Памятник Винценту Дунину-Марцинкевичу и Станиславу Монюшко в Минске: где установлен и как создавался

03.09.2016 - 18:13

Сердце города бьется вместе с настроением его жителей. Джазовые вечера, Концерты у Ратуши, уличные спектакли. В Верхний город приходят все больше и больше минчан. Здесь появляются новые бронзовые жители столицы. Войт и городские весы уже стали местными достопримечательностями.

А 3 сентября в творческую беседу вступили талантливые минчане XIX века: драматург Винцент Дунин-Марцинкевич и композитор Станислав Монюшко – создатели белорусской национальной оперы. Место в уютном скверике вблизи Ратуши выбрано неслучайно: недалеко на месте современного отеля «Европа» раньше располагался городской театр, где в 1852 году и была поставлена комическая опера «Сялянка», или «Сельская ідылія».

Работать с национальными героями и изучать историю для авторов скульптуры – отца и сына Гумилевских – всегда в радость. Их мастерская – галерея характеров: Максим Богданович, Франциск Скорина, Ефросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Владимир Короткевич. Здесь и конкурсные проекты, и воплотившиеся в жизни скульптуры.

Сергей Гумилевский, скульптор, лауреат премии Союзного государства:
Конечно, мы нашли те фотографии, те изображения, и на основании этого шла работа. Основная часть оперы на польском языке, а простые люди говорили на белорусском. В самой пьесе «Сялянка» одну роль выполнял сам Винцент Дунин-Марцинкевич, поэтому решение самой фигуры получилось такое живое.

Лев Гумилевский, скульптор, народный художник Беларуси, лауреат премии Союзного государства:
Кто-то из великих сказал: «Движение тела есть движение души». От этого и исходит потом, как же их выражение сделать, как глаза, как рот. В работе Дунина мы двинули, наклонили в размере, хоть там был каркас металлический. Пилили. Иногда меня спрашивают, сколько я делаю это. Я говорю, что полгода и всю жизнь.

Опыта, таланта и идейности Льву Николаевичу, действительно, не занимать. Он работал над одним из самых поэтичных и масштабных памятников Минска – нашему песняру Янке Купале. Есть портрет поэта авторства Гумилевского и в Москве. По словам скульптора, Минску и другим белорусским городам еще не хватает исторических памятников, а ведь нам есть кем гордиться.

Сергей Гумилевский, скульптор, лауреат премии Союзного государства:
В 90-х годах, когда делали аллею бюстов в Несвиже, на тот момент сознанием не дошли. После этого к нам местные власти отнеслись с благодарностью, потому что проходят уроки истории в парке, ученики совершенно по-другому усваивают эту тему. Я думаю, что князю Глебу, который считается основателем Минска, просто необходим памятник.

Скульптура получилась невероятно живая и душевная. Здесь важна каждая деталь. Хочется рассматривать фигуры со всех сторон. Дунин-Марцинкевич читает либретто и у Станислава Монюшко рождается музыка для будущего произведения – это творческий союз. Символ единства – театрально-поэтичная лира.

Кстати, образ Дунина-Марцинкевича Гумилевские уже прорабатывали во время создания бюста драматурга в Бобруйске. Новая композиция совершенно иная – она парная. Решить ее было непросто, да и в мировой скульптуре таких примеров немного. Некоторые историки и краеведы утверждают, что в жизни такое соседство вряд ли понравилось бы Дунину-Марцинкевичу и Монюшко, так как они немного недолюбливали друг друга. В конце жизни между ними была небольшая размолвка, но творческие люди – с характером, и, как известно, в спорах рождается истина.

Сергей Гумилевский, скульптор, лауреат премии Союзного государства:
Если бы это были два отдельных памятника, то, наверное, они бы не передавали той темы. Есть памятник Минину и Пожарскому в Москве, но быть друзьями они не могли. Один был дворянин, другой – простолюдин. Но суть явления – борьба с врагом – их объединила.

