«Поехали в Гурзуф. Все люди нормальные – на пляж, мы – в горы на этюды»: знакомим с династией художников Масленниковых

05.06.2018 - 20:12

Когда участник Великой Отечественной войны Павел Масленников сошёл с поезда на минском вокзале, он увидел вдали только Оперный театр.

Художник стал свидетелем строительства новой столицы.

Как гласит семейная легенда, к новому месту работы будущий народный художник Беларуси направился пешком. Здесь, в Оперном, он почти 15 лет создавал волшебные миры театральных подмостков. Но самой большой его любовью всегда была природа. 

Владимир Масленников, художник:
До самых последних своих дней – 81 год ему был – если я, допустим, не могу на машине с ним поехать, он – этюдник на плечи, на автобус – и в Дрозды, или в Лошицу. И этюды писал постоянно.

Его сын Владимир помнит, как в центре Минска росли полынь и кукуруза.

Владимир Масленников:
Я учился в школе №64 на Куйбышева, тоже вокруг были… Я ходил через двор в школу – деревня, большая деревня.

И как возле Оперного, а также в его стенах, прошло его счастливое детство. Когда отец брал маленького Владимира на пленэры, он, скорее всего, уже предполагал, что ведет сына тернистым путём художника.

Владимир Масленников:
Мы с ним поехали в Гурзуф, на море. Все люди нормальные – на пляж, мы с ним – в горы на этюды.

В жару, в горы я иду, хочу-не хочу, но иду и с ним пишу.

И, может быть, сначала, в детстве, на первых этапах где-то и заставлял меня, но потом это настолько привилось уже, что я тоже, куда бы я не ехал, у меня всегда в машине – этюдник.  

Так главный герой полотен Масленникова – Минск – стал позировать вскоре и его сыну Владимиру.

Владимир Масленников:
В Минске, всё-таки, самые близкие сердцу места – это центр города. Старые постройки: оставшееся кое-что ещё довоенное и сразу послевоенное.

Проспект, конечно, в центре.

Карла Маркса, район Оперного театра – он ещё близок, потому что там детство прошло.

И вот эти старые дома с лепниной, «сталинские» называются – мне очень нравятся, они интересны, образны.

Тогда Павел Масленников ещё не знал, что в его честь назовут музей в Могилёве, откуда он родом, а также столичную гимназию, а к его столетию выпустят именную монету. Тогда он просто каждый день делал то, к чему тянули сердце и душа. Когда же он стал первым ректором Белорусского театрально-художественного института, у него появилась возможность передавать опыт не только своим детям, но и всем талантливым художникам нового времени.

Владимир Масленников:
Я помню, когда я уже закончил институт, и выставлялся на выставках, он мог прийти с выставки и сказать: «Ты знаешь, мои хлопцы сказали…» А «мои хлопцы» – это его возраста художники. «Твой сын выделяется на выставке».

Это – такая завуалированная похвала.

Как бы, не он сказал, а «его хлопцы» сказали.

Владимир помнит отца суровым. Но справедливым. По его стопам он пошёл без тени сомнения. Когда уже его сын, названный в честь знаменитого деда, взял в руки кисти, стало понятно, что традиция Масленниковых в искусстве не прервется.

Любимые места деда и отца Павел Масленников-младший пишет не без гордости, да и ответственность за преемственность поколений даёт о себе знать.

Павел Масленников, художник:
Когда ты с детства в этом, и ты всё время знаешь, что к тебе – особое внимание коллег, твоих родителей, тех старых художников, старых мастеров, которые знали ещё твоего деда, которые либо с ним работали, либо он их учил. И, конечно, ты сразу это слышишь, ты знаешь, тебе говорят: «Я был знаком с дедом, очень приятно и с тобой познакомиться». Конечно, ты понимаешь, что надо стараться.

Наш город – один из самых зелёных городов мира.

И столичное небо на их полотнах кружит голову своим особым характером.

Любимые места у художников разные, но их объединяет то, что они сохранили тот самый родной облик со времён детских воспоминаний. Правнучка родоначальника семейных традиций Масленниковых пошла вслед за прадедом, дедом и отцом.

Так что скоро в ряду мужской линии художников появится юная художница.

Loading...


«Ночной город, но он светится солнцем»: осенний Минск на полотнах художников



Побеседовали с художниками Минска в программе «Минск и минчане».

На ее полотнах – умытый дождем проспект, одинокие мансарды и зажжённая фонарями Свислочь. Город уютный, меланхоличный, таинственный.

Мистический реализм Ольге Шкарубо передался по наследству. Детство проводила на пленэрах с отцом, прислушивалась к природе и училась чувствовать прекрасное.

Ольга Шкарубо, художник:
Это как небо – пишешь, и оно никогда не бывает одинаковым. Можно жить в Минске, смотреть в окно, ходить по одной и той же улице, но она никогда не бывает одинаковой. Я люблю сложные цвета, когда цвет открытый, он не похож на жизнь – он похож на краску из тюбика. Когда наступает осень, я вижу там янтарь.

Осень глубже, чем пора года, – это характер. То же можно сказать и про Маргариту Манис. В ее галерее больше всего рыжего Минска. На городских портретах ускользают в бликах фигуры, шелестят листья и выглядывают из-под вуали вечерние улочки... Просто город с полотен импрессионистов!

Маргарита Манис, художник:
Осень, и начинается дождь, для меня это повод – выйти и прогуляться под зонтиком, и Минск превращается в декорации спектакля удивительного. Он то романтический, то загадочный, деловой, напряженный. Поэтому в разных ситуациях он раскрывается всеми своими гранями.

Маргарита Манис любит воспарить над Минском, а Ольга Шкарубо – заглянуть в вечерние окна. Художники открывают нам знакомый город с новых ракурсов. В центре внимания – не только сердце столицы. У спальных районов – особенная, домашняя атмосфера. Родной Юго-Запад для Ольги навсегда останется с ароматом яблоневого сада...

Ольга Шкарубо:
Мне очень нравится Лошицкий парк, там безумно красивая природа, безумно красивый вид на реку. Очень нравится Цнянка – я очень много работ там написала. Большая работа «Аллея с листьями». Люди говорят: «Вот! Это же прямо возле моего дома!».

Маргарита Манис:
Некоторые говорят: «У Вас ночной город, но он светится солнцем». Я рада, потому что мне бы хотелось, чтобы мои работы передавали позитив. Снимали с дрона – как раз в этот момент Игры проходили. Поэтому не удержалась чтобы не написать эту работу. А тем более, такой закат!

На картинах минчанок город растет и преображается. Контраст старины и модерна добавляет будням динамики. Вдохновение находят не только в столице, но и в природе Синеокой, полотнах Климта и Уайта. И, каждый раз, разливая краски на полотна и превращая их в космические пейзажи, думают о вечном...

Маргарита Манис:
Новые задумки как раз связаны с новым городом: где-то индустриальный, с новостройками. Мне очень нравится, когда на подъезде к Минску транспорт железнодорожный, например, прибывает в Минск. И начинает он издалека виднеться, и едет он домой. И настолько это красиво, очаровательно это видеть!

Ольга Шкарубо:
Ничто другое меня не стимулирует в творчестве так, как удачная работа других художников. Как выделиться, обратить на себя внимание? Нужно постараться увидеть в себе ребенка, который восхищался миром, но наложить то, что ты уже знаешь и умеешь.

К слову, наши героини помогают стать ближе к искусству и с удовольствием учат рисовать. Все получится. Главное – любить свой город!