«Переходный период» заканчивается: как будут работать предприниматели с 1 января

06.12.2015 - 20:08

Новости Беларуси. Как поставить бизнес на цивилизованные рельсы. К этому вопросу, а порой и острой дискуссии между властью и бизнес-сообществом обращались не раз. Серьезный разговор состоялся весной 2015 года в одном из столичных торговых центров, куда приехал и президент. Речь тогда шла о продаже так называемых несертифицированных товаров. Тема для ИП, безусловно, болезненная, и в один день сменить правила игры, конечно же, трудно. Компромисс, который устроил все стороны, тогда нашли: 10 месяцев переходного периода, чтобы продать все остатки, на которые государство весь этот год закрывало глаза, и больше не возвращаться к проблеме.

С 1 января для белорусских предпринимателей начинают действовать новые правила торговли.

Как хорошая хозяйка заранее готовится к празднику, так и Марина как ответственный ИП заранее взялась за документацию, когда стало понятно, что без сертификатов и накладных есть шанс просто «прогореть». Марина продает детскую обувь.

Марина Семченкова, предприниматель (Витебск):
Мы, вообще, изначально вот эту самую обувь возили с рынка, когда еще был «Черкизовский» открыт. И обувь хорошая, нормальная была, но мы поняли, что надо возить уже с документами, потому что указ вышел.

Почти половина российских поставщиков этого товара имели «липовые» сертификаты качества. Понадобилось время и масса усилий, чтобы найти надежные фирмы.

Еще как вариант: предприниматели могут закупаться на белорусских оптовых базах. Но в любом случае с 1 января нужно документально подтверждать, что за товар вы купили, его происхождение и то, какого он качества. На то, чтобы распродать остатки и разобраться с сопроводительными документами, предпринимателям был дан так называемый «переходный период». Это стало итогом большого разговора президента с предпринимателями еще в марте.

По сути, ИПэшники получили полтора года отсрочки, чтобы научиться работать по-новому. 31 декабря это время истекает. На такие меры пошла власть, чтобы поддержать малый бизнес.

Марина Семченкова, предприниматель (Витебск):
Им помогло это, остатков у людей реально было много. За столько лет работы у них накапливается большое количество остатков. Конечно, они смогли это продавать.

Но даже сертификаты – полбеды. Кто хотел, тот успел. Сопроводительные документы на товар (накладные, счет-фактуры) вызывают массу вопросов у налоговых служб.

Александр Калинин, председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»:
Вопрос в том, что документы, получаемые в Российской Федерации, зачастую не подтверждаются самими продавцами. В силу того, что они не платят налоги, они считают, что раз товар уехал в Беларусь, то о нем никто не знает и не вспомнит. Реализацию этих товаров они нигде не отражают. Мы имеем сейчас новое явление, что у предпринимателя документы есть, им вменяют ответственность за противоправные действия иностранных партнеров.

Предпринимательские союзы поднимают и вопрос о соразмерности штрафов за работу по оказавшимся недействительными документам. Ответ из госорганов прост: для тех, кто готов работать «по-белому», выход всегда есть.

Ольга Леошко, начальник отдела предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома:
Сегодня федеральная служба России на сайте nalog.ru разместила всю информацию о своих предприятиях, которые работают на территории Российской Федерации. И сегодня любой предприниматель республики может через Интернет-ресурс проверить своего поставщика.

В стране мелкой розницей занимается больше 60 тысяч индивидуальных предпринимателей. Только тысяч 13 из них сегодня распродают остатки. Есть мнение, что многие маленькие бизнесмены просто «лукавят» – тянут до последнего, надеясь на новые послабления. Но это как минимум ставит в неравные условия тех предпринимателей, кто уже перестроился, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Ольга Леошко, начальник отдела предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома:
С 1 января все-таки те, кто уже решил для себя работать, выйдут на работу на рынки, торговые центры. Есть, конечно, некоторые моменты раскачивания ситуации в надежде вернуть прежние условия, которые были приемлемы. Не секрет, что все-таки ряд предпринимателей привыкли работать по-старому, реализуя где-то приобретенный товар по «серым» схемам. Прежде всего должны думать о покупателях. Сегодня покупатель имеет право купить товар, не беспокоясь о его качестве.

Впрочем, все проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес, готовы обсуждать. Для этого был создан общественно-консультативный совет по развитию предпринимательства при Минэкономики. Чтобы находить компромиссы. Вопросы, которые можно урегулировать, госорганы возьмут на контроль. Но, как и договорились власти и предприниматели, 1 января станет днем, когда начинают действовать новые правила.

Loading...


Уплата взносов в Фонд социальной защиты. О нюансах рассказывает юрист



Вопрос уплаты взносов в Фонд социальной защиты часто становится ребром. Если раньше это было прямой обязанностью бизнесменов независимо от того, осуществляется предпринимательская деятельность или нет, то сейчас дела обстоят иначе. Согласно букве закона, сегодня индивидуальные предприниматели должны оплачивать соответствующий взнос, только в случае если они ведут свою профессиональную деятельность. Но как и в любом правиле, здесь тоже есть свои исключения.

Александр Костюкевич, юрист:
Если индивидуальный предприниматель находится в трудовых отношениях либо связан с трудовыми отношениями на основе учредительства и за него уплачиваются взносы в Фонд соцзащиты, то уплачивать взносы можно в добровольном порядке.

А вот если вы получаете пенсию, пособие по уходу за ребенком либо состоите на дневной форме обучения в вузе, оплачивается социальный взнос по желанию.

Александр Костюкевич:
Срок уплаты взносов не позднее 1 марта следующего года за отчетным, а что касается отчетности, она предоставляется не позднее 31 марта. Что касается размеров, они определяются в размере 35% от минимальной заработной платы.

Когда же 1 марта выпадает на выходной либо праздничный день, взносы нужно будет оплатить заранее. Для того, чтобы предоставить соответствующим органам отчетность о выплате взноса, нужно зайти на сайт Фонда социальной защиты, найти и заполнить необходимый документ.

Александр Костюкевич:
На сегодняшний момент сложилась проблема, когда индивидуальные предприниматели находились в процессе ликвидации, но потом по каким-то причинам решили возобновить деятельность, то почему-то фонды соцзащиты предъявляют требования об уплате взносов уже за 2014, 15, 16 года, когда этой обязанности по сути не было. Если брать первый Декрет Президента, который определяет порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя с момента принятия такого решения, он не имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Если же он по объективным причинам возобновляет свою деятельность, то мы понимаем, что непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью он может только с момента принятия решения о возобновлении деятельности. Если он находился в процессе ликвидации 10 лет, то требовать от него уплаты взносов за прошлые периоды незаконно и необоснованно.