«Почему-то термин «вышиванка» возведен в ранг фетиша»: о настоящей истории белорусского народного костюма

19.07.2017 - 12:50

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Мне нравится, что молодежь стала интересоваться традицией. И стала интересоваться нашим традиционным костюмом, ткачеством, вышивкой. Но некоторые моменты меня здесь настораживают. Например, то, что некоторые молодые люди очень поверхностно к этому относятся. Вот даже сам термин «вышиванка», которого нет в белорусском языке, почему-то возведен в ранг фетиша что ли. Берут просто какой-то элемент, вышивают где попало и считают, что это традиция белорусская. Я считаю, что это не очень хороший ход.

Купить вышитую рубаху сегодня проще простого. А вот если хотите увидеть настоящий белорусский костюм, тогда вам сюда. В Центр исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, сообщили в программе «Большой завтрак» на СТВ. Именно здесь расположен музей, где в небольшом зале за стеклом – подлинные костюмы белорусов, не придуманные и не стилизованные. Те самые, которые бережно хранили наши бабушки и прабабушки.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Как правило, у нас орнамент вышивался прежде всего на оплечье. Там, где плечевая вставка пришивается к рукаву. Акцентировался момент сшивания. Там, где полотно заканчивалось, надо было или полосочки проткать, или орнамент вышить.

Некоторые вещи, выставленные в этом зале, вызовут острую зависть у современных модниц. А между тем многим из них больше сотни лет.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
У нас с вами 2017 год, а все это в основном делалось до революции. Но на Полесье ткали, вышивали, шили такую одежду еще в 30-е годы.

Элегантные линии и идеальный крой некоторых предметов одежды переворачивают представление о том, что же такое народный костюм.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Вот эта свиточка – первый костюм. Я ее привезла из экспедиции в 2006 м году. И она вся была побита молью. Пришлось ее отреставрировать.

Некоторые костюмы отсылают нас к классическому образу белоруса: вот они – белые рубахи и красная вышивка.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Обратите внимание, что орнамент у нас тоже очень разный. Где-то он состоит из тонких и более широких полосочек. То же самое можно сказать и про ромбо-геометрический орнамент, который тоже считается для нас очень характерным, но всюду он свой. Даже красный цвет, который издревле сочетается с белым полотном, не такой аленький, как теперь используют в вышивке. Он глубокий, насыщенный. Иногда даже до бордового, насыщенного, иногда даже коричневато-красного. Потому что раньше использовали растительные красители, и он не давал такой яркий цвет. Это был более сдержанный. И более благородный оттенок красного.

Еще один образ, не придуманный, а самый настоящий – это полесские костюмы жениха и невесты.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Обратите внимание: здесь практически нет орнамента. Но есть силуэт. Есть пропорциональное соотношение, пластика нашего традиционного костюма. И эти пояса, которые являются акцентами в данном случае. Если говорить о беларусскости, как ее передать можно, то прежде всего надо обращаться к образу костюма. А через что он передается? Через крой, через пластические особенности, через колорит. Свитки у нас беловато-серые. Отделка в основном красным цветом.

Если говорить о характерных элементах белорусского костюма – то это, конечно, намитка. Особый головной убор так называемого рушникового типа.

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Такой головной убор был у всех славянских народов. Но вот сохранился он в костюме, в процессе ношения больше всего у белорусов. Почти что до Второй мировой войны носили, на Полесье особенно.

То, что костюм белорусов интересен не только узким специалистам, доказывает тот факт, что созданный совсем недавно альбом под названием «Беларускі народны касцюм» заслужил золотую медаль на Московском конкурсе книги в номинации «Моя страна».

Мария Винникова, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси:
Традиционный костюм – это своего рода визитка страны. И поскольку у нас кроме этой экспозиции много еще материалов в фондах, которые невозможно представить, мы решили, что надо показать как можно шире.

Достаточно бегло просмотреть страницы этого альбома, чтобы понять: белорусский народный костюм – понятие гораздо более широкое и интересное, чем наши представления о нем. И очень хочется верить, что сегодняшняя мода на беларусскость в одежде не будет сиюминутной прихотью, а станет рождением подлинного глубокого интереса к традициям и истории своей страны.

Люди в материале: Мария Винникова
Новости по теме

‡агрузка...

«Скорее всего, мы нашли шлем Изяслава Полоцкого». Показываем белорусскую сенсационную находку

Новости Беларуси. Самый древний символ государственности и власти – шлем, принадлежавший полоцкому князю Изяславу, сыну киевского князя Владимира Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Тому самому, который заступился за мать и спас ее от смерти. Тому самому, в честь которого назван Заславль.

Напомним, артефакт был найден в начале апреля в Бобруйске. Сейчас он на реставрации в Минске. Почему находка равна сенсации? Выяснял корреспондент Дмитрий Боярович.

Верхний слой – как известь, пропитанная окислами. Потихоньку, не затрагивая родную поверхность, просто снимается.

С инкрустацией и позолотой. Шлем, которому 1000 лет, впервые попадает в объектив нашей телекамеры. Исторической находкой сейчас занимается один из лучших реставраторов Беларуси. Василий Пчельников восстанавливает оригинальный вид артефакта.


