Побывали на старинной паровой мельнице. Что интересного можно увидеть в историко-культурном музее в Заславле?

14.10.2021 - 19:39

Анастасия Макеева, корреспондент:
Всего лишь полчаса от столицы, и стрелки как будто перевели на несколько столетий назад. Отправимся в колоритный музей в Заславле и откроем новую идею для путешествий.

113 гектаров охраняемой территории. Ни шума, ни суеты. Осенний вальс и стиль этно.

Игорь Кондартович, старший научный сотрудник Историко-культурного музея-заповедника «Заславль»:
Званочкі вешаліся пад дугу каню, калі ехалі экіпажы ў цёмны час альбо ў час кепскага надвор’я, калі бачнасць была ніякая, гэтыя званочкі давалі ім магчымасць размінуцца, каб яны не ўрэзаліся адзін у аднаго.

Тропинку в прошлое открываем с торговой лавки. На прилавке товары конца 19 – начала 20 века. Такие магазинчики еврейские семьи держали прямо у себя в доме, чтобы не раскошеливаться за аренду. Мухоловки, ступки для лекарств, сервизы. Многие товары поступали в Заславль по Либаво-Роменской железной дороге из разных уголков Российской империи. Сегодня потребительская корзина как мешок сюрпризов.

Игорь Кондартович:
Людзі рэдка адгадваюць, што гэта за рэч. Гэта грэлка, медзь добра перадае цяпло, сюды налівалася вада. Форма – пад цела. Гэты прас называецца прас з душой. Душа яго – гэта ўстаўка з металу, яна награвалася, закладвалася ўнутр, потым можна было прасаваць. Звычайна гэта справа не такая лёгкая.  

Царская валюта и реклама, все с размахом. Над брошюрами колдовали художники не без щепотки юмора. Пальчики от бисквита облизывают дети. Как не купить? Раковые шейки, керосинки и даже пурген. С подписью вкусно-нежно-надежно. Ну а чтобы быть модной леди с картинки, девушки приходили в ателье.  

Игорь Кондартович:
Былі пэўныя эталоны даўжыні. Гэта аршын арыгінальны, жалезны, знойдзены на месцы хаты шаўца заслаўскага. Гэта 71,12 сантыметра. Мая рука – нестандарт, я ўжо выбіваюся са стандарту. А ваша карацейшая для стандарту.  

Елена Романюк, заведующий отделом музейной педагогики Историко-культурного музея-заповедника «Заславль»:
Зерно нужно было поднять на третий этаж. Поднимали не по лестницам, они были крутые, а мешки были тяжелые. С помощью подъемного устройства через открытые люки поднимали мешки наверх.  

Экскурсия по старинной паровой мельнице как захватывающий аттракцион. Здесь 111 лет назад рождалась мука. В Беларуси подобных млынов было более 300, но сохранился для потомков лишь заславский. Еще в 90-е он был на ходу. Но и сейчас здесь можно запустить механизмы и прочувствовать тот самый деревенский запах с летних каникул.  

Анастасия Макеева:
Техника на грани фантастики.  

Елена Романюк:
Да, все так просто, но очень удобно. Эта машина называется круподерка или крупорушка. С помощью нее очищали зерно от шелухи и измельчали зерно. Вот так вращался барабан, но это приводилось в движение с помощью двигателя. Жерновой постав – это ковш для засыпки зерна и непосредственно сами жернова, закрытые кожухом. Кожух – это слой фанеры, затем слой войлока и слой жести, который примыкает к камням. Это делалось, чтобы мука не рассыпалась, чтобы не было резкого перепада температур, чтобы камни резко не охлаждались, иначе они могли треснуть. С помощью винта меняли расстояние между камнями, тем самым регулируя крупность помола.  

Анастасия Макеева:
Кто не работает, то не ест. Чтобы испечь ароматный хлеб и булочки, нужно было приводить в движение вот такие тяжелые жернова. Причем занятие было исключительно женским и детским.  

Тут очень все интересно, хороший экскурсовод, все разрешает потрогать, хорошо объясняет.  

Предлагаю такие построить мельницы и в этом году.  

Я сам сделал свечку уже второй раз. Мне очень понравилось здесь. Я хочу чаще ездить в такие поездки.  

