10 тележек в день. Какие риски в себе несут покупки на зарубежных сайтах?

29.11.2014 - 22:35

Что же в посылках, которыми завалена белорусская почта? Почему об этом речь? Да потому, что на памяти – недавний отчет Правительства перед главой государства. Главное мы тогда рассказали. Но за кадром остались факты – тоже весьма важные и весьма интересные – влияющие на экономику страны. Правительство сетует, что бюджет подрывают посылки с товарами из Китая и других зарубежных стран. Мол, бизнес при помощи почты недобросовестные товарищи ведут, а налоги платить не хотят.

Для Сергея покупки через Интернет – дело привычное. Себе – одежду, маме – сумку, а теперь и собаку с бабушкой к покупкам на расстоянии приобщить пытается.

Сергей:
Зачем идти в магазин, если можно заказать по Интернету – раза в три дешевле.

Говорит, что удобно: миллионы товаров – в одном месте. У тебя дома, на мониторе. Заказ – несколько кликов мышкой, оплата – по карточке.

Сергей:
Самое интересное, что на китайском сайте можно заказать даже семена укропа.

Каков на вкус китайский укроп, узнать доведется нескоро. Ведь идет посылка месяц, а то и два. На этот раз вместе с Сергеем ждать ее будем и мы.

А вот не такой терпеливый Саша пошел другим путем. Хотел купить необычный телефон – водонепроницаемый. Думал из Китая заказать, но обнаружил такой же у белорусского продавца.

Александр:
Немного дороже, но зато здесь и сейчас.

Выясняется, что телефон из того же Китая, причем продавец явно заказывал его как обычный покупатель. Ибо никаких гарантий на свой товар дать не может.

Назначаем встречу. Тем не менее, поторговаться – вдруг даст скидку на сомнительный товар?

Продавец:
Так, вообще, две недели на обкатку. Если что вам не нравится, связывайтесь – возможно, заберу.

Саша отказывается. Но от отсутствия клиентов перекупщики явно не страдают – объявлений в сети масса. Некоторые мы показали сотрудникам налоговой. Вот некие Доктор Джекил и мистер Хайд постоянно выставляют на интернет-аукцион одежду. Якобы б/у. Гардероб у парочки завидный: лотов более полутора сотен.

Ирина Живаева, корреспондент:
Даже если взять только один из выставленных ими лотов и поискать в Интернете, то оказывается, что он есть на распродаже на английском сайте, а по сопоставлению цен получается тысяч на 150 белорусских дешевле.

В налоговой этот сайт прекрасно знают. Его и другие похожие ресурсы регулярно проверяют, смотрят, кто, как часто и какие вещи продает.

Наталья Подгорная, начальник отдела налогообложения инспекции Министерства по налогам и сборам по Минску:
Понятно, что одинакового ассортимента человек не будет носить кофточки, тем более выставлять лоты с разными размерами.

Установить личность продавца – дело пары часов. Говорят, что при проверке подозрения оправдываются в половине случаев.

Наталья Подгорная, начальник отдела налогообложения инспекции Министерства по налогам и сборам по Минску:
Было конфисковано товара-контрафакта более чем на 10 млрд рублей.

Ксения пытается разобраться в сложностях перевода. В итоге просит «помощь зала», точнее, посредников, которые обещают все хлопоты по заказу взять на себя.

Решает, что в соцсетях быстрее найдет такую добрую фею. И, правда, та быстро откликается. Требует 100-процентной предоплаты. Все деньги надо ей передать. Просто так. Без расписок.

Посредник:
Мы гарантируем исполнение заказа, ссылаясь на нашу порядочность. При вашем желании можем обменяться паспортными данными.

Ксения:
Зачем мне ее паспортные данные. Все равно я перепиской ничего не докажу: что мы с ней общались, что я деньги передавала.

От услуг милой феи Ксения отказывается и просит подсказки у более суровых гномов – форумчан одного популярного интернет-ресурса. Полезных советов для новичков написали почти пять тысяч страниц.

В поддержку электронной торговле – и специальные сайты для отслеживания посылок. Вот наш Сергей как раз решил проверить, где путешествует его заказ.