Евгений Медзько, архитектор:
Как архитектор я хочу отметить очень тщательный выбор места, который произвел заказчик ­– «Мінская спадчына». Все больше и больше туристов там появляется, да и жители Минска там прогуливаются все чаще. Очень приятно это все видеть.

Площадь Свободы – своеобразный перекресток истории жизни драматурга и композитора. Так, по соседству в 4-м и 12-м домах на улице Революционной жил и работал основатель национальной драматургии Винцент Дунин-Марцинкевич. Это были нелегкие времена для Минска: восстание 1831 года, в котором приняла участие его дочь – известная пианистка Камилла Марцинкевич. За свой патриотизм девушка попала под арест в Пищаловский замок, да и сам классик оказался в минской тюрьме и жил под присмотром полиции.

Кстати, в Польше не все знают, что Станислав Монюшко минчанин. Он родился в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии, сегодня это Червенский район. Мама известного композитора Елизавета Маджарская была правнучкой создателя производства слуцких поясов.

С малых лет неравнодушные к искусству. Практически все детско-юношеские годы будущего композитора проходили в Верхнем городе. Здесь он учился в мужской гимназии, брал уроки органной музыки у Стефановича и жил вместе с родителями в доме на Интернациональной, 21, где сегодня можно увидеть мемориальную доску в честь классика.

Лев Гумилевский, скульптор, народный художник Беларуси, лауреат премии Союзного государства:
Мне нравится, что надпись низко. Люди подходят и начинают читать, это значит, они поклоняются этим фигурам.

Алесь Белый, историк:
Мы собрали более четырех тысяч подписей, а могли бы собрать, если бы было необходимо, и пару десятков тысяч. Просто остановили этот сбор, потому что получили сигнал, что такой памятник будет. Конечно, он очень нужен, потому что у нас фактически нет в городе памятников людям той эпохи, середины XIX века. Для формирования нашего внутреннего национального самоуважения, а также, если говорить о Монюшко, и прописывание нас в какой-то системе координат мировой культуры.

Обязательно познакомьтесь с новой скульптурой. Надеемся, что культурно-историческая тенденция продолжится и город обретет свою зримую историю. Замечательных предложений у династии Гумилевских немало, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Loading...


Закулисный процесс модернизации. Рассказываем важные особенности реконструкции площади Победы в Минске



Новости Беларуси. Сейчас династия Леля занята на одном из самых знаковых объектов страны – они восстанавливают трехметровое изображение ордена «Победы» на нашей знаменитой одноименной площади, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. 

Юлия Огнева, СТВ:
Иногда мне жаль, что не я – счастливый продолжатель семейного подряда. Это такая прямо мечта – династия. Но, как знать, может быть, она начнется с меня. Как вряд ли знал наверняка реставратор Николай Леля-старший, что его дело продолжат сын и племянник.

Памятник с ритуальной площадкой и Вечным огнем был построен в 1954-м. Первый раз площадь и монумент обновляли через 30 лет после открытия, второй – вот сейчас. Завершат реконструкцию к 9 мая 2020 года – к 75-летию Великой Победы.

Ну а пока работы идут полным ходом. И вот на этом самом полном ходу в реставрационный процесс внедрилась съемочная группа СТВ. Нашему оператору Дмитрию Травину позволили взобраться прямо к трехметровому ордену Победы, ну а специально для Анастасии Дехтяр сняли с сигнализации витрину в музее Великой Отечественной войны, где хранится реплика награды. И это далеко не все опорные точки сюжета. 

На прямолинейном проспекте Независимости мирного Минска – легендарный круг, площадь и возвышающийся обелиск как символ, напоминание, что на историческом пути Победа – догма, через которую нельзя напрямки. В объезд и обязательно с осознанием, что это не памятный след прошлого, а каменный остров, возведенный 65 лет назад из слез, горя, крови и невероятного примера ярой борьбы за справедливость и собственную свободу. Площадь Победы – без пафоса – сердце столицы. Пришло время поддержать его здоровье .

