«Как они говорят: отдыхают от своих железок». Белазовцы ставят «Безымянную звезду» и «Чернобыльскую молитву»

26.10.2019 - 20:33

Народный молодёжный театр «Штурх» основан в 1990 году. В актёрской труппе в большинстве – сотрудники БелАЗа. В репертуаре – спектакли разных жанров: комедии, драмы, миниатюры и детские постановки. Каждая премьера проходит при аншлаге. Ведь на сцене люди, для которых театр – это вовсе не работа.

Как в Жодино готовятся к новому театральному сезону, узнаем в этом выпуске программы «Центральный регион».

Жодинскому Дворцу культуры в следующем году исполнится 60 лет. Здесь работают 25 коллективов любительского художественного творчества. Особенно популярно театральное направление.

Светлана Луцевич, художественный руководитель Дворца культуры ОАО «БелАЗ» (г. Жодино):
Мы очень много делаем мероприятий как для горожан, жителей города Жодино, так и для работников Белорусского автомобильного завода. И это не только концерты. Это какие-то интересные проекты, это шоу-программы. Наш город, по-настоящему, театральный. Когда у нас показ спектакля – в городе это целое событие. И мы набираем полные залы.

Модератор идей для новых проектов – народный молодёжный театр «Штурх». Режиссёр – Светлана Мытник. Она же и собрала первую театральную команду. Так как сама женщина педагог-дефектолог, первыми актёрами стали коллеги-преподаватели и школьники. Сейчас к ним присоединились люди разных профессий – инженеры, сотрудники банка, строители и даже спасатели.

Светлана Мытник, руководитель народного молодёжного театра «Штурх» Дворца культуры ОАО «БелАЗ» (г. Жодино):
Вот оно с чего начинается – с пустоты сцены. Потому что хочется это украсить, наверное. Создать команду – это очень тяжело. И откровенно скажу: не на каждый спектакль удается создать команду. В моем понимании, команда – это коллектив единомышленников. Это и в жизни очень сложно. Но и в спектакле не всегда удается. В основном, костяк – это заводчане. И, как они говорят, они отдыхают от своих железок. То есть насколько я понимаю, техника – это такое сухое, логически выстроенное, выстроенная вещь. А театр – это счастье, это счастье. Я скажу честно, у нас на репетициях смешно. Мы на репетициях просто смеемся. Поверьте, это такая разрядка, ощущение счастья. Просто отдыхаешь. Наше общество регламентированное такое, ближе к перфекционистам. А мы вот, находя друг друга, взаимодействуем. Но не без проблем. Это нормально. У нас, как в жизни.

Светлана Луцевич:
Все творческие люди непростые. Потому что они не шаблонные, они выходят за рамки каких-то общепринятых шаблонов. Кто общался с творческими людьми, те знают о тонкой организации души творческих людей.  

Актёры участвуют во всевозможных фестивалях и конкурсах, выезжают с гастролями в другие города Минской области. Неспроста театр называется «Штурх». Коллектив постоянно что-то подталкивает на создание новых спектаклей и театральных проектов. Так в минувшем сезоне театр представил зрителю рождественскую постановку с музыкальным и танцевальным наполнением.

Светлана Мытник:
Есть здесь такой формат, как самодеятельность заводская. Это когда я уже работаю не с театром, собирается команда, например, от какого-то подразделения завода. И с ней готовим проект с нуля. Люди простые, добрые и работоспособные, как наши белорусы. И работоспособность у них просто зашкаливала! «Какую тему возьмем?» Они говорят: «Смешную не хотим». «Ладно, грустную». И мы выбрали «Чернобыльская молитва» Алексиевич. И благодаря этой работе, я для себя открыла Алексиевич. Это, на самом деле, здорово!

Светлана Луцевич:
Когда выбирается репертуар, он не просто выбирается режиссером, то есть режиссер обязательно советуется с самодеятельными актерами. Если в профессиональном театре, я думаю, что это вряд ли происходит, там режиссер – он диктатор даже такой. А тут же люди просто ходят, они ходят, извините, за идею. И они должны, они очень часто сами выбирают, что им делать и что ставить. Вот в этом, конечно, огромная разница между профессиональным театром и любительским.

Этот театральный сезон станет не менее интересным для зрителя. Любительский коллектив «Штурх» представляет премьерный спектакль «Безымянная звезда» по пьесе румынского автора.

Светлана Мытник:
«Безымянная звезда» – это как потребность в романтике. То есть это романтично. Это слова любви, всплеск эмоциональный, гормональный. Думаю, что будет какой-то рождественский спектакль, и самодеятельность – но это уже будет что-то смешное. То есть мы уже договорились, что будем поднимать материал из белорусского фольклора.

