«Подумайте, это творение эльфов или гномов?» Показываем самые красивые дома Минска в стиле модерн

12.09.2019 - 18:11

Изначально Эйфелеву башню интеллигенция сочла крайне неуместной. Эту «француженку» называют самым харизматичным примером модерна. Рассказываем в программе «Минск и минчане», как новый стиль – ар-нуво – быстро растопил сердца и шагнул по планете.

В Чикаго появились небоскребы из металла и кирпича, в Барселоне – фантастика от Антонио Гауди. Рубеж конца XIX-начала XX веков, эпоха войн и перемен, требовала свежести в искусстве, дабы пробудить чувство прекрасного в каждом.

Армен Сардаров, декан архитектурного факультета БНТУ, профессор:
Для модерна характерно то, что линии природы были частью вдохновения, вечной красоты. Поэтому это и в декоре модерна присутствует – плавные растительные линии, стебли цветов, листья, бутоны. Эта пластическая свобода взята из природы. Интересно то, что он возник в разных концах нашей Земли: и в Европе, и в Америке. Он по-разному назывался. Поляки называют его «сецессия», немцы – «югендстиль» – то есть молодежный.

Александра Володина, кандидат исторических наук, экскурсовод:
Модерн – это современный стиль. Это использование современных материалов, стекла, металла, бетон. Ранее мы не могли себе позволить такие большие окна, частично закрытые лестничные пролеты, потому что это было очень дорого. А сейчас эти технологии идут вперед. Мы можем использовать все эти находки.

Дети технологической революции оставили свой след и в Минске! В модерновой гостинице «Европа» впервые в городе установили лифт. И если до наших дней здание не сохранилось, то шедевр на Карла Маркса, 30 пережил все смуты. Асимметрия, венки в ковке, изящные вазы и даже маскарон с изображением античного бога...

Известный тогда архитектор Генрих Гай удачно синтезировал искусство, щедро украсив фасад и интерьер. Классический пол, арочные двери, роскошная лестница – здесь все пропитано натуральным светом!

Антон Рудак, историк, краевед:
Хозяином этого дома был известный в Минске человек Сигизмунд Свентицкий – это был хирург, в 1870-м был назначен старшиной товарищества минских лекарей, а немного позже по его инициативе была открыта первая в Минске больница для бедных – такой прообраз современной поликлиники. В молодости он познакомился с Элизой Ожешко, известной польской писательницей, но свадьба не состоялась. Есть особенная деталь – умерли они с разницей в 3 дня.

В советское время здесь селилась партийная элита. В их честь, а также белорусского писателя Петруся Бровки, сегодня установлены мемориальные доски. Будете рядом – зайдите в квартиру-музей классика. Здесь все, как при его жизни!

А на перекрестке Киселева и Богдановича можно найти, наверное, самое красивое окно в городе! Такие высокие кружевные «витрины» фишка модерна. Кирпичное здание возводилось для администрации пивоваренного завода.

Александра Володина:
У современного человека это вызывает ассоциации с эльфами. Маленькая шутка среди искусствоведов: подумайте, это творение эльфов или гномов? Если эльфы – это ар-нуво, если это подобно морю или одинокой горе, то это ар-деко.

Дом на Кирова, 11 всегда будет выглядеть молодо. Архитектору Краснопольскому удалось опередить время и создать авангард! Герметичные окна, ломаные линии, орнамент из квадратов делают здание стильным и особенным. Возглавляло оно перекресток примерно с 1895 по 1911 годы. Доходный дом принадлежал дворянке, тогдашней бизнесвумен, Ядвиге Костровицкой.

Здесь размещалось управление Либаво-Роменской железной дороги, аптека и общество взаимопомощи железнодорожников. Для молочников и почтальонов был черный вход. Это сегодня дом розово-белый, а у модернистов он был совсем в других тонах.

Здесь учили журналистов, расстреляли демонстрацию и было шапито: история улицы Кирова

Александра Володина:
Они использовали цвета пыльной розы, табака или жемчужно-серый, такие приглушенные цвета.

