«Подкладывали друг другу в гримёрке шоколадки». Коллеги Ростислава Янковского об атмосфере в театре

21.12.2020 - 14:24

В документальном проекте «Тайны Беларуси» рассказали, какая была атмосфера в театре, когда там работал Ростислав Янковский.

10 декабря 2002 года на сцене очередная громкая премьера с Янковским в главной роли – «Перед заходом солнца». Достать билет было невозможно. На него бросили все силы театра. Спектакль длился больше трех часов, задействована почти вся труппа. Для Янковского эта роль имела особое значение, как и любая главная после семидесяти.

Андрей Душечкин, заслуженный артист Республики Беларусь:
Я еще слушал его у нас по трансляции, мне было интересно, как он играет. Вот у него там была фраза, он ее произносил: «70 лет – это бездна, в которую заглянуть страшно». Если ее произнесет молодой артист или среднего поколения, или, может быть, другого немножко дарования, эта фраза так не прозвучит.

История любви 70-летнего мужчины и 20-летней девушки потрясла столицу. Интерес к постановке подогревали и ходящие в светском обществе слухи о романе мэтра с молодой актрисой. Якобы на сцене раскроют все карты. Интрига была такой, что люди толпами повалили в кассы.

Оксана Лесная, заслуженная артистка Республики Беларусь:
Я помню, что мы готовились к спектаклям всегда очень весело. Мы придумали такую штуку: подкладывали друг другу в гримерке шоколадки. Главное, что мы знали, что я увижу у себя на столе гримировальном от него шоколадку, а он прекрасно знал, от кого будет шоколадка на его гримировальном столе. Я старалась ему подкладывать всегда с орехами, а он решал, что очень полезен мне горький шоколад. А я все время думала, что горький прекрасно, конечно, но если б был с орешками, то было бы сытнее. Так думала я во время спектакля. 

Финальная сцена спектакля, где обезумевший старик покидает этот мир, является одной из самых пронзительных в белорусском театре вообще. Талант Янковского раскрылся совершенно иначе. В этой роли его незаурядное актерское дарование и личностные качества совпали.

Андрей Душечкин:
Наверное, феномен Янковского в том, что такие личности такого уровня таланта и судьбы рождаются природой. Как говорится, раз в 100 лет.

В зале рыдали. Крики «на бис» не стихали еще долго после того, как усталые актеры расходились по гримеркам. Эту премьеру ждали по-настоящему. До этого играть приходилось едва ли не при пустых залах, а в прессе о Русском все чаще умалчивали. Нужен был спектакль, способный вытянуть театр из ямы. Луценко попал в точку. На горизонте были московские гастроли. К тому моменту здоровье актера еще больше пошатнулось.

Олег Суконко, лечащий врач Ростислава Янковского:
Его привозили, он надевал фрак, бабочку, выходил на сцену, открывал кинофестиваль, а дальше ехал в лечкомиссию, ему ставили капельницу.

Янковский уже находился в реанимации. Прямо из больницы он приехал на открытие «Лістапада». А после сел на поезд и укатил в Москву.

Эдуард Герасимович, директор НАДТ им. М. Горького:
Я звонил, говорю: «Нина, что мне делать? Я с ним разговаривать сейчас буду. Как ты считаешь, что к чему?» Она говорит: «Эдик, делай, что хочешь, потому что он мне надоел». Я ему звоню, до этого я поговорил с доктором, билеты проданы, это буквально отмена. Он говорит: «Вы знаете, я не знаю, что вам сказать, может в любой момент раз и все, и вы в тюрьму».

Оксана Лесная:
Сцена лечит, это правда. Ты приходишь, тебе кажется, что ты не доползешь прямо к кулисе, когда ты переступаешь порог, входишь в свет софитов, то понимаешь, что как-то стыдно и невозможно перед зрителем играть в полноги. Волшебным образом включаются какие-то кнопки у тебя внутри, ты работаешь на полную катушку. С удивлением обнаруживаешь в конце спектакля, что как-то полегчало, стало хорошо, второе дыхание открылось, ты уже практически здоров.

Гастроли в Москве прошли успешно, что бывает не так уж и часто. Поддержать Янковского-старшего пришли молодые члены семьи. А московские коллеги ревниво слушали шквал оваций. 10 минут зал аплодировал стоя.

Андрей Душечкин:
Помню, как нас в Москве приняли, ведь у них же шел свой спектакль тогда в классическом варианте, а им было интересно посмотреть на наш театр, как именно Янковский играет. 

2009 год стал для семьи Янковских настоящим испытанием. На фоне болезни Ростислава приходит страшная весть – не стало младшего брата, Олега. Актер подавлен. В это время худрук театра Сергей Ковальчик предлагает драматургу интересную работу.

Сергей Ковальчик, художественный руководитель НАДТ им. М. Горького:
Написать такой материал для Ростислава Ивановича. Говорю: «Ты знаешь, у меня как-то сложилось: Янковский и «Пане Коханку», по-моему, интересное будет сочетание». Андрей вдохновился и стал писать пьесу, он писал ее, когда был в Америке, в Лос-Анджелесе, стал мне кусками присылать. Мы с ним так проработали где-то месяца три над пьесой. Он сочинял пьесу, я сочинял спектакль, у нас с ним обычно так и происходит.

Настал ответственный момент. Пьесу нужно было нести Янковскому. В это время он находился в лечкомиссии, только-только вернувшись с похорон брата. Ростислав Иванович прочитал и через несколько дней дал ответ. Особого энтузиазма не проявил, но и не отказался.

