Последнее произведение Тикоцкий так и не успел дописать. Самый плодотворный период в творчестве композитора – послевоенный

23.11.2020 - 18:00

В документальном проекте «Тайны Беларуси» рассказали о самом плодотворном периоде творчества композитора Евгения Тикоцкого.  

Послевоенный период стал самым плодотворным в творческой и общественной биографии композитора. После войны Тикоцкий работает педагогом в музыкальной школе, поднимает из руин Белгосфилармонию, которую позже и возглавил. В 1950-м возглавляет Союз композиторов БССР. И несмотря на огромную административную работу, не перестает писать.

Ольга Юхник, научный сотрудник Музея истории театральной и музыкальной культуры:  
У него были такие звания, как народный артист БССР, народный артист СССР. Этот человек – один из основоположников белорусской композиторской школы, основатель белорусской национальной оперы. Он внес большой вклад в развитие белорусской музыкальной культуры XX века.  

Ирина Горбушина, кандидат искусствоведения, заведующий отделом музыкального искусства и этномузыкологии НАН Беларуси:
Тикоцкий сочинял музыку в разных жанрах. Он является автором шести симфоний, написал ряд сочинений для Белорусского народного оркестра, поскольку он увлекался фольклором и именно в оркестре находил отражение. Тикоцкий является автором ряда хоровых, камерных сочинений, песен, то есть, его творческое наследие очень обширно.

Евгений Тикоцкий ­– российский дворянин, сын контр-адмирала, солдат Красной Армии стал классиком белорусской музыки. С творчеством композитор не расставался до самой смерти. Свое последнее произведение он так и не успел дописать.  

Александр Тикоцкий, внук композитора Евгения Тикоцкого, кандидат филологических наук:
У него, кстати, была еще одна опера, «Анна Громова», но, к сожалению, у него была тяжелая форма диабета. Болезнь и неожиданная смерть помешали завершить это произведение. Опера так и не была поставлена.

«Ничего подобного на Западе создано не было». Как создавалась настоящая сенсация в искусстве военного времени – опера «Алеся» (подробности здесь).    

Loading...


Сказал бы, чтобы он берёг себя. Близкие рассказали, какие вопросы задали бы Мулявину, если бы он был рядом



Новости Беларуси. 12 января исполнилось бы 80 лет Владимиру Мулявину. Человеку, который при жизни стал легендой белорусской музыки, создал неповторимый ансамбль «Песняры», сообщили в программе «Неделя» на СТВ. «Александрина», «Беловежская пуща», «Вологда» – этим песням до сих пор подпевают миллионы. Судьба «песняра» необычна и показательна одновременно. Родом с Урала – Мулявин полюбил Беларусь и белорусов всей душой. Приехав однажды, остался здесь навсегда.

Музыканта не стало в 2003-м. В таком, как сегодня, морозном январе. Мулявин не смог восстановиться после автокатастрофы, приковавшей его к постели. Артист ушел, словно предчувствуя: время «Песняров» заканчивается. Но, очевидно, ошибся. Ведь все его наследие лишь предстоит осознать.

Дмитрий Боярович, корреспондент:
Что бы вы сказали Владимиру Георгиевичу, если бы он был здесь, рядом?

Роман Козырев, художественный руководитель ансамбля «