По ту сторону балета, или в чем танцуют балерины: пуанты глазами заслуженной артистки Беларуси Ирины Еромкиной

30.01.2017 - 12:09

Отчаянно прекрасный, балет становится страстью для многих творческих натур. То, что зритель видит на сцене – результат кропотливой работы большого количества людей. Артисты, дирижёры, костюмеры, хореографы, режиссёры звучат в едином ансамбле, оживляя постановку и превращая её в шедевр.

Алла Николаевна в Большом театре уже более 30-ти лет. Она не выходит на сцену, но верно служит родному театру за кулисами. Каждая пара обуви сделана ею для артистов с любовью и заботой.

В балет будущая заслуженная артистка Республики Беларусь Ирина Еромкина пришла в 10 лет. Тонкие и изящные, точёные ножки танцовщицы порхают над землёй. А всё благодаря не только её грации, но и пуантам.

Пуанты переводятся с французского как «острие». Они появились в начале 19 века в Италии. До этого девушки выходили на сцену босиком и танцевали на пальчиках. Несмотря на внешнюю простоту, изготовление пуантов – сложный процесс. Каждая туфелька состоит из 54-ёх деталей, которые необходимо грамотно сгруппировать между собой, чтобы балерине было комфортно.

Раньше технология изготовления пуантов не позволяла им служить танцорам долго. Нередко балеринам требовалась пара туфелек на каждый акт. Сколько пуантов вышло из строя за более чем 20-тилетнюю жизнь на сцене у Ирины Еромкиной пересчитать невозможно. Сейчас у девушки хранится около 30 пар туфелек.

Сейчас пуанты делают из искусственных материалов. Они могут служить балерине около полугода, их даже можно стирать. Но ноги в таких туфельках не дышат, что неблагоприятно сказывается  на здоровье. Состояние ножек балерины – это отражение её труда, обратная сторона лёгкости и непринуждённости, которую мы видим на сцене.

Заболеть балетом – значить жить двумя жизнями. Одна из них разворачивается на сцене, а другая – в реальном мире.

Наша героиня растит троих детей и успешно выступает на большой сцене.

Не бывает лёгких профессий, как и судеб. И если неудачи и трудности воспринимаются с благодарностью, рождаются профессионалы, способные на великие шедевры.

Люди в материале: Ирина Еромкина
Loading...


«Билеты продавали с условием, что ты купишь ещё несколько на оперу. На самую неходовую». Ажиотаж на балеты Елизарьева царил в 70-ые



70-ые годы стали настоящим «золотым веком» в истории Большого театра Беларуси. Сумасшедшие аншлаги, километровые очереди в кассы, билеты только по блату, рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси»

Надежда Бунцевич, музыкально-театральный критик:
На балеты Елизарьева был просто ажиотаж. Билеты купить было невозможно. И продавали их в кассе только с тем условием, что ты купишь одновременно ещё несколько билетов на оперу. На самую неходовую. Ты можешь туда не идти, но главное, что ты билеты купил.

Слава про белорусский балет гремит на всю необъятную страну. В эпицентре культурной жизни Минска – молодой балетмейстер Валентин Елизарьев. 

Валентин Елизарьев, художественный руководитель Большого театра Беларуси, народный артист СССР, профессор:
1973 год: я только окончил Ленинградскую консерваторию, балетмейстерское отделение, и меня с третьего курса ещё консерватории выслеживал бывший наш министр культуры – Юрий Михневич, замечательный человек. На третьем курсе я получил премию на всесоюзном конкурсе, а здесь, наверное, искали человека, который бы возглавил труппу. Поэтому так получилось, что меня распределили на Республику Беларусь. И 10 октября 1973 года я начал свою деятельность здесь.

Людмила Бржозовская, народная артистка Беларуси:
Началась эпоха Елизарьева, когда он приехал к нам в театр. Он был такой же молодой, как и мы сами. Это его были, можно сказать, первые шаги в большом искусстве.

Первый его спектакль был «Кармен-сюита» у нас. Этот спектакль живёт до сих пор, и я его передаю четвёртому поколению.

Дерзкий, непоколебимый и бесконечно преданный делу. Казалось, амбициозному хореографу удалось немыслимое – достучаться до зрителя. Вмиг «искусство не для всех» уходит в массы – на его постановки люди будут штурмовать кассы. 

Валентин Елизарьев (архивная видеосъёмка):
Очень ценю исполнителей, которые совершенно разные в одной и той же партии.

Наталья Хараброва, начальник костюмерного цеха Большого театра Беларуси:
С приходом даже Валентина Николаевича Елизарьева, конечно, что касается балета, он вырос многогранно. И нам было очень интересно работать, потому что это была такая свежая струя. Это было настолько интересно работать. Эти спектакли в его постановке, которые даже сейчас идут, через такое количество, и они не устарели.