От экономики с бизнес-форумом до политики с Донбассом: итоги визита Александра Лукашенко в Украину

22.07.2017 - 21:17

Главным политическим событием стал визит Александра Лукашенко в Киев. В апреле президенты двух стран под флагом чернобыльской тематики взаимно посетили Беларусь и Украину. Годовщина аварии на ЧАЭС была лишь поводом, но темы обсуждали разные: экономика, политика, приграничное сотрудничество. И это была апрельская «пристрелка». Присмотрелись, изучили настроения, и вот теперь – классический визит главы государства в столицу страны, с почетным караулом и со всей соответствующей атрибутикой.

Экономическое сотрудничество, торговля заявлены, как главные темы и подкреплены бизнес-форумом. А на политической ткани – видимые и невидимые узоры конфликта на востоке Украины, его разрешение при участии Беларуси и тень российского двуглавого орла, уподобляясь которому каждой стране сегодня стоит смотреть в обе стороны, – это политика здравого смысла. Детали визита Президента Беларуси в Киев – в сюжете Ольги Юруть.

Семью украинского фермера Валентина кормит четыре белоруса в буквальном смысле. И хоть младшему из них уже далеко за 40, по хозяйству управляются активно. Для бескрайних полей житницы Европы белорусская техника вполне подходит.

Валентин Выдра, фермер (Украина):
Работает. Могу сейчас завести. Могу сказать большое спасибо белорусскому народу и тем людям, которые сделали такой трактор.

Если на селе все чаще присматриваются к тракторам, то лицо города – это общественный транспорт. Парк тех же троллейбусов в приграничном Чернигове можно назвать раритетным. На маршрут выходят машины, которые уже давно исчерпали свой моторесурс.

Игорь Юхрименко, житель Чернигова (Украина):
Я вот смотрю в Беларуси на примере Гомеля, Могилева, Минска: троллейбусный парк очень мощный. Электронные табло, троллейбусы одного маршрута ходят каждые 5-6 минут. Здесь такого нет.

На улицах Киева белорусская техника (пассажирская да и коммунальная) – далеко не редкость. Вот и буквально в этом месяце наш МАЗ подписал контракт на поставку сюда сотни новых автобусов.

Украина – рынок для наших машиностроителей благодатный. Но даже крупные тендеры на поставку большегрузов – это не предел возможностей. Куда прибыльнее «и вашим, и нашим» совместные производства. Недавно стали собирать троллейбусы «Белкоммунмаш» в Луцке.

Владимир Король, генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»:
Мы сертифицированы здесь сейчас, поэтому для нас это стало намного проще и, скажем, более эффективно работать. Хорошая благоприятная ситуация сложилась. И как на рынке, так и в отношениях на высшем уровне. Это действительно способствует нам.

Белорусская техника ездит в Украине, по сути, на своем топливе, тоже белорусском. Наши нефтяники сооружают целые заправочные комплексы. Там и ресторан белорусской кухни с понятным для украинцев названием «Сябры». Весьма символично. Один из них вблизи международного аэропорта «Борисполь», куда приземлился борт № 1.

Белорусскую делегацию в Киеве ждали. Если наши журналисты охотились за комментариями экономической тематики, то в кулуарах украинские коллеги приезд нашего Президента в Украину воспринимали как гарантию мира и спокойствия на их земле. Без преувеличения.

Самые часто задаваемые вопросы с их стороны нашим министрам – о безопасности. А в серьезных переговорах сквозь прагматику цифр товарооборота читалась общая история и чувства, свойственные народам, пережившим войну.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Мы, русские люди, украинцы – это ядро цивилизации в этой части европейского континента. И то, что касается белорусов, я побывал в очередной раз в музее Голодомора. И приятно было слышать, когда экскурсовод говорил об отношениях белорусов в то время, в 30-е годы, тяжелые для Украины и Беларуси времена, когда за кордоны могли вырваться украинцы. И они куда шли? Они шли в вашу Беларусь. А белорусы делились последним.

Алена Гомон переехала в Беларусь из Донецкой области два года назад. Внезапно. С мужем, дочерью и сыном бежали от бомбежки, схватили что успели. Однако у нас обжились довольно быстро. Муж нашел работу на свинокомплексе, Алена устроилась поваром в школу. Там учится и мечтает стать волейболистом старший сын Максим.

Алена Гомон, гражданин Украины, житель деревни Ковердяки Брестского района:
Очень хорошие люди, очень дружелюбные, помогали. Как узнали, что мы приехали сюда, еще не было украинцев здесь, помогали кто чем мог. И мебелью частично, и продуктами.

Сегодня есть смысл работать с регионами. Ведь в Украине децентрализация бюджета и основные налоговые поступления, а это больше половины, теперь оседает именно на местах.

Александр Лукашенко:
У нас нет никакой аллергии, мы не торгуем и не дружим против кого-то, упаси господь. Мы хотим работать вместе на дальней, как мы говорим, дуге, в других странах, создавать совместный продукт, продавать его. Что касается кооперации, мы создаем у вас предприятия, вы создаете у нас предприятия. У нас хорошо развивается региональное сотрудничество с Россией, с Китаем, крупными государствами. Может быть, нам проработать вопрос и вот такие межрегиональные форумы собирать? Мы можем предложить Гомель.

Петр Порошенко, президент Украины:
Уверен, что в Украине вас знают, как государственного деятеля, нацеленного на максимально эффективный и конкретный результат. 

В присутствии глав государств стороны подписали соглашения в сфере науки, культуры и межнациональных отношений.

Одно из самых перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества Беларуси и Украины – транзитные перевозки водным транспортом по принципу «река-море». Это потянет за собой развитие логистики, транспортной инфраструктуры, развитие предприятий переработки.