Сергей Ковальчик:
А уже потом мне рассказали очень интересную историю. Он лежал под капельницей и говорит: «Вчера, когда он перечитал пьесу, он тихонечко переоделся и тайком вышел в Национальный художественный музей, а он рядом находится, смотреть портреты Радзивиллов». Вы представляете, что такое актер настоящий, он будет на больничной койке лежать, ему дали в руки новую работу, он тут же включился.

«Пане Коханку» – один из самых зрелищных и ярких спектаклей в репертуаре театра. В нем есть все: качественная режиссура, художественный вымысел и, конечно же, блистательный актерский состав. Спектакль вызвал нескончаемые споры. Но и зрители, и критики сходятся в одном: эта постановка – замечательное событие не только в Театре имени Горького, но и на белорусской сцене в принципе.

82 сезон, последняя премьера. На сцене Горьковского – «Вечность на двоих». До последнего оставалось загадкой: выйдет ли Янковский. Мэтру 85. Актер серьезно болен.

Андрей Душечкин:
У нас была ситуация, когда он мне просто сказал в этот момент, говорит: «Слушай, мне нехорошо. Ты можешь сейчас выйти и вынести мне сердечных капель». А я мог, это ложилось на действие. Я вышел спокойно со сцены, прибежал к аптечке, накапали валокардина или корвалола. Я пришел на сцену, говорю: «Ростислав Иванович, это сердечные». Он принял, ему стало легче, дальше пошло действие.

Лечащий врач Янковского: «Я больше таких людей не встречал по такой мощи, внутренней энергии, силе» – подробнее здесь

Loading...


«Он всегда влюблялся в партнёршу». Узнали, почему вокруг знаменитого Ростислава Янковского было столько сплетен



В документальном проекте «Тайны Беларуси» рассказали о любви всей жизни и верности Ростислава Янковского жене Нине.

Женская тема в судьбе однолюба-Янковского проходит красной нитью. Их всегда было много, но лишь на сцене. В спектакле «Двое на качелях» Янковский сменил трех партнерш. Первая в дуэте выступила Климова, потом недавно ушедшая Белла Масумян. Когда Галина Волчек ставила спектакль у себя в «Современнике», на сцену вышла Татьяна Лаврова. В общей сложности постановка прошла 421 раз. Зрители снова и снова верили актерам. Вопреки всем убеждениям, что сыграть любовь невозможно.

Ольга Клебанович, народная артистка Беларуси:
Он всегда влюблялся в партнершу, он всегда очень трепетно относился, приносил шоколадку какую-нибудь перед спектаклем, нежно улыбался, чуть-чуть флиртовал. Наши три грации, любимые актрисы через века и годы у него. Белла Масумян. Мы все понимали, что если будет новый спектакль, то он будет хотеть, чтоб рядом была Беллочка. Относились к этому с пониманием, у него была замечательная партнерша Оксана Лесная, он тоже с ней очень трепетно общался. Конечно, в «Пане Коханку» Вероника Пляшкевич.

И только так. Вопреки всем мыслимым и немыслимым слухам, Янковский оставался верным семьянином. Об этом до сих пор твердят все, кто хоть однажды видел знаменитую чету вместе. Они до последнего держались за руки и, казалось, совсем не прятали от публики своих чувств.

Нина Янковская, жена Ростислава Янковского:
Меня осаждали друзья, говорили, что он с тем встречается, с тем встречается. Я говорю: «Да? Хорошо, спасибо». И все, на этом было закончено. Женщина всегда поймет, когда мужчина ей изменяет.

Эдуард Герасимович, директор НАДТ им. М. Горького:
Слышу такую сцену, я тормознулся, смотрю, о нем разговаривают. Как раз после «Макбет» шли. Одна говорит другой: «Представляешь, такой актер, но как он бьет свою жену, невероятно». Он боготворил Нину.

Успех у спектакля «Двое на качелях» был ошеломляющий и неминуемо привел к тому, что Янковского пригласили на работу в Ленинград. А еще в Москву, Киев, Нижний Новгород. Но каждый раз обстоятельства складывали так, что принять предложение не представлялось возможным. К тому же часто болел Володя, младший сын. А уезжать без семьи Янковский наотрез отказался.

Нина Янковская:
Он очень порядочный, ему только дали заслуженного артиста Беларуси, он говорит: «Нина, как я могу уехать?» Вова стал болеть воспалением легких один год, второй год, было несколько причин.

Народный артист Беларуси Александр Ткаченок тогда и в театр толком не ходил. Но зато дружил с сыном Янковских, Игорем. К тому же был без ума от своей учительницы географии Нины Давидовны.

Александр Ткаченок, народный артист Беларуси:
Где-то классе в седьмом появился юноша, как оказалось, сын Ростислава Ивановича и Нины Давидовны. Его звали Игорь Янковский, так сложилось, что мы с ним сели за одну парту. Прихожу в гости и слышу из спальни какие-то звуки странные, я говорю: «А что это?» А это папа занимается речью.

И для парня, который и не думал тогда идти в театральный, вдруг открылось закулисье. Он решил попробовать свои силы на сцене – играл с Игорем в Театре юношеского творчества при Дворце пионеров и школьников. Однажды на премьеру пришел лично Янковский и даже похвалил ребят. Игорь поступил в Театрально-художественный институт, а Александр провалил экзамены и ушел в армию. Проработав пару лет на заводе, он решает повторить попытку. На этот раз успешно.

Александр Ткаченок:
Грузинская кухня потрясающая, она так готовит, это что-то, всегда очень вкусно, с таким кавказским национальным колоритом. Вот как-то так дружили.

Выбивал квартиры для актеров. Вот как известный Янковский помогал коллегам – подробнее здесь