 

Василий Пчельников, реставратор:
Сначала он лежал некоторое время в воде для того, чтобы ушли с него все хлориды, соли. Из-за того, что он долгое время находился в воде, это позволило ему сохраниться. Эти вмятины, возможно, были получены еще в то время.

Дмитрий Боярович, корреспондент:
Интересно, что исторический артефакт нашли случайно, когда здесь, в Бобруйске, сотрудники местного предприятия углубляли дно Березины. Вода после зимы вместе со льдом ушла, и шлем оказался на виду.

Артефакт чудом не задели ковшом экскаватора, который убирал глину. К тому же и сама глина – довольно жесткая – не оставила на нем следов. После шлем передали в руки историков.

Николай Силков, историк:
Была сделана первоначальная экспертиза, которая установила, что это довольно редкая находка вообще в мире, а для Беларуси она сенсационная. Подержать в руках такой шлем, который, наверное, уже 1000 лет никто не держал, – очень трудно передать эти эмоции...

Находка взволновала и Игоря Марзалюка. Историк, депутат и ведущий нашего телеканала утверждает: Беларусь получила самый древний символ государственности и власти в мире. О шлеме общество и Президент страны впервые узнали от него.

Игорь Марзалюк, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
Совершенно недавно в городе Бобруйске при земляных работах мы обрели реальный знак той великой суверенной власти – скорее всего, мы нашли шлем Изяслава Полоцкого. Он сейчас на реставрации. Когды мы отреставрируем, я думаю, что мы сможем с честью выставлять и гордиться этим.

Тогда же депутат предложил Президенту ввести в стране новый праздник – День белорусской государственности. Его должны были бы отмечать 5 мая в честь Евфросинии Полоцкой – княжны, которую почитают и католики, и православные.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Вопрос очень актуальный и интересный, особенно с точки зрения того, чтобы показать всему миру, что Беларусь, что наши земли белорусские – это древнейшие земли. И государственность к нам приходила и уходила много раз, и мы создавали государственные нормативно-правовые акты в этом регионе первыми точно, и книжки печатали и так далее. И герои у нас есть – настоящие, белорусские. Это правильно. Это крен в нашей политике верный. Не в упрек кому-то, не в укор кому-то. Мы это будем делать. В этом плане подумаем и над вашим вопросом.

В мире существует только 19 подобных шлемов, которые сохранились до наших дней. Найденный в Бобруйске артефакт стал 20-м. По возрасту он обошел знаменитую шапку Мономаха, которой почти 600 лет.

К тому же, наш шлем – наиболее сохранившийся. Внешний вид свидетельствует: это работа по заказу, штучная, выполнена, скорее всего, скандинавами.

Игорь Марзалюк:
Менавіта такія шлемы называлі залацістымі шлемамі альбо залатымі шлемамі. Такія шлемы належалі, як правіла, тым, хто кіраваў дружынай. Як правіла – першым у бой ішоў князь.

Усё гэта дазваляе казаць, што гэта ўнікальная рэч, якая, безумоўна, належала чалавеку з вельмі высокім сацыяльным статусам.

Период бытования подобных шлемов – X-XI века. Это время, когда на территории Беларуси формировалась государственность. Границы Полоцкого княжества расширялись. Дружины Изяслава (а потом – Всеслава) овладевали новыми землями. Во время одной из стычек, возможно, князя и убили.

Степан Темушев, кандидат исторических наук, доцент:
Что мы из письменных источников знаем об этом времени? Что происходило на территории среднего течения Березины? Что самое интересное, источники не сообщают ничего. Поэтому находка в Бобруйске такого статусного шлема – уже само по себе это сенсация.

Сегодня неизвестно, где похоронен Изяслав Владимирович. И похоронен ли вообще. Но находка дает основания искать вероятную могилу исторической личности под Бобруйском. Историки не исключают: порт города скрывает много тайн.

Игорь Марзалюк:
Гэту тэрыторыю неабходна грунтоўна, сістэмна даследаваць. Я думаю, што нас чакаюць вялікія адкрыцці. Выглядае ўвогуле, што там ёсць затопленыя курганы – у гэтай затоке. Гэта трэба правяраць. Трэба мазольная, крапатлівая праца. І мы яе будзем рабіць.

Кстати, в Березине уже нашли и боевой топор, и наконечник стрел того же времени. Что касается шлема, то он наравне с крестом Евфросинии Полоцкой (который увековечен на одной из рублевых банкнот) или Туровском Евангелием, или ладьей Витовта должен пополнить пантеон уникальных исторических артефактов Беларуси.



«Ваш визит очень важен и своевременен». Александр Лукашенко – председателю Президиума Боснии и Герцеговины

Алексей Ягудин высказался о Дарье Домрачевой накануне II Европейских игр

Логотип II Европейских игр из пластиковых крышек сложил житель Докшицкого района

«Уверен, Игры пройдут на высочайшем уровне». Что говорят болельщики II Европейских игр

Совместные проекты к празднику Победы и переход на цифровой формат вещания. Что обсудили руководители телекомпаний СНГ в Минске

«То, что я сейчас увидел, – просто фантастика!» Министр внешней торговли Великобритании посетил ПВТ

«Мы в самой гуще событий». Студия СТВ переехала в кинотеатр «Москва» на время II Европейских игр

«Вы сберегли то единство, которое сейчас есть в Молдове». Президент Беларуси на встрече с Игорем Додоном