«Переходный период» заканчивается: как будут работать предприниматели с 1 января

06.12.2015 - 20:08

Новости Беларуси. Как поставить бизнес на цивилизованные рельсы. К этому вопросу, а порой и острой дискуссии между властью и бизнес-сообществом обращались не раз. Серьезный разговор состоялся весной 2015 года в одном из столичных торговых центров, куда приехал и президент. Речь тогда шла о продаже так называемых несертифицированных товаров. Тема для ИП, безусловно, болезненная, и в один день сменить правила игры, конечно же, трудно. Компромисс, который устроил все стороны, тогда нашли: 10 месяцев переходного периода, чтобы продать все остатки, на которые государство весь этот год закрывало глаза, и больше не возвращаться к проблеме.

С 1 января для белорусских предпринимателей начинают действовать новые правила торговли.

Как хорошая хозяйка заранее готовится к празднику, так и Марина как ответственный ИП заранее взялась за документацию, когда стало понятно, что без сертификатов и накладных есть шанс просто «прогореть». Марина продает детскую обувь.

Марина Семченкова, предприниматель (Витебск):
Мы, вообще, изначально вот эту самую обувь возили с рынка, когда еще был «Черкизовский» открыт. И обувь хорошая, нормальная была, но мы поняли, что надо возить уже с документами, потому что указ вышел.

Почти половина российских поставщиков этого товара имели «липовые» сертификаты качества. Понадобилось время и масса усилий, чтобы найти надежные фирмы.

Еще как вариант: предприниматели могут закупаться на белорусских оптовых базах. Но в любом случае с 1 января нужно документально подтверждать, что за товар вы купили, его происхождение и то, какого он качества. На то, чтобы распродать остатки и разобраться с сопроводительными документами, предпринимателям был дан так называемый «переходный период». Это стало итогом большого разговора президента с предпринимателями еще в марте.

По сути, ИПэшники получили полтора года отсрочки, чтобы научиться работать по-новому. 31 декабря это время истекает. На такие меры пошла власть, чтобы поддержать малый бизнес.

Марина Семченкова, предприниматель (Витебск):
Им помогло это, остатков у людей реально было много. За столько лет работы у них накапливается большое количество остатков. Конечно, они смогли это продавать.

Но даже сертификаты – полбеды. Кто хотел, тот успел. Сопроводительные документы на товар (накладные, счет-фактуры) вызывают массу вопросов у налоговых служб.

Александр Калинин, председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»:
Вопрос в том, что документы, получаемые в Российской Федерации, зачастую не подтверждаются самими продавцами. В силу того, что они не платят налоги, они считают, что раз товар уехал в Беларусь, то о нем никто не знает и не вспомнит. Реализацию этих товаров они нигде не отражают. Мы имеем сейчас новое явление, что у предпринимателя документы есть, им вменяют ответственность за противоправные действия иностранных партнеров.

Предпринимательские союзы поднимают и вопрос о соразмерности штрафов за работу по оказавшимся недействительными документам. Ответ из госорганов прост: для тех, кто готов работать «по-белому», выход всегда есть.

Ольга Леошко, начальник отдела предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома:
Сегодня федеральная служба России на сайте nalog.ru разместила всю информацию о своих предприятиях, которые работают на территории Российской Федерации. И сегодня любой предприниматель республики может через Интернет-ресурс проверить своего поставщика.

В стране мелкой розницей занимается больше 60 тысяч индивидуальных предпринимателей. Только тысяч 13 из них сегодня распродают остатки. Есть мнение, что многие маленькие бизнесмены просто «лукавят» – тянут до последнего, надеясь на новые послабления. Но это как минимум ставит в неравные условия тех предпринимателей, кто уже перестроился, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Ольга Леошко, начальник отдела предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома:
С 1 января все-таки те, кто уже решил для себя работать, выйдут на работу на рынки, торговые центры. Есть, конечно, некоторые моменты раскачивания ситуации в надежде вернуть прежние условия, которые были приемлемы. Не секрет, что все-таки ряд предпринимателей привыкли работать по-старому, реализуя где-то приобретенный товар по «серым» схемам. Прежде всего должны думать о покупателях. Сегодня покупатель имеет право купить товар, не беспокоясь о его качестве.

Впрочем, все проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес, готовы обсуждать. Для этого был создан общественно-консультативный совет по развитию предпринимательства при Минэкономики. Чтобы находить компромиссы. Вопросы, которые можно урегулировать, госорганы возьмут на контроль. Но, как и договорились власти и предприниматели, 1 января станет днем, когда начинают действовать новые правила.

Loading...


«Мы смотрим на наличие команды и готовность работать». Как стать резидентом технопарка?



Новости Беларуси. 4 ноября Минскому городскому технопарку исполнилось 10 лет. Это общество с ограниченной ответственностью было создано для реализации государственной программы инновационного развития Беларуси. С 2011 года оно получило статус субъекта инновационной инфраструктуры в качестве научно-технологического парка. О том, что уже выполнено, и планах на будущее поговорим в студии программы «Большой город» на СТВ с Владимиром Давидовичем, директором Минского городского технопарка.