Гостей здесь потчуют лесным чаем и булочками из бабушкиной печи. А после ароматной паузы самое время отправиться на вячорку и поплясать от души.  

Анастасия Макеева:
Вот из меня тоже неплохой музыкант получается.  

Игорь Кондартович:
Гульні народныя часта рабіліся пад музыку. Музыка з гэтым дапамагаў, каб было весялей, быў весялейшы рытм. Мы таксама выкарыстоўваем гульні, калі ў нас адбываюцца тэатралізаваныя экскурсіі, напрыклад, Каляды, Масленіца.  

Музыкальный салон из прошлого впечатляет. По деревням и местечкам ходили веселыми оркестрами. Скрипки, гармоники, цимбалы, жалейки задавали настрой. Инструменты фабричные и хендмейд. Звонкие и ударные со всех уголков Беларуси.  

Анастасия Макеева:
Интересно, почему такой легкий молоток?  

Игорь Кондартович:
Малаток называецца доўбня. Чаму драўляны? Таму што ён быў патрэбны для таго, каб не раскалоць інструмент. Калі забіваліся пэўныя драўляныя дэталі ў корпус інструмента, цытра – інструмент для многіх экзатычны, мала хто яго бачыў. Насамрэч ён распаўсюджаны ў Заходняй Еўропе, асабліва ён вядомы ў Аўстрыі. Сумяшчае ў сабе арфу і гітару. Гэта цытра бытавала на Віленшчыне, сапраўды гралі на ёй нашы продкі.  

Анастасия Макеева:
Ночью я бы не хотела здесь остаться, вдруг какой-нибудь оборотень оживет.  

Анна Гарбаченок, младший научный сотрудник Историко-культурного музея-заповедника «Заславль»:
Даже наши сотрудники здесь не остаются надолго.  

На десерт приключений – мистическое зазеркалье. Наш ответ Гарри Поттеру. В музее мифологии леса оживили белорусских нечистиков. Болотники, русалки, змеиный царь. Про каждого здесь расскажут ужастики. Так, домовой хоть и оберегал дом, встреча с ним вживую сулила смерть. А если под волчьей шкурой находили белую ткань или крестик, значит, быть человеку оборотнем до конца дней.  

Анна Гарбаченок:
Лесовик – защитник леса, довольно-таки противоречивый персонаж, потому что, с одной стороны, он защищал лес, животных от людей, которые в то время в лес приходили, чтобы нарубить дров или найти себе покушать. Люди, чтобы не заблудиться в лесу, что обычно делают? Пометки на деревьях, подвязывают кусок ткани к веточкам, лесовик любил все это менять местами, чтобы те не могли выбраться из леса несколько дней. Люди знали про этот его факт и выработали для себя несколько правил, прежде чем войти в лес. Одно из них – переобуться, правый сапог на левую ногу, левый на правую, тогда для лесовика ты станешь невидимым, он тебя не заметит.  

В Заславле для туристов проводят мастер-классы по керамике, рисунку и другим прелестям. Не соскучитесь и влюбитесь в свое еще больше.  

Loading...


«У меня такое было». Музей мопедов в Витебске возвращает посетителей в детство



Новости Беларуси. Музей мопедов открылся в Витебске. В уникальной экспозиции, а на территории СНГ похожий выставочный зал единственный, собрано около 30 двухколесных железных коней, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.  

Экспонаты собраны из разных стран. Здесь можно даже проследить эволюцию производства такого вида транспорта. С начала появления мопедов на улицах, а это 1957 год, до современности. Многое, что сейчас выставляется в зале, когда-то колесило по дорогам. Но есть и модели в единственном экземпляре, а также с нулевым километражем.  

Владимир Гордеев, основатель музея мопедов:  
Это музей не технических характеристик, не музей истории, а музей воспоминаний, музей эмоций. Музей возвращения в юность, детство. В этом и состоит его задача. «У меня такое было» – главный девиз музея. Сейчас у меня такого нет, я про это давно забыл, пришел, снова вспомнил и попал в это состояние.  

Уже в конце января в музее мопедов появится еще один выставочный зал. Он также будет посвящен ретро-тематике. Автор планирует выставить экспозицию советских детских игрушек. Кстати, если вы принесете то, что залежалось у вас на «чердаке», то получите возможность посетить музей абсолютно бесплатно.