По ним можно было узнать о социальном статусе. Какие костюмы носили наши предки?

12.01.2021 - 11:37

В историческом музее можно заглянуть в сундук из прошлого и изучить восемь аутентичных строев. Региональные гардеробчики из глубины веков окунут в традиции и передадут тепло рук предков, когда выращивали лен, стригли овечек и ткали на кроснах паневы.

Дана Антонович-Андреева, куратор выставки «Белорусский костюм: прошлое и современный дизайн»:
Мы представили все шесть регионов: Лельчицкий, Дубровенский, Краснопольский, Гродненский, Дрогичинский строй. Как правило, девушку в первый день свадьбы оплакивали, потому что она умирает в своем девичестве, это как перерождение. В первый день невеста носила костюм более скромный, преобладал белый цвет, на второй день уже появляется красный, как символ жизни, возрождения.

По костюму можно было узнать о социальном статусе: замужем или в активном поиске. И хоть у каждого местечка была своя эстетика и характер, алой нитью связывали общие ценности.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Мне давялося сустракаць жанчын, на Палессі асабліва, якія зберагалі гэты вузельчык на той свет, у якім абавязкова было традыцыйнае адзенне. Па традыцыйнаму адзенню кожная жанчына лічыла, што яе там продкі пазнаюць на тым свеце.

Прямолинейный крой, безотходный и рациональный. Самотканая одежда была оберегом души и тела. Защищала от жары-холода и злых духов. Чтобы с того света не ворвалась нечисть, мастерицы знали подход.

Мария Винникова:
Жанчына і нават маленькія дзяўчынкі на людзі ніколі не выйдуць без фартуха. Гэта не для таго, каб не запэцкаць спадніцу, а для таго, каб засцерагчы ўлунне жаночае, каб жанчына, дзяўчына была здаровай, каб яна нарадзіла здаровых дзетак.

Не зря же говорят, родиться в рубахе. Любая льняная сорочка в разрезе превратится в крест. Его называли божья свеча, потому что белое полотно олицетворяло свет и благодать. Полешуки говорили, что сорочка должна была закрывать шею, локти и колени. Орнамент размещали не просто так. Каждая деталь несла свой смысл.

Мария Винникова:
Там, дзе заканчваецца сарочка гэты абярэг льняной тканіны, звычайна там размяшчаўся арнамент. Спачатку ў выглядзе простых чырвоных палосачак, кругом рукавоў, кругом падола, кругом шыі звычайна, і яна абазначала вось той беражок, тую мяжу, за каторую нячысцікі ўжо не маглі прыступіцца да цела і душы чалавека.

Анастасия Макеева, корреспондент:
На выставке можно даже полистать альбом из прошлого. Этнограф Исаак Сербов оставил нам портреты колоритных белорусов начала XX века.

Дух времени раскрывает и ролик, посвященный Домачевскому строю. Визитка на трех языках. Культурный проект от команды «Этнотрадиция» и Академии наук. Традиции были сильнее тенденций, но иногда светская мода стучалась в двери.

Мария Винникова:
Гэты брыжасты каўнер гэта ўплыў свецкай моды, магчыма з Іспаніі. Гарсэт гэта даволі позняя з'ява ў традыцыйным нашым адзенне, ён з'явіўся недзе ў XVI стагоддзі. Даволі складаны крой і звычайна замаўлялі ўмельцам. Тканіны багатыя, як аксаміт, розныя ўпрыгожванні, але гэта ўжо пачатак XX стагоддзя.

Все дело в намитке. Головные уборы могли рассказать о многом и гармонично завершали образ. На выставке они красуются на этно-рисунках Михаила Романюка. Молодые девушки до брака частенько носили льняные повязки – скиндочки, киндачки, их называли по-разному. С замужеством ситуация менялась и распускать Марусям косы было не комильфо.

Мария Винникова:
У першы дзень вяселля ёй мянялі прычоску, распляталі дзявочую касу. Звычайна на большая частцы Беларусі гэта былі валасы, накручаныя на абручык, зроблены з кудзелі лёну, абабіты палатном  гэта таксама моцны абярэг. Потым зверху апраналі чапец, паверх яго завіваўся верхні кампанент галаўнога ўбора, які ў нас на большай частцы Беларусі называўся «наметка». Гэта доўгае палатнянае покрыва, якое своеасаблівым чынам завівалася кругом галавы.

Историю продолжает современность. Галерея нарядов на новый лад завораживает гостей выставки. Они блистали на «Мельнице моды», «Этно-стиле» и других фестивалях. Музой для белорусских дизайнеров стали наши корни. И надо сказать, тема «этно» сегодня переживает второе рождение.

Христина Высоцкая, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма БГАИ:
В рамках выставки академия искусств принимала участие, здесь выставлено три наших костюма. Один из них делала наш преподаватель Ольга Самощенко.

Это пальто выполнено из работ наших студентов-текстильщиков, это все вручную сотканные полотна традиционными техниками мелкоузорчатого ткачества.

А также здесь две работы наших выпускниц: Алины Хлябо и Насти Рябовой это уже такие экспериментальные, современные, очень нетрадиционные решения.

Если же вам захочется узнать о национальном гардеробчике больше, отправляйтесь в Неглюбку и Семежево. Там наследие берегут, как зеницу ока. Расскажут о символике и даже предложат самому соткать сувенир на память.