Юлия Алексеюк, ведущая:
Есть идеи, есть желание стать резидентом технопарка. Как это сделать? Какие дальнейшие шаги?

Владимир Давидович, директор Минского городского технопарка:
Идеи мало. Технопарк принимает в резиденты уже состоявшиеся предприятия, то есть уже должно быть юрлицо и понимание того, что все в этом мире не бесплатно. Нужно платить даже за минимальную аренду. Есть такая пословица: лекарство должно быть платным. Мы не воспитываем какие-то иждивенческие настроения. Наоборот, это здорово, когда сформировавшееся предприятие с потенциалом роста приходит к нам зацепиться за маленький кусочек площади. Это может быть даже в подвале. Затем, это интересно наблюдать, через год-два они возьмут побольше, потом еще побольше. Они пользуются теми сервисными продуктами, которые мы им предлагаем. Это финансирование через банковский кредит тех предприятий, которые уже доросли до этого. У нас программа с «Беларусбанком», называется «Бизнес-старт инновации». На достаточно мягких условиях даже сейчас можно взять кредит под проект, оборудование или технологическое обеспечение, постепенно возвращать. Некоторые пользуются этим по два-три раза. Всего из 40 с лишним резидентов порядка 20 этой возможностью воспользовались.

Кроме этого, мы стараемся создать достаточно плотный трафик из наших зарубежных партнеров. В основном сейчас это Российская Федерация, «Сколково» просматривает проекты наших резидентов, с кем-то знакомятся поближе, чтобы дать им возможность реализовать свои проекты в регионах Российской Федерации. То же самое мы делаем с Российской торгово-промышленной палатой. У них тоже есть структуры, которые взаимодействуют с такими инфраструктурами, образованиями, как мы, Минский технопарк и в России огромная сеть технопарков. Стараемся вывести наших резидентов и сами выйти на рынки других стран СНГ, например, Казахстана. С Киргизией у нас пока состоялось знакомство, но, думаю, что какие-то проекты совместные, конкурсы тоже будет реализовывать. И, как говорят, в странах дальней дуги недавно познакомились с представителями Малайзии, ОАЭ. Хотя некоторые наши резиденты в Эмиратах и так уже продают продукцию, которую производят. Стараемся сделать мир открытым не только для наших компаний-резидентов, но и вообще всех, кто к нам приходит и с нами знакомится. Это ключевой резерв для роста любого предприятия – делать свою продукцию адаптивной и нужной по всему мировому рынку.

Юлия Алексеюк:
Когда вы выбираете резидентов, кого поддержать, на что делаете упор?

Владимир Давидович:
На готовность начинать свою деятельность или вести уже начатую на определенных площадях буквально сразу. Если они готовы начинать завтра, значит, скорее всего, это наш клиент. Если мы видим, что там начинается обкладывание множеством условий, то надо еще подождать, пока команда созреет. Мы смотрим на наличие команды и готовность работать, не ждать каких-то райских кущ, которые откуда-то придут. Это краеугольный камень любого бизнеса. То есть ты готов быстро стартануть и развиваться. И еще, конечно же, ты имеешь навыки и возможности быстро продавать.

Юлия Алексеюк:
А если навыков не хватает, есть возможность их получить в стартап-школе?

Владимир Давидович:
Что из себя представляет эта школа? Для начинающих предпринимателей, кто еще только хочет попробовать себя в бизнесе, первые шаги, что нужно сделать – это азы с точки зрения учета своих затрат, ресурсов, возможностей. Дальше, так как большинство начинающих предпринимателей находятся в стадии активного поиска ресурсов, денег, то им надо научиться себя презентовать. Себя и свой проект. В первую очередь, себя. Потому что часты случаи, когда носитель проекта вдруг находит очень хорошего партнера, который его переформатирует под совершенно другой проект. Они становятся хорошей командой, развиваются дальше. Поэтому обязательная тематика – это ораторское искусство и навыки построения презентации и ее преподнесения. И какие-то интересные практики и опыт тех предпринимателей, которые прошли начальную стадию, сами ищут проекты, чтобы профинансировать или принять в них участие. Они тоже про себя рассказывают. Такой комби-курс для самых начинающих. Но все равно мы это рассматриваем, как только есть толчок к тому, чтобы тот, кто пришел в стартап-школу, дальше начал искать сам источники и знаний, и ресурсов. Если у нас эта активация состоялась, то, скорее всего, он к нам потом вернется в тот же конкурс со своим проектом или как участник команды. Возможно, мы его отберем, чтобы потом у нас разместить. В любом случае вся активность направлена на подготовку такой «рассады», которую потом высаживаем.

Чем занимается Минский городской технопарк и как организация отметила своё 10-летие? Узнайте здесь.