«Папа был весь обгоревший, в ожогах». Дочь Пташука рассказала, как снимали «В августе 44-го»

10.01.2020 - 12:58

Как снимали картину, рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси»

Игорь Авдеев, заведующий Музеем истории белорусского кино:
Это был, конечно, поступок студии. Все ресурсы были направлены на производство этой картины в ущерб, может быть, творческим студиям других авторов. Это стремление выпустить заметный, резонансный продукт.

Это картина, в которой очевидны приметы высокого стиля, это явные претензии на продукцию голливудского размаха и качества.

Михаил Пташук не побоялся ни критиков, ни завистников, ни конкурентов. Его картина «В августе 44-го» стала первым выстрелом после долгой тишины. Именно эта премьера считается точкой возврата к главной теме белорусского кинематографа – Великой Отечественной войне.

Игорь Волчек, мультипликатор, режиссёр, композитор:
Он был гениальным продюсером, на самом деле. У него были лучшие сценаристы, лучшие операторы, лучшие художники, лучшие актёры. Он понимал, что это такое, и фильмы получались, соответственно, такие зрелищные очень.

В 1998 году Минкульт делает Пташуку предложение, от которого тот просто не смог отказаться. Это была вторая попытка экранизации, пожалуй, самого известного романа о контрразвездке.

Война была лейтмотивом творчества Пташука. Поэтому он тут же взялся за дело. И даже поехал в Москву, чтобы вместе с Богомоловым поработать над сценарием. Но последний картину так и не принял.

Антонина Карпилова, музыковед, киновед, преподаватель:
Владимир Богомолов попросил убрать из титров своё имя. Он это обосновал. Я не хочу цитировать его слова. Но главная претензия была именно в том, что из фильма ушли вот эти документальные источники. Осталась фабула, где контрразведчики ловят диверсантов.

Изольда Кавелашвили, редактор, сценарист:
Книга сильнее. В начале всё это очень затянуто и всё это очень слабо, в финале он, всё-таки, так развернулся. Нет, это неплохой фильм, но произведение мне больше нравится.

Пташук на свой страх и риск берётся за работу над фильмом. Для команды начались сложные времена. Не было ни денег, ни понимания между участниками процесса. С самого начала коса нашла на камень. Казалось, конфликт двух гениев не даст реализовать всё задуманное. И, тем не менее, картина стала самым известным военным блокбастером последних десятилетий.

Для съёмок эпичных сцен привлекли сотни военнослужащих и техники. 24 единицы ЗИЛ-157 собрали со всего бывшего Советского Союза.

Сергей Соболев, начальник ПК «Автобаза» РУП «Национальная кино студия «Беларуьфильм»:
Это немецкий танк Т-3 из министерства обороны поставили на БМП-1. И на борисовском военном заводе изготовлена точная копия танка. И именно этот танк снимался в кинокартине «В августе 44-го».

Наталья Велевич, сотрудник натурной площадки РУП «Национальная кино студия «Беларуьфильм»:
Именно здесь проходили съёмки фильма «В августе 44-го» Михаила Пташука. Прошло очень много времени, поэтому они в таком виде, но тогда это было всё очень грандиозно и красиво.

Пташук не давал выдохнуть ни себе, ни остальным. Уже через год родные начали опасаться за его здоровье – настолько он отдавался работе.

Анжелика Пташук, режиссёр:
Папа был весь обгоревший, он был весь в ожогах. Но для него это была абсолютно нормальная ситуация. Когда Элем Климов подошёл к нему после какого-то фильма, посмотрев его премьеру, он сказал: «Ну, что Миша, было трудно?» А папа сказал: «А я люблю, когда трудно. Когда легко – плохие фильмы получаются».

Немудрено, что картина, которая далась её создателю с таким трудом, начинает собирать награды. В апреле 2001 года  Пташук прилетает в Москву из Лос-Анджелеса на триумфальную для него премию «Ника», где фильм «В августе 44-го» заявлен сразу в шести номинациях. Но на сцену режиссёр так и не поднимется.

Анжелика Пташук:
Это страшное воспоминание, очень тяжело об этом говорить. Он уехал в Москву вместе с мамой. Она позвонила мне утром и совершенно таким растерянным, очень спокойным, не то что спокойным, а каким-то голосом, в котором не было никакой лишней ноты. Сказала: «Папа погиб…»

Loading...


Отражена судьба всего народа. Три белорусских фильма о войне, которые получили международное признание



Идут годы, ветераны уходят, война становится все дальше от нового поколения, но боль и память не стереть. В золотом фонде Музея истории белорусского кино отдельную главу занимает Великая Отечественная. Эти картины стали новым шагом к правде и перевернули сознание. После их просмотра вы уже не будете прежними. Каждая из историй режет без ножа.

13-летний Ванечка посреди бомбежек и пуль остается сиротой. Горе забрало все слезы и закалило характер. Он эвакуируется за Урал, устраивается на завод и подставляет свое плечо другим. Недетское мужество восхищает, за что подростка все величают Иваном Макаровичем. Героическая драма от Игоря Добролюбова взорвала Венецианский фестиваль в 70-м году и получила «Серебряную Минерву».

Игорь Авдеев, руководитель Музея истории белорусского кино:
Жюри отметило эту картину за удивительно правдивое воспроизведение атмосферы военного времени, настолько пронзительной была эта картина во всех деталях. Произошло это потому что авторы белорусского кино во главе с кинорежиссером Игорем Добролюбовым рассказывали не отвлеченную какую-то историю военного детства, а фактически свою собственную, они пережили все это сами в детском возрасте. Страх, ужас и другие эмоции, которые они тогда испытали.

Свинцовые 40-е продолжает драма «Через кладбище», в основу которой легла повесть Павла Нилина. Во время боев за Сталинград группа белорусских партизан подрывает вражеские эшелоны. За снарядами к механику Бугрееву отправляют молодого Михася с Сазон Ивановичем. Но как гром среди ясного неба на след героев нападают немцы.

В 1995 году по решению ЮНЕСКО эта картина вошла в сотню лучших фильмов о войне, и дело не только в сюжете.

Игорь Авдеев:
Авторы одними из первых рассказали о том, что происходило в душах людей, переживших шок, разочарование на начальном этапе войны, ведь предполагалось, что события будут развиваться совершенно иначе: война будет краткосрочной. Вот как люди преодолевали кладбище надежд в собственных душах и возрождались к активному сопротивлению. Впервые средствами кино эта проблема была изучена в нашей картине «Через кладбище», которая принесла в белорусское кино мощный творческий импульс.

Еще одна невероятно сильная лента – «Знак беды». Экранизация по одноименной повести Василя Быкова. В центре сюжета судьба крестьянской семьи. Степанида и Петрок живут на глухом хуторе Яхимовщина. Их сын служит в танковых войсках, дочь учится на доктора, но начинается война. Оккупанты перекрывают кислород деревне. Меж зверских издевательств всплывает прошлое героев, когда их раскулачили во время коллективизации. Но предают Родину отнюдь не «кулаки», односельчане-пролетарии превращаются в полицаев. Не выдержав оков змеиного логова, Петрок идет на открытый протест и погибает, а его жена запирается в хате и поджигает ее. Гран-при ВВС за лучший неанглоязычный фильм 1987 года.

Игорь Авдеев:
В этой судьбе отражена судьба всего белорусского народа это обобщенные образы, поэтому основная нагрузка лежала на исполнителях главных ролей это Геннадий Гарбук и Нина Русланова.

Здесь они явили все свое актерское мастерство, чтобы представить на экране яркие национальные характеры белорусов в переломный момент истории.