из Нью-Йорка в Минске». Этот город настолько вдохновил нашего героя, что он спроектировал не один архитектурный шедевр.

Илькер Коджахан:
Это здание концептуальное. Здесь течет река, это Манхэттен. Здесь прогуливаются люди. Это офис, ресторан и ритэйлер. Я работал не только в качестве архитектора, но и создавал интерьеры. Это лобби в резиденции, это концептуальная архитектура, это офис в Манхэттене, который был на Карибах, в Майами.

Работая в крупной компании вместе с двумя сотнями других архитекторов, он единственный создавал эскизы от руки. Так у Илькера появился свой почерк и стиль, который знают во всем мире. А сегодня архитектор с удовольствием преподает концептуальный дизайн всем желающим.

Илькер Коджахан:
Я не хочу студентов учить, я хочу передать им мой опыт, поделиться с ними. Я жду свою выставку, мастер-классы, куда мои ученики смогут прийти, и я покажу им, как создавать правильный дизайн. Вы спросите: «Илькер, а вы сами правильный дизайнер или нет?» Если бы ответ был отрицательным, то поверьте – такие крупные компании в Вашингтоне или Нью-Йорке не дали бы мне возможность стать концептуальным дизайнером.

Большая часть проектов, представленных в экспозиции, реализована в крупнейших американских мегаполисах. Но есть тут идеи и для Беларуси. И все это благодаря чувствам.

Илькер Коджахан:
В 2018 году я приехал в Гродно по приглашению моих друзей и встретил мою жену Ирину. Я полюбил ее, мы поженились. И я сейчас живу в Гродно, в Беларуси. Прежде всего, я счастлив в Беларуси. Не только в Минске, в Старом городе. Два года назад вместе с женой я стал изучать каждый город, каждую деревеньку. Какая тут жизнь? Я увидел красивую сельскохозяйственную страну, чистую. Мы начали с Гродно и направились на север, в Браслав. Мы увидели красивый район озер. Потом поехали в Витебск, Могилев, Гомель, Пинск, Мозырь, Брест, Барановичи, Бобруйск, Лида. Я знаю Беларусь всю.

Основная задумка архитектора – сделать микс европейской и американской культур. Наша столица – идеальное место для смелых экспериментов, считает наш герой. Но главная его цель – создавать эргономичные пространства.

Илькер Коджахан:
Большинство дизайнеров могут создать красивое кафе или ресторан. Но они по своей сути декораторы, а это другое. Интерьерный дизайнер, архитектор отличаются. Художник может придумать интерьер кафе, бара, но одна часть может получиться хорошо, другая – нет. Потому что они не знаю об эргономике. Эргономика очень важна. К примеру, дизайнеры машин должны продумать, как что работает, движется. Так и дизайнер интерьера – не просто расставить барные столы и стулья, а учитывать свет, акустику, дистанцию, уровень посадки – это навык для дальнейшего образования.

Об этом и многом другом вы можете узнать на мастер-классах. Маэстро поделится секретами мастерства с будущими и уже практикующими дизайнерами и архитекторами на следующей неделе. Не пропустите.