За ширмой, на которой написано «реконструкция», скрыт процесс глобальной модернизации. Сам монумент окутан строительными лесами.

Анастасия Дехтяр, корреспондент:
Сюда уж точно не ступала нога ни одной съемочной группы. Нам удалось пройти наверх, на ту самую 40-метровую высоту, где сияет звезда ордена «Победа».

Ну а пока – предыстория. Восстал из пепла разрушенный послевоенный Минск. Камни собраны, время облачать память в новые и вечные архитектурные формы. 50-й год.

Кстати, вот так круглая площадь выглядела тогда. Объявлен конкурс на создание памятника воинам и партизанам. Состязались более 70 авторов! Победили минские архитекторы Георгий Заборский и Владимир Король.

«Как – остается только догадываться»: малоизвестные факты о создании монумента Победы в Минске

Их проект сперва предполагал 48-метровую стелу. Но сроки поджимали, хотелось успеть к первому юбилею – 10-летию освобождения Минска, потому монумент получился ниже на 10 метров. Здесь каждый штрих – символ.

На четырех постаментах замерли в бронзовых горельефах эпизоды, на которых в миниатюре оплавленная войной Беларусь. 51 бессмертно забронзовелый образ: командиры, солдаты, партизаны, мирные люди – дети и женщины. Опоясывают обелиск четыре венка – по количеству фронтов, освобождавших Беларусь.

Монументальный ансамбль за шесть с половиной десятилетий переживал три реконструкции. В 1984-м, когда в Минске открывали метро, круглая площадь стала овальной, тогда же появился и подземный мемориальный зал. Реставрировали памятник и в 2004-м. В этот раз памятник переживает самый масштабный апгрейд за всю историю.

Гранитный ствол стелы рассматриваем вблизи: сколы, трещины, расхождение швов. Находясь у подножья, вряд ли рассмотришь такие раны.

Валерий Дудко художник-скульптор, реставратор ОАО «Белреставрации»:
Вода камень точит. И мы видим, какие процессы прошли в этот исторический период. Видим, как разошлись швы, как вода повредила блоки. Некоторые раздробились на кусочки, но основные монолиты целы. С профессиональной точки зрения реставратор выступает как хирург. Все необходимые моменты соблюдем, выдержим. Подберем необходимые материалы.

Когда создавался памятник, гранит привозили из Днепропетровска и Житомира. Сейчас планируют подобрать латки из белорусского микашевичского камня.

Вертикальный подъем по лесам, и мы на пике. Дотронуться до звезды – шанс явно не для каждого. Хотя если бы близнец ордена «Победы» появился, скажем, в мемориальном зале, на одну популярную достопримечательность в Минске стало бы больше. Звезда не потухла, а просто временно ушла с мирного небосклона. Под шатром реставраторы устроили настоящий косметический салон.

Трехметрвое изображение ордена «Победы». Венец монумента выполнен из бронзы и ломоносовской смальты. Операция-реставрация звезды происходит на месте. Мозаика очищается и обрабатывается, подбираются изношенные элементы. Буквально через неделю у бригады наступит золотое время.

Николай Леля, бригадир, художник-реставратор ОАО «Белреставрация»:
Сложность в том, что это очень большая высота, ответственность, что значимость объекта – сохранение историко-культурного наследия. У нас идет большая война с ветром. Когда будет наноситься золото, ветра не должно быть.

Для Николая Николаевича это уже вторая реконструкция звезды. Уникальное ремесло позолотчика бригадир перенял у своего отца – известного реставратора Николая Кузьмича Леля. В семейном архиве сохранились кадры тридцатилетней давности: мастера впервые прикасаются к архитектурной реликвии.

