По ним можно было узнать о социальном статусе. Какие костюмы носили наши предки?

12.01.2021 - 11:37

В историческом музее можно заглянуть в сундук из прошлого и изучить восемь аутентичных строев. Региональные гардеробчики из глубины веков окунут в традиции и передадут тепло рук предков, когда выращивали лен, стригли овечек и ткали на кроснах паневы.

Дана Антонович-Андреева, куратор выставки «Белорусский костюм: прошлое и современный дизайн»:
Мы представили все шесть регионов: Лельчицкий, Дубровенский, Краснопольский, Гродненский, Дрогичинский строй. Как правило, девушку в первый день свадьбы оплакивали, потому что она умирает в своем девичестве, это как перерождение. В первый день невеста носила костюм более скромный, преобладал белый цвет, на второй день уже появляется красный, как символ жизни, возрождения.

По костюму можно было узнать о социальном статусе: замужем или в активном поиске. И хоть у каждого местечка была своя эстетика и характер, алой нитью связывали общие ценности.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Мне давялося сустракаць жанчын, на Палессі асабліва, якія зберагалі гэты вузельчык на той свет, у якім абавязкова было традыцыйнае адзенне. Па традыцыйнаму адзенню кожная жанчына лічыла, што яе там продкі пазнаюць на тым свеце.

Прямолинейный крой, безотходный и рациональный. Самотканая одежда была оберегом души и тела. Защищала от жары-холода и злых духов. Чтобы с того света не ворвалась нечисть, мастерицы знали подход.

Мария Винникова:
Жанчына і нават маленькія дзяўчынкі на людзі ніколі не выйдуць без фартуха. Гэта не для таго, каб не запэцкаць спадніцу, а для таго, каб засцерагчы ўлунне жаночае, каб жанчына, дзяўчына была здаровай, каб яна нарадзіла здаровых дзетак.

Не зря же говорят, родиться в рубахе. Любая льняная сорочка в разрезе превратится в крест. Его называли божья свеча, потому что белое полотно олицетворяло свет и благодать. Полешуки говорили, что сорочка должна была закрывать шею, локти и колени. Орнамент размещали не просто так. Каждая деталь несла свой смысл.

Мария Винникова:
Там, дзе заканчваецца сарочка гэты абярэг льняной тканіны, звычайна там размяшчаўся арнамент. Спачатку ў выглядзе простых чырвоных палосачак, кругом рукавоў, кругом падола, кругом шыі звычайна, і яна абазначала вось той беражок, тую мяжу, за каторую нячысцікі ўжо не маглі прыступіцца да цела і душы чалавека.

Анастасия Макеева, корреспондент:
На выставке можно даже полистать альбом из прошлого. Этнограф Исаак Сербов оставил нам портреты колоритных белорусов начала XX века.

Дух времени раскрывает и ролик, посвященный Домачевскому строю. Визитка на трех языках. Культурный проект от команды «Этнотрадиция» и Академии наук. Традиции были сильнее тенденций, но иногда светская мода стучалась в двери.

Мария Винникова:
Гэты брыжасты каўнер гэта ўплыў свецкай моды, магчыма з Іспаніі. Гарсэт гэта даволі позняя з'ява ў традыцыйным нашым адзенне, ён з'явіўся недзе ў XVI стагоддзі. Даволі складаны крой і звычайна замаўлялі ўмельцам. Тканіны багатыя, як аксаміт, розныя ўпрыгожванні, але гэта ўжо пачатак XX стагоддзя.

Все дело в намитке. Головные уборы могли рассказать о многом и гармонично завершали образ. На выставке они красуются на этно-рисунках Михаила Романюка. Молодые девушки до брака частенько носили льняные повязки – скиндочки, киндачки, их называли по-разному. С замужеством ситуация менялась и распускать Марусям косы было не комильфо.