В столичной гостиной модерна оказался дом по улице Интернациональной. Правда, 1913 год на фасаде – вовсе не дата постройки, а почерк реконструкции. Майоликовая плитка и остроконечные крыши передают шарм эпохи! Когда-то здесь размещалась небольшая гостиница всего на 7 мест.

Антон Рудак:
Купец Гилель Рубенштейн приобрел эту площадку, построил здесь скромный двухэтажный домик под свои потребности, с флигелем, но уже в 1907 году перекупил дом другой гражданин – Соломон Лившиц и менее чем через 10 лет он подал заявление на реконструкцию этого дома. Достроил здесь еще один этаж и значительно украсил фасад этого дома.

Алая архитектура Минска. Экскурсия по удивительным местам столицы

Женская гимназия Рейман на Кирова, 5 являла собой ювелирную работу из кирпича. Это здание было предвестником модерна.

Образовательная жизнь в этих стенах началась в 1910 году. В расписании были иностранные языки, литература, история, педагогика, рукоделие, рисование, пение.

Хореографию преподавал известный тогда воспитанник петербургской балетной школы Константин Алексютович. Но обучение «золотой молодежи» длилось недолго. С приходом большевиков двери закрылись.

Лепные виньетки, геральдика, гирлянды… Экскурсию завершим возле Красного костела и самых модерновых домов в Минске на Советской, 17 и 19. Их возвели в начале ХХ века, как доходные. 3-хэтажный дом директора банка Эммануила Абрампольского появился в 1912 году по проекту Станислава Гайдукевича.

На 1-м этаже 7 комнат с ванной и кухней снимала белорусская меценатка Магдалена Радзивилл. На втором – жил государственный и общественный деятель России и Польши Леон Ванькович. Здесь же в 20-30-ые годы жил нарком земледелия БССР Адам Славинский и другие партийные деятели, за что здание неофициально прозвали Первый Дом Советов.

Александра Володина:
Второй дом был больше медицинского предназначения. Там сдавались квартиры врачам, стоматологам. Он предназначался больше людям шляхты.

Армен Сардаров:
Тайна модерна заключается в том, что он к каждому хотел подойти индивидуально, в отличие от классицизма, который использовал традиционные формы, или от эклектики, которая собирала просто фон. То что сохранилось, надо беречь, и стремиться, чтобы молодежь поняла эту красоту, сберегла ее уже для будущих поколений.

Loading...


Онлайн-памятник героям ВОВ появится на площади Победы в Минске



Новости Беларуси. О молодёжи в политике и национальной идее, которая объединяет поколения, говорили эксперты программы «В обстановке мира».

Сергей Клишевич: «Фаст-фуд информационный тоже сегодня нужен для определённой части общества, для молодёжи»

Александр Бурда, депутат Молодёжного парламента Беларуси:
Если мы говорим сегодня про Молодёжный парламент при Национальном собрании, то это достаточно новый орган в стране. Он был создан совсем недавно. Его цель – это объединить и скоординировать работу органов молодёжного парламентаризма по всей стране. И, конечно, его основная цель – это чтобы молодёжь не только слушали, но и прислушивались. Хотя я со всей откровенностью могу отметить, что в нашей стране государство прислушивается к молодёжи.

Игорь Марзалюк, ведущий СТВ:
А что Вы предлагаете, к чему прислушиваться? Какие идеи? Потому что молодёжь – это всегда генератор идей.

Александр Бурда:
Начну с малого. Сразу же на первом заседании к Наталье Ивановне Кочановой поступило предложение от активистов Союза молодёжи об установке онлайн-памятника героям Великой Отечественной войны на площади Победы.

Эта идея за 5 минут нашла своё согласие и подтверждение в лице Натальи Ивановны. И вот уже буквально в самое ближайшее время мы приступим к её реализации. Это то, что если говорить об инициативах в самое ближайшее время. Я считаю, что с таких маленьких инициатив начинается развитие больших.

Смотрите 22 июля в 20.30 на СТВ.