На том же месте, но уже в другой компании. Эксклюзивное мастерство стало действительно семейной ценностью. Профессиональные секреты передаются от поколения к поколению. Теперь наверху трудится настоящий семейный подряд. Сын Николая Николаевича и племянник – тоже реставраторы-позолотчики.

Для придания драгоценного лоска звезде в этот раз уйдет 44 грамма золота. Дорогого стоит во всех смыслах и настоящий орден Победы. Хоть на производство высшей военной награды СССР ушло всего 2 грамма золота, зато материальная ценность роскоши в другом.

Татьяна Политыко, заместитель начальника научно-просветительского отдела музея Великой Отечественной войны:
На каждый орден выделялось 80 мелких-мелких бриллиантов, хотя использовались только 74. Тогда это называлось «с учетом порчи». Награждений было 20. Но одно недействительно на сегодняшний день, потому что последний орден в 1978 году был вручен Брежневу. Когда пришел к власти Горбачев, этот орден был аннулирован.

Единственный белорус-кавалер ордена Победы – генерал Алексей Антонов. Родился знаменитый военачальник в Гродно. Сейчас его именем названы в родном городе улица и школа.

Алла Северинова, руководитель Музея Великой Отечественной войны СШ № 11 имени генерала армии А. И. Антонова:
За годы Великой Отечественной войны он разработал более 20 операций. Был единственным генералом армии, который был награжден орденом Победы.

Дар стратега Антонова раскрылся и во время подготовки к освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Операция «Багартион» стала верхом полководческого искусства нашего земляка. С формулировкой: «За планирование боевых операций и координацию действий фронтов» в июне 1945-го орден Победы и засиял на торжественном кителе Антонова.

Ради того, чтобы взглянуть на орден вблизи, нас специально впустили в Музей Великой Отечественной раньше посетителей и сняли с витрины сигнализацию.

Анастасия Дехтяр:
Производство оригинала оценивалось в 250 тысяч долларов. Но это лишь, как модно сейчас гворить, реплика. Настоящего ордена Победы в Беларуси нет. Хотя нет, есть – в сердце Минска.

Оригиналы ордена советских военачальников после смерти обладателей возвращались государству. Сейчас они в запасниках музеев Московского Кремля и Вооруженных Сил, и лишь копии наград выставлены на обозрение. Еще бы: на черном рынке реликвия оценивается в 10 миллионов долларов (редкость и драгоценность играют свою роль). Такая слава и криминальная история бросили тень и на звезду минской площади Победы. По слухам, во время реконструкции в 2004-м злоумышленники ночью забрались по строительным лесам и похитили два максибриллианта. Вот только вряд ли от этого они смогли обогатится…

Имитация бриллиантов – всего таких около 200 – единственные элементы звезды, которые обновляют в мастерских. Алмазы были сделаны по спецзаказу на стеклозаводе «Неман». Годы им нипочем, а вот время оставляет налет.

Николай Белаец на стройплощадке буквально на разрыв. То, что он руководит здесь всеми процессами, выдает стопка чертежей и документов под мышкой. За 20 лет, что в профессии, это, пожалуй, самый сложный объект: историческая ценность связана с динамикой современности, да и моральная ответственность высока.

Николай Белаец, начальник участка СУ-19:
Все вскрывается и принимается решение. Сложность в том, что делать нужно очень быстро. Площадь Победы  символ для всей Беларуси, и надо сделать хорошо, чтобы осталось на долгие-долгие годы.

Капитальная реконструкция площади – за этим скрывается работа, которую вряд ли смогут оценить обыватели, ведь облик исторический центр не поменяет. Разве что в заснеженную зиму электроподогрев гранитной площадки растопит осадки и продлит срок эксплуатации покрытия. Новое освещение, чугунная чаша для вечного огня, в нижнем зале появится панно с мультимедийными экранами. Такой ненавязчивый микс прошлого и настоящего. А как иначе? Именно так память живет.