Мария Винникова:
У першы дзень вяселля ёй мянялі прычоску, распляталі дзявочую касу. Звычайна на большая частцы Беларусі гэта былі валасы, накручаныя на абручык, зроблены з кудзелі лёну, абабіты палатном  гэта таксама моцны абярэг. Потым зверху апраналі чапец, паверх яго завіваўся верхні кампанент галаўнога ўбора, які ў нас на большай частцы Беларусі называўся «наметка». Гэта доўгае палатнянае покрыва, якое своеасаблівым чынам завівалася кругом галавы.

Историю продолжает современность. Галерея нарядов на новый лад завораживает гостей выставки. Они блистали на «Мельнице моды», «Этно-стиле» и других фестивалях. Музой для белорусских дизайнеров стали наши корни. И надо сказать, тема «этно» сегодня переживает второе рождение.

Христина Высоцкая, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма БГАИ:
В рамках выставки академия искусств принимала участие, здесь выставлено три наших костюма. Один из них делала наш преподаватель Ольга Самощенко.

Это пальто выполнено из работ наших студентов-текстильщиков, это все вручную сотканные полотна традиционными техниками мелкоузорчатого ткачества.

А также здесь две работы наших выпускниц: Алины Хлябо и Насти Рябовой это уже такие экспериментальные, современные, очень нетрадиционные решения.

Если же вам захочется узнать о национальном гардеробчике больше, отправляйтесь в Неглюбку и Семежево. Там наследие берегут, как зеницу ока. Расскажут о символике и даже предложат самому соткать сувенир на память.

Loading...


«Уникальные формы и улыбающийся чайник». Вот что можно увидеть на выставке белорусского фарфора



«Простые вещи. Чайники». В Национальном историческом музее Республики Беларусь прошла необычная выставка фарфора. Чайник  один из традиционных и популярных видов посуды, которая есть в каждом доме, является символом не только душевного общения, но и специальных чайных церемоний, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Евгения Есько, младший научный сотрудник Национального исторического музея:
Чайники, которые вы можете здесь увидеть, представлены впервые, это образцы, которые были допущены художественным советом к производству.

Вашему вниманию – паспорт одного из первых чайников. Сервиз называется «Одуванчик», или «Б1» (по первой букве фамилии автора, придумавшего изделие). Как менялись формы и способы украшения фарфора под влиянием времени, моды и стилей – все это можно проследить в экспозиции.

Евгения Есько:
В декоре первых чайников использовалось определенное количество цветов. Прежде всего, это был красный, черный, коричневый, серый. Особый интерес вызывают эти два чайника, у которых вы можете заметить небольшое отверстие сбоку, которое предназначено для нагревателя.

После закрытия Минского фарфорового завода в конце 2000-х большая коллекция из 10 000 фарфоровых изделий «перекочевала» из заводского музея в Национальный исторический.

Евгения Есько:
За время работы Минского фарфорового завода были созданы уникальные формы, в том числе и улыбающийся чайник, автор чайника – Литвиненко. Также художница создала уникальный сервиз «Прибрежный пейзаж», здесь вы можете видеть красивую цветовую гамму, сочетание нежно-голубого и серого цвета, цвета льна

Узнается в экспонатах и белорусская природа.

Евгения Есько:
Обратите внимание на форму чайника и сахарницы. Они выполнены в виде такого колокольчика, также можно заметить, что крышки переходят плавно в основное тело чайника и сахарницы. То есть мы даже не видим разницы в этом переходе. Это значит, что мастер идеально продумала пропорции перед обжигом и перед созданием самого чайника.

В «нулевых» появляются новые дизайнерские решения. Есть здесь и ложки, а также щипцы конца 19 – начала 20 веков. А в 1978 году открылся фарфоровый завод в Добруше, который до сих пор радует покупателей широким ассортиментом.

Евгения Есько:
Минский фарфоровый завод и Добрушский фарфоровый завод, конечно, ориентировались на покупателя и создавали уже сервизы, которые мог позволить себе практический каждый житель БССР. Такие чайники были в каждой семье.

Чайная церемония – это целый ритуал, смысл которого не только в наслаждении напитком, но и в создании особой атмосферы. Правда, если раньше подобные мероприятия были доступны только императорским семьям, то теперь душевные посиделки можете организовать и вы. Не забудьте только о главном атрибуте приятного вечера.