Сергей:
Я смотрю, что моя майка уже вылетела из Китая. Ошейник уже тоже в пути.

Скоро эту гору пополнит Сережина посылка. Все почтовые отправления из-за рубежа поступают сюда, в единственный в стране центр. Это и покупки, и личные посылки, и письма. За последние годы всего этого стало приходить почти в 10 раз больше.

Сотрудник таможни:
Это как раз покупки из-за рубежа – Сингапур, Китай. В основном оргтехника: планшеты, мобильные телефоны.

Очевидно: прирост – за счет китайских товаров. Но точную цифру, насколько их стало больше, не смогли сказать ни на таможне, ни на почте.

Пытаемся вычислить своими силами.

В тележке, собственно, и есть посылки из Китая – то, что наши граждане закупают в интернет-магазинах. Только в этой тележке около 500 почтовых отправлений. Весит все это около сотни килограммов. А девушки (работницы почты и таможни) говорят, что обрабатывают около 10 таких тележек в день.

В последнее время ежегодно объем таких посылок прирастает наполовину. И не только из-за частных заказов. Некоторые предприниматели таким образом увиливают от пошлин.

Владимир Виноградов, старший инспектор отделения таможенного оформления и контроля № 2 Минской региональной таможни:
Пошла такая тенденция: организация или индивидуальный предприниматель заказывают как на физическое лицо, для личного пользования. Посылка идет 10 килограммов, а там пишет: 2 платья, 4 обуви. Она идет у нас на углубленный контроль, там выявляются уже коммерческие партии.

Пользуются коммерсанты и разницей в нормах беспошлинного ввоза между Россией и Беларусью. У нас это 200 евро, а у соседей планка в пять раз выше. Экономисты считают, что эти нормы, конечно, стоит сделать одинаковыми в странах Таможенного союза, но нужно разрабатывать и специальные меры по защите рынка.

Михаил Ковалев, профессор, декан экономического факультета БГУ:
Если станет видно, что утекают значительные количества валюты за рубеж с помощью электронной торговли, то это каким-нибудь образом начнет регулироваться. Хотя, с другой стороны, здесь тоже нужно идти отчасти навстречу населению. Для многих это действительно дешевый способ получить нужный товар.

Чтобы справиться с потоком посылок, на работу выводят больше сотрудников почты и таможни. Открывают специальные пункты, где выдают только международные отправления – в Минске таких уже три. В один мы заглянули, чтобы узнать, что же так необходимо белорусам в Китае.

Минчане:
Ребенку ботинки какие-то заказала, но ботинки так, не очень, наше белорусское качество в этом плане не уступает.
Это пришла горнолыжная маска.

Дождался своих посылок и Сергей. Не всех – майка еще в пути, а вот подарки для бабушки и собаки пришли.

Сергей:
Семена пришли. Не знаю, что вырастет из того, что мы заказали. Может, вообще какие-то помидоры, укроп не укроп. Но смотри: ошейник совершенно не тот, что я заказывал. Какие-то торчат нитки, не тот размер, цвет.

Чтобы не были покупки такими сюрпризными, не гоняться бы нам за дешевизною.

Loading...


«Открываем сумку. Что там в этой сумке?» Как белорусов обманывают в интернете? Три истории



Новости Беларуси. Онлайн-торговля – удобный способ купить товар или услугу, не вставая с дивана. В эпоху пандемии именно такие продажи процветают, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Но найдутся и те, кто легко и изящно обведут вас вокруг пальца, тоже, собственно говоря, не вставая с дивана.

Небывалые акции, выгодные предложения и астрономические скидки заставляют потерять не только рассудок, но порой и собственное имущество, деньги и нервы.

«Осторожно, обман» – репортаж Оксана Семашко о том, как накануне новогодних праздников нам умело и хладнокровно расставляют ловушки. Как в них не угодить?

Нина Борисовна заказала в интернет-магазине водонагреватель еще в августе. Но так и осталась без подогрева.

Нина Кутлунина:
Я говорю: «Покажите мне его в действии», – как это полагается, а он говорит: «Мы ничего не проверяем. Все проверяется на заводе. Вы нам поверьте на слово». Мы поверили, расписалась, заплатила деньги, он уехал. Пришел мастер устанавливать, и не нагревает этот водонагреватель. Больше 18 градусов ничего не получилось.