Порт на нашей территории. Но для того, чтобы до него доплыть, надо сделать дно глубже на Днепре в украинской части. Этой креативной идеей сотрудничества занят и молодой министр.

Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины:
Мы инициировали перед еврокомиссией полноценное включение Днепра в европейскую сеть рек, чтобы мы могли совместно с Беларусью развивать эту главную судоходную артерию и получить дополнительный экономический и социально-экономический эффект для наших стран.

Транспортная логистика, промышленная кооперация, сельское хозяйство и нефтехимический комплекс. Это если кратко очертить круг взаимных интересов экономик Беларуси и Украины. Однако бизнес двух стран открыт к любым проектам и предложениям.

Александр Лукашенко:
Мы будем совместно, мы это не скрываем ни от кого, производить любую продукцию, которая пользуется спросом на международных рынках, не только в Беларуси и в Украине.

Петр Порошенко:
Мы договорились о конкретных шагах по сотрудничеству в сфере электроэнергетики, в нефтяной и газовой промышленности. По моему мнению, это очень перспективно. В том числе я подтвердил готовность Украины поставлять электроэнергию в Беларусь.

У министра энергетики и угольной промышленности Украины уже есть стратегия в этом вопросе.

Игорь Насалик, министр энергетики и угольной промышленности Украины:
Или общий экспорт электроэнергии из Беларуси в Украину и в Евросоюз, или поставка третьим странам через Беларусь прибалтам. Это тоже интересная позиция.

Чернигов – это самый север Украины. Здесь не слышны звуки ночных обстрелов – линия разграничения в сотнях километров отсюда. Но АТО гораздо ближе, чем кажется: за три года боевых действий Черниговщина лишилось почти двух сотен парней призывного возраста. Известие о последней трагедии пришло всего несколько дней назад.

Ольга Игнатушина, житель Чернигова (Украина):
Сколько можно людям гибнуть? Мира хочется, спокойствия, стабильности.

Украина и Беларусь заметно сблизились в период конфликта на Донбассе, однако неспокойная обстановка в этом регионе все-таки сказывается на двусторонней торговле. Нужен мир. Урегулирование ситуации на юго-востоке Украины – это принципиальная позиция Беларуси в этом вопросе.

Александр Лукашенко:
Мне было поручено Петром Алексеевичем, Владимиром Владимировичем организовать эту встречу в Минске, это не моя была инициатива. Мне сказали, как это сделать. Я это сделал. Претензий нет. Так будет и впредь. Все, что поручат мне два президента, больше, чем кто-либо вовлеченные в этот конфликт, мы, белорусы, будем делать. Мы не претендуем ни на какие лавры.

Петр Порошенко:
Александр Григорьевич создал все условия, чтобы «Минские договоренности» состоялись, чтобы работала трехсторонняя контактная группа. На сегодняшний день «Минские договоренности», которые вошли в международные документы и учебники по дипломатии, являются единственным и безальтернативным документом деэскалации конфликта в Украине.

Экономическим фоном политических договоренностей стал бизнес-форум. Он проходил параллельно переговорам лидеров двух стран в Киеве. Такой эпицентр деловой активности здесь не припомнят: на метр квадратный – сотни участников и многомиллионные контракты. Топ-менеджеры и инвесторы.

Время здесь деньги, особенно для таких представительных людей. Поэтому вложенный в контракт рубль наверняка приносит миллиарды уже в краткосрочной перспективе. Свой интерес здесь нашли представители разных сфер: банкиры, фармацевты, айтишники.

Александр Бондарь, директор частного предприятия:
Беларусь сейчас может предложить уникальное преимущество создать некий IT-хаб на всем постсоветском пространстве, вообще в Восточной Европе, что может быть интересно не только украинским производителям IT-продуктов, но интересно и венчурным инвесторам, и инвестиционным фондам, и так далее. Это очень интересная технология.

Здесь можно было купить практически все: от «БелАЗов» до одежды из льна. Только за день бизнесмены заключили порядка двух десятков сделок. Вот кто уж точно способен оживить экономику и перезагрузить белорусско-украинскую торговлю как минимум на уровень восьми миллиардов долларов, как продавали раньше.

Loading...


Водитель фуры на границе с Украиной: «При этом вирусе стало лучше, нет очередей»



Новости Беларуси. Вот уже сутки действуют ограничения на въезд иностранных граждан и в Украину. Список открытых погранпереходов на белорусско-украинской границе сократился до 10, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Что происходит на южных рубежах Беларуси знает корреспондент Александр Добриян. 

Александр Добриян, корреспондент: 
Погранпереход «Новая Гута» – южные ворота страны. Обычно это место в белорусов ассоциируется с отпуском, морем и Одессой. Но сегодня здесь полное затишье. Последний рейсовый автобус пересек границу в понедельник. С тех пор на пункт пропуска приезжают в основном фуры – ограничения пока не коснулись грузоперевозчиков.

Среди водителей на границе коронавирус – главная тема для обсуждения.

«Надеюсь, это поможет. Но, конечно, не сильно удобно». Что говорят люди, которые пытаются въехать или выехать из Украины

Когда сегодня переходили границу, какая разница? Пустота. Легкового транспорта нет. Движения нет. Грузовые как шли, так и идут. Грузоперевозки никто не отменял. Я считаю, если отменить еше грузовые перевозки – это будет коллапс, например, не только в Украине, но и в Беларуси, Польше, в России.

Можно сказать, что даже лучше. При этом вирусе стало лучше, нет очередей на таможне.

Помимо водителей большегрузов, въехать в Украину могут аккредитованные в стране дипломаты и члены их семей, граждане с документами на постоянное или временное проживание в Украине. Правда, таких немного.