Как правильно хвалить ребенка? Разбираемся с психологом

18.12.2017 - 10:22

Маленькому Максиму еще только 8 месяцев, но он уже – «большая умница»! Мама Александра ежедневно подкрепляет малыша не только вкусной кашей, но и «добрым словом».

Александра Назарова:
Хвалить деток нужно. Я хвалю за то, что сел сам. Я считаю, что хвалить надо за поступки, не просто, что ты родился и поэтому ты хороший. В жизни потом тяжело будет, если постоянно хвалить. Обязательно всё должно быть в меру, иначе – маменькины сыночки потом будут. Не будут стараться, потому что их и так хвалят. 

С точки зрения психологии, у Александры верный подход к формированию адекватной самооценки у ребенка. Похвала даёт понять, что такое хорошо, что такое плохо. Хвалить, как и осуждать, можно только действия и поступки, не переходя, что называется, на личности.

Светлана Дедова, семейный и детский психолог:
Если хвалить, например, ты самый лучший – это такая высокая планка. Самый – это значит он один, и удержаться на этой позиции «самый» крайне сложно. Такая похвала она еще приводит к большой тревоге. А ещё одна похвала, когда ты сделал лучше, чем Вася, это тоже не очень хорошо. Это уровень сравнения, всегда будет тревога. Этот раз я лучше сделал, чем Вася или нет?

Не воспитывайте в детях желание оправдать ваши собственные ожидания. Убедитесь, что ваш безмерный энтузиазм пересекается с заинтересованностью ребёнка. Полюбопытствуйте, что важно лично для него и дайте понять, что вы на стороне своего чада и рады его успехам. При этом важно использовать правильные слова.

Светлана Дедова:
«Молодец», «здорово», «я тобой горжусь», «мне нравится». Вот позиция «мне нравится» совершенно другая, чем «ты самый лучший». И вот когда «мне нравится» – это уже такое другое, скорее меня любят.

Говоря о похвале нельзя не упомянуть о критике. И то, и другое является характеристикой действий ребенка, их оценкой. Попробуйте перейти от оценки к его собственному восприятию ситуации.

Светлана Дедова:
Что-то произошло, мы его, конечно, можем и отругать. А с другой стороны мы можем просить, а как тебе то, что произошло? А как ты думаешь, как можно было по-другому? Или получил он 10 в школе – я вижу ты рад!

Для любого маленького человека очень важна ситуация успеха и вне дома. Ребятишкам необходимо комфортно ощущать себя и в других социальных ролях.

Ирина Фунтикова, воспитатель ГУО «Ясли-сад №84 г. Минска»:
Похвала для ребенка в любом месте нужна и важна. Например, ребёнок приносит рисунок, и нужно найти то хорошее, за что можно похвалить. И нужно знать, за что хвалить. И хвалить лишь бы перехвалить – такого не должно быть.

Помните, чрезмерная похвала приучает ребенка находиться в состоянии ожидания поощрения чуть ли не за каждое свое действие, а это огромный стресс для детской психики. Но и полное отсутствие одобрения также не лучшим образом сказывается на его развитии.

Ирина Фунтикова:
Недостаточность она заметна сразу. Для детей, которые помладше, для них важна не столько словестная похвала, сколько эмоциональный контакт: приобнять, погладить. Мы, если видим такое, то мы находим общий язык с родителями, предлагаем им находить то, за что можно похвалить ребёнка, если ему этого не хватает.  

Разумеется, в садах и школах есть индивидуальный подход к детишкам. Но ключик от сердца малыша хранится в его семье. Никто, кроме близкого человека, не способен поддержать его первые микрошаги к большой победе.

Loading...


Рассказываем, как вырастить вундеркинда и причём тут пиктограммное письмо



Этот детский сад появился в районном городке с численностью около 15 тысяч человек. Бассейн, тренажерный зал, современный пищеблок – все что нужно для здоровья и полноценного развития малышей.

О новых методах воспитания детей рассказали в одной из серий проекта «Я шагаю по стране».

Охват детей дошкольным образованием в Беларуси – один из самых высоких: по этому показателю мы в 20 лучших стран мира. Специалисты всего мира сегодня уверены: если активно развивать малыша в возрасте до 3 лет, невероятно высокие умственные способности практически гарантированы.

Даже не знали пол ребёнка. Когда появилось УЗИ в Беларуси?

Ирма Моссэ, заведующая лабораторией генетики человека:
Нельзя отрицать, что сейчас социальное наследование совсем другое. Ребенок раньше, ну что он видел, особенно, если в деревне? Ни книжек никаких. Сейчас же, я смотрю, кормят буквально годовалого: уже стоит планшет, мультики цветные. С самого рождения дети впитывают эту информацию. А в детском возрасте она очень легко впитывается, тут и гаджеты,  и все возможности.

Центр дошкольного развития в областном центре. Здесь впервые в Беларуси предложили новый метод обучения детей. Исследователем, а не пассивным слушателем становится ребенок, а запоминать информацию помогает пиктограммное письмо.

Лилия Внук, воспитатель-методист ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1» (Могилев):
Мы объясняем, что все можно зафиксировать условными обозначениями. А потом проходит время, и ребята по этим изображениям могут воспроизвести всю информацию. То есть не механическое запоминание, а осмысленное. Наши ребята умеют задавать вопросы, умеют выдвигать гипотезы, разные мнения, делать выводы и умозаключения, отстаивать свою точку зрения.

Подробности – в видеоматериале