В начале ноября коллектив также отправится с гастролями в Оршу. Ещё одна премьера театрального сезона «Мюнхгаузен» Григория Горина. Спектакль исполнит уже второй народный театр Дворца культуры под руководством Натальи Родионовой. Самодеятельные актёры вместе сыграли в более чем 40 постановках и концертных программах. Коллектив народного театра постоянный гость на областном фестивале «Березинская рампа». В этом году за спектакль «Там наверху небо» по пьесе «Поминальная молитва» актёры привезли сразу 6 дипломов.

Наталья Родионова, руководитель народного театра Дворца культуры ОАО «БелАЗ» (г. Жодино):
Однажды попробовав работать с хорошей литературой, люди на меньшее уже даже и не согласны. Потом еще у нас такой состав – в большинстве своем, это мужчины. Причем не мужики, не мальчики, а мужчины. И, конечно, под них репертуар подбирается. «Поминальная молитва» – «Там наверху небо» у нас называется: люди приходили по 6 раз на спектакль! Не родственники, не друзья. Значит, что-то надо было. Конечно, мы же – не роботы. Каждый раз люди выходят с какими-то определёнными чувствами, которые рождаются каждый день. Каждый день мы разные.

Репетиции проходят три раза в неделю, но перед премьерой будни и выходные, дни и ночи сливаются в одно – постоянную работу на сцене и оттачивание каждой строчки. Сложность актёров-любителей именно во времени. Первая половина дня  это основная работа: у станка или компьютера. А уже вечером – работа на сцене.

Наталья Родионова:
Об отдыхе речи не может идти, потому что другой раз приходится пролезать через игольное ушко, как у Саши Черного, по-моему, было такое выражение. Для отдыха есть много других мест хороших – это баня, дискотека, еще какая-нибудь тусовка, просто подружить. А театр – это, все-таки, работа. Отдых, знаете, когда бывает? Очень приятные моменты бывают, мне все об этом говорят, после спектакля назавтра. Особенно после премьеры, когда усталость и кайф какой-то.

И такая усердная работа оценивается беспрерывными 5 и 10-минутными аплодисментами. В репертуаре театра – порядка 10 спектаклей. Создать премьеру в маленьком городе с непостоянным коллективом сложно. Поэтому многие спектакли актёры играют «на бис», нередко по просьбе зрителей. А зритель в Жодино непростой.

Светлана Луцевич:
Благодарный, умный, тонкий. Если «Там наверху небо» мы показывали спектакль в Жодино 6 раз, и полный зал. Это спектакль по Горину, «Поминальная молитва». И если люди идут на такой спектакль – сложный, философский, то, наверное, с такими людьми, с таким зрителем нам не страшно ничего. Жодинский зритель – думающий, а это очень важно. Иногда и на комедию ходят. Какому-то зрителю надо подумать, посидеть и поплакать, а какому-то зрителю надо просто прийти после работы и просто посмеяться. То есть вот у нас два театра – они работают, все-таки, немножко в разных жанрах, и они удовлетворяют зрителя абсолютно разных вкусов.

Подготовка к новому театральному сезону в самом разгаре. Сейчас проходят ежедневные репетиции, создание декораций и костюмов. Премьера «Безымянной звезды» планируется в канун дня театра – 26 марта. «Мюнхгаузен» зрители увидят в конце ноября.

Светлана Луцевич:
Будут фишечки. Конечно, это обязательно, потому что каждый режиссер видит это все по-своему. Он же прекрасно понимает, что его будут сравнивать. «Тот самый Мюнхгаузен» с Захаровым или «Безымянную звезду» – фильм тоже известный с Костолевским и Вертинской – будут сравнивать. Они же это знают, и повторять не надо. Надо сделать что-то свое, что-то интересное, что, наверное, понравится зрителю.

Loading...


«Часть людей ушла из театра, нам стало нечего играть». Как в Гродненском драмтеатре удалось восстановить репертуар?



Новости Беларуси. Мы уже говорили о тех, кто в сложные времена для страны перешел черту, кто дело всей своей жизни бросил в костер революции. Среди таких были и театральные деятели, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Как к этому поступку отнеслись тогда и относятся сейчас их коллеги? Как изменилась жизнь гродненской театральной труппы? И где на самом деле место драме – на сцене или за ее кулисами?

О чем говорят в цеху, а точнее в кулуарах театра, подслушала Галина Буро.

На малой сцене театра репетиция полюбившегося детям спектакля «Оранжевый ежик». В репертуар вводят новых актеров после частичной смены состава в Гродненском драматическом театре. Роль ежика исполнит Татьяна Абленс, актриса и новая, и давно известная одновременно. За плечами 20 лет работы в этом театре, почти год перерыва. В ноябре она вновь вернулась на родную сцену.

