Четыре новеллы о войне сняли молодые белорусские режиссёры

23.04.2019 - 13:13

Четыре истории о войне сняли молодые белорусские кинематографисты. Главным вопросом для авторов стал нравственный выбор: можно ли остаться человеком в нечеловеческих условиях?

Гости программы «Утро. Студия хорошего настроения» – режиссёр – Екатерина Тарасова и режиссёр – Дмитрий Федорович.

4 истории названы новеллами. Что является здесь обобщением, а что является реальными историями?

Екатерина Тарасова, режиссёр:
Конечно, это нереальные истории. Это придуманные, это фантазия по поводу. Я думаю, что они, возможно, даже приближенные к реальности.

Как режиссёрский взгляд формировался снимать о войне?

Дмитрий Федорович, режиссёр:
Было очень тяжело. Мы войну не знали и только из рассказов дедушек, бабушек, из книг, из каких-то фильмов и поэтому выразить какую-то свою мысль о войне было, на самом деле, тяжело. Война – это всегда смерть, и вот восприятие смерти какое-то сложилось. Я хотел больше сказать зрителю, что война – это неестественный процесс для человека и что, в принципе, войны не должно быть в современном обществе.

Как снимали? Кто актёры?

Дмитрий Федорович:
Снимали на площадке «Беларусьфильма» в Смолевичах, там большинство работ снято. У нас снимались только хорошие знаменитые белорусские актёры из белорусских театров и совершенно бесплатно.

Екатерина Тарасова:
У меня в новелле, например, снимался изумительный актер Шугалеев, он сейчас много достаточно снимается. Потрясающий совершенно молодой актёр с горящими глазами, уникальная личность, с моей точки зрения. С ним рядом работал Дмитрий Ратомский, он наш выпускник, сейчас он много работает в Москве, но он наш, белорусский актёр. Вероника Пляшкевич очень опытная актриса, рядом Олег Гарбуз.

У Димы в новелле ребята чудно поработали. Женя Казакевич, молодой наш актёр. Они все, условно, молодые. Женя потрясающе работал и по-настоящему, мне кажется, погружался. Есть в этом даже какая-то пограничная ситуация, чуть-чуть ещё и это станет безумием.

Экзистенциальная проблема всегда волновала и писателей, и философов, и режиссёров. Удалось ли что-то новое выявить в ходе работы над новеллами? Или, всё-таки, вы приходили к тем же самым выводам, которые были сделаны до вас?

Екатерина Тарасова:
Мы пришли к выводу о том, что когда война идёт, она становится обыденной. Это становится просто человеческой нормой: умирать, идти умирать, кого-то хоронить и проходить мимо смерти. Для меня это было тяжёлым открытием.

Loading...


53 года назад этот фильм завоевал сердца миллионов. Пять интересных фактов о «Кавказской пленнице»



1 апреля не только всемирный праздник День смеха, но ещё и день премьеры советского фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». С тех пор прошло 53 года, однако кинокартина всё ещё пользуется огромной популярностью как среди старших поколений, так и среди младших. 

«Минутчку! М-мин-нут-точку! Будьте добры, п-помедленнее! Я з-записую», – эта цитата Шурика успешно используется среди людей всех возрастов. 

В честь очередной годовщины фильма мы решили вспомнить интересные факты, связанные со съёмками культового фильма. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Фамилия Саахова 

Сначала персонажа Владимира Этуша должны были звать «Охохов», но в Минкульте был человек с такой же фамилией. Тогда её заменили на «Саахов», но в «Мосфильме» работал Сааков. Когда вновь возникла заминка, глава Минкультуры СССР Екатерина Фурцева не выдержала и сказала: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте – 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!» После этого фамилия была утверждена. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Трюки Натальи Варлей 

До съёмок в «Кавказской пленнице» Варлей регулярно выступала в цирке, поэтому она не испытывала смущения, находясь перед другими в купальнике, без проблем водила машины, спускалась на тросе со скалы, прыгала из окна на тонкой верёвке со съёмочного крана. Одним из самых сложных трюков можно считать прыжок в реку. И поскольку снято это было не за один дубль, актриса замёрзла. Кадры, где персонаж Варлей дрожит вместе с Шуриков, были практически реальными. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Ослица Люся 

К Наталье Варлей животное сразу прониклось симпатией. Александру Демьяненко пришлось кормить млекопитающее сахаром. Кстати, много лет спустя Люся сыграла в фильме «9 рота». 

Эксперименты 

Режиссёр Леонид Гайдай поощрял импровизацию и с удовольствием включал в фильм удачные идеи актёров. Например, изначально сцены, где персонаж Никулина чешет пятку, не было. Также спонтанно появилась фраза Вицина «Чей туфля?» Сцену с уколом Бывалому придумал Никулин, он же принёс огромный шприц, и он же дёргал его, когда игла вонзалась в подушку. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Едва не запретили 

Как и со многими другими в будущем успешными советскими кинокартинами с «Кавказской пленницей» возникла сложность. К счастью, взглянуть на свежую ленту пожелал Леонид Брежнев. Генсеку фильм очень понравился, и после этого кинокартина вышла на экраны, став одной из самых успешных в истории советского проката. 

Кстати, ещё один фильм, который спас Брежнев – «Москва слезам не верит».

Интересные факты об этой кинокартине можно узнать здесь