Александр уже два месяца как ждет своей посылки по экспресс-почте. Правда, вечерней лошадью пока ему доставили зонт вместо радиатора.

Игрушки, опасные для жизни. В Госстандарте рассказал, какие товары могут довести до больничной койки

Александр Ермаков:
Вот открываем сумку. Что там в этой сумке? Да, сначала упаковка была. Здесь вот такой зонтик, понимаете. Я не знаю, здесь вся семья, наверное, поместится в этом зонтике. Но я вам скажу честно: ну, нафиг он мне нужен?

После того как люди обратились за помощью на горячую линию нашего телеканала, нашлись и продавцы.

Хочу пообщаться по ситуации неприятной, которая сложилась с вашей посылкой. Вам там доставили вместо нее другую. 
Да. 
Как нам решить вопрос, чтоб нам отдать вашу посылку? Эту забрать, завезти нужному получателю?

Сергею в интернет-магазине продали электробритву. Вот только о том, что товар будет с невыносимым металлическим лязгом, а аккумулятора хватит всего на минуту, рассказать, наверное, забыли.

Сергей Балцевич:
Завожу эту электробритву – все. И потом узнаю, что этот интернет-магазин уже не работает. Приехал туда. Там дверь закрыта.

А вот жители Речицкого района сетуют на то, что купили металлоискатель, но искать клад он отказывается.

Здесь расстояние срабатывания сантиметров, может, семь каких, восемь. А по данным – 40 сантиметров. Привезли мне вот этот аппарат без батареек. Меньше, чем на штыковую лопату. Ничего не увидишь, даже ни железа, ни металла, вообще ничего.

«Чтобы эти эмоции немножечко улеглись». Психолог рассказала, как не потратить все сбережения на новогодние покупки

Подобные спорные ситуации не поддаются счету. Однако такие волшебные слова, как общество по защите прав потребителей и, если кратко, МАРТ и Госстандарт приводят нерадивых продавцов в чувство, а обманутым покупателям помогают добиться истины.

Дарина Гулюта, председатель правления Городского общества защиты потребителей:
Если вы заказываете технически сложный товар и данный товар вам доставляет курьер, необходимо не спешить. Проверить работоспособность товара, проверить, находится ли товар в целом состоянии, нет ли у него механических повреждений, правильно ли заполнены документы. Вместе с технически сложным товаром передается гарантийный талон либо технический паспорт, в котором стоит отметка о дате продажи, а также указана гарантийная мастерская. Только после этого передаются денежные средства либо ставится подпись о том, что потребитель данный товар получил и претензий к внешнему виду изделия не имеет.

Своеобразные рефери между покупателем и продавцом доходчиво объясняют, кто прав, кто виноват. В пандемию не раз требовали от интернет-платформ возврата билетов на концерты и отдых за границей. За время COVID и число интернет-магазинов выросло до 24 тысяч, а вместе с тем в виртуальном рынке появились все больше нечестных схем.

Инна Гаврильчик, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ:
Для потребителя тоже важно понимать: если он заказал товар по той цене, которая указана на сайте, отправил заявку и эта заявка принята, то в этом случае уже заключен договор купли-продажи по этой цене. И после этого продавец не имеет права менять цену.

Продажа б/у продукции под видом новой, несоответствие характеристик товара и хромающий сервис. 37 % жалоб на услуги в Беларуси сегодня на торговлю, в том числе онлайн.

Инна Гаврильчик:
Мы серьезно задумываемся над тем, чтобы иметь в своих инструментах такую меру, которая позволяла бы закрывать интернет-магазины. Объясню почему: к сожалению, не все продавцы добросовестно исполняют предписания и не все восстанавливают нарушенные права потребителей. Так вот для таких продавцов, тех, которые не исполняют предписания, не устраняют нарушения, например, на сайте не доводят всю обязательную информацию, вот для таких продавцов мы сейчас прорабатываем вопрос о включении в законодательство нормы, которая бы позволяла это делать.