Татьяна Абленс, актриса Гродненского областного драматического театра:
Ряды поределиВ этом смысле изменился. Это, конечно, очень печально, потому что у нас очень много, все, я бы сказала, талантливые очень артисты. Жаль, конечно, что сейчас здесь их нетСейчас очень интересное время, потому что у нас поменялся режиссер и будет новая пьеса. Очень интересно!

Последствия августовского шторма здесь устраняли вплоть до зимы. Ушла часть труппы. Но корабль под названием театр выстоял, словно доказывая, что драме все же место на сцене, а не за кулисами.

Сыграно около сотни ролей. Заслуженный артист Беларуси Александр Шелкоплясов ласково называет их своими детьми, которых выносил и продумал до мелочей. Его роман с театром начался с конкурса на место в 300 человек, ГИТИС, Москва, 1982 год. Поступил, шутит, благодаря своей самоуверенности. А сделал имя в мире театрального искусства, пожалуй, благодаря искренней и безусловной любви к делу всей жизни. А потому уверен: любимую сцену не отдают.

Александр Шелкоплясов, заслуженный артист Беларуси, актер Гродненского областного драматического театра:
Повлияла или нет ситуация с уходом части людей из театра? Да, повлияла. Нам стало нечего играть, потому что репертуар был заточен на конкретных людей, эти люди взяли и ушли. Ради бога! Это их выбор. Можно соглашаться или не соглашаться с этим, осуждать или не осуждать, но они сделали свой выбор. И я не знаю, кому они лучше или хуже сделали таким образом. Своим уходом они подставили всех. И я считаю, что это не совсем хорошо. Но вот они выбрали такую дорогу, и, наверное, они счастливы на этом пути.

А еще он вспоминает слова известного режиссера Захарова о том, что театр живет 10 лет, а потом ему нужна встряска. Похоже, вот она. А теперь новый этап. Словно ступень за ступенью, спектакль за спектаклем начал оживлять репертуар новый режиссер-постановщик Гродненского драмтеатра Сергей Яскевич. Он окончил университет и академию искусств в Минске, затем магистратуру. Работал в театрах Гомеля, Мозыря, Минска и Слонима. В кулуарах шепчутся: режиссер молодой и перспективный. Гродненские театралы замерли в предвкушении.

Сергей Яскевич, режиссер-постановщик Гродненского областного драматического театра:
Мы решили посвятить 2021 год классике, классической драматургии. Это будет и комедия, и трагедия, и для маленьких театралов, мы также предоставим им возможность посетить спектакль. Сейчас мы работаем над новой пьесой Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Пьеса была написана 150 лет назад, и я думаю, что в современной интерпретации она сможет снова задышать.

В пьесе – изобличение глупости, жадности и лжи. Интригующая премьера намечена на март. Режиссер обещает в год русской классики новый эстетический опыт для зрителя, например, в пьесе по мотивам Гоголя «Женихи». Будет и «Гроза» в театре. Но в этот раз только по Островскому. А пока, несмотря на призывы в некоторых Telegram-каналах бойкотировать Гродненский драм, люди заполняют зрительский зал.

Игорь Гедич, директор Гродненского областного драматического театра:
На кассе даже ощущается. Участились звонки, больше людей приходят. Конечно, нельзя сказать, что в таком же количестве, как в прошлом году: естественно, ситуация с коронавирусом сказывается. Но на кассе стало веселее работать, потому что появились звонки.

И, кстати, актерам важно именно мнение зрителя на позитивные перемены в театре.

Галина Буро, корреспондент:
В театре постоянно проводят соцопросы. И вот интересные факты, исходя из них. Портрет зрителя – это женщина с высшим образованием в среднем 40 лет (плюс-минус пять). А еще интересная модная тенденция: влюбленные для первого свидания стали выбирать именно поход в театр. А люди покупают билеты на спектакль в подарок. 

Самый непростой год за более 70 лет пути. Гродненский драмтеатр выстоял, сохранил атмосферу таинства и величия. Его залы помнят Василия Ланового и Виталия Соломина, аншлаги, радость и слезы зрителей. Актеры начали 2021-й уверенно глядя вперед.

Игорь Гедич:
Этот год объявлен Годом народного единства. И я думаю, что в этом контексте можно говорить и про театр. Что самое главное? Это понимать то, что нам идти вместе и нам делать общее дело. Общее дело – это служить театру, общее дело – это растить подрастающее поколение. Общее дело – это стремиться к какому-то совершенству, стремиться в своем развитии.

А вот эта картинка, согласитесь, визитная карточка Гродно – здание театра в виде перевернутой короны королевского города. В 80-х годах прошлого века это был очень смелый футуристический архитектурный проект. С тех пор на входе в здание могучий конь Пегас расправил крылья, чтобы защитить своих муз от любых капризов погоды.