Loading...


Здесь собраны самые неожиданные экспонаты с изображением кота. Показываем необычную коллекцию в Минске



Котовасия – целое кошачье царство. В этом удивительном месте собраны самые разные виды декоративного искусства с изображением котов. А началась история галереи около двадцати лет назад. Что интересного можно увидеть на этой уникальной выставке в Минске, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Василий Супрунюк, основатель галереи:
Все началось с одной маленькой фигурки, которую подарили мои друзья, они приехали из Киева и купили это на Андреевском спуске – замечательное место, где демонстрируются и продаются произведения искусства мастеров Украины.

Одна фигурка, вторая, третья. Места на полке становилось все меньше, а коллекция разрасталась и уже еле умещалась в квартире. К слову, сегодня в арт-галерее насчитывается более семи тысяч экспонатов из 106 стран.

Василий Супрунюк:
В основном, наверное, это Северная Америка – Канада, Южная Америка – Гватемала, Уругвай, Аргентина, много европейских, есть даже африканские. Есть африканские государства, которые тоже почитают кота как предмет искусства: Камерун и Мозамбик, монеты и марки в основном у них. Много из Юго-Восточной Азии. В Таиланде и на Шри-Ланке очень любят котов. Я люблю животных, искусство, я вообще люблю жизнь, людей, я всех люблю. Мне просто интересно это все.

Галерея работает на благотворительной основе. Она открыта при учреждении «Старый кот», которое занимается спасением травмированных животных и пристраивает пушистых любимцев в добрые руки. За 2020 год немало хвостатых обрело свой дом. И даже здесь поселилась парочка красавцев, дарящая внимание и ласку посетителям. С усатыми постояльцами можно не только поиграть, но и услышать о них пару увлекательных историй.

Василий Супрунюк:
Этот котик живет в галерее вместе со своими друзьями, у него довольно необычная судьба. Его зовут необычным для Беларуси именем Пако – это по-испански уменьшительно-ласкательно от имени Франциск, Святой Франциск, который был заступником животных. 

Маленького котенка нашли в одном из минских дворов и отвезли в приют.

Василий Супрунюк:
Когда посещала это приют мадам Брижит Олуа – это представитель фонда Брижит Бордо по защите животных, все котики сидели спокойно, а этот котик, будучи еще маленьким котенком, просто рвался на свободу: «Возьмите меня». Она не выдержала, конечно, его взяла, но француженка у нас в Беларуси, куда его деть? Позвонили к нам: «Возьмете?». С тех пор он живет у нас и радует посетителей галереи.

Есть еще двое обитателей арт-пространства. Одного назвали древним библейским именем Яков, а другого Негро – оттого, что черный. Множество талантливых людей приняли участие в сотворении шедевров для этой необычной коллекции.

Василий Супрунюк:
Среди произведений искусства, которые представлены в нашей галерее, есть замечательные работы мексиканского художника-импрессиониста, который работает в области декоративно-прикладного и ювелирного искусства Серхио Бустаманте. Перед вами вот эта замечательная скульптура называется «Кошка-прорицательница». Эта работа была сделана буквально в пяти экземплярах и разошлась по миру, в том числе повезло и нам. Вы видите, что это кошка с двумя лицами, что-то она предсказывает, трудно сказать, что.

Этот экспонат везли морями-океанами: он проделал длинный путь, прежде чем попасть сюда. Среди работ выдающегося мексиканского художника много других, но все они созданы словно за пределами реальности: мистичные и загадочные.

Василий Супрунюк:
Среди большого числа видов утилитарного применения предметов с котами, в нашей коллекции есть такая замечательная вещь, как маски, в основном венецианские. Но далеко не все из них сделаны в Венеции. Эти маски сделаны в Беларуси.

Кстати, интересный конкурс проводится и в самой галерее, поучаствовать в нем может любой желающий.

Василий Супрунюк:
Нам не очень сильно верится, что у нас на самом деле достойная коллекция. Но поскольку я эту тему хорошо знаю и в большинстве мест, где подобные выставки или галереи существуют, я сам побывал и лично видел, могу сказать, что мы впереди. На самом деле наш объект очень-очень значительный, я могу смело сказать, что если кто-то придет и скажет, что где-то есть в мире коллекция более разнообразная, то этот человек получит большую награду – пять тысяч рублей. Я это говорю абсолютно спокойно, потому что знаю, что он этой коллекции не найдет.

Чтобы рассмотреть все экспонаты, понадобится не один час. Они выполнены в самых разных техниках: чеканка, валяние, резка, макраме, пэчворк и даже фигурки из бивня мамонта.

Василий Супрунюк:
Минск – замечательный город, в нем много хороших, классных объектов. Я приглашаю всех с друзьями и гостями сюда к нам, потому что место на самом деле уникальное. Наша задача была показать многообразие видов декоративно-прикладного искусства. Я не знаю такого вида декоративно-прикладного искусства, которого у нас не представлено.

Так и есть: здесь можно увидеть все что угодно. Каждый найдет экспонат по душе. А для нашего героя дороги и близки сердцу раритетные ходики, которые уже давно украшают стены галереи вместе с другими произведениями искусства.

Побывав здесь, вы получите не только впечатления и эстетическое удовольствие, но еще и поможете бездомным животным – вот такое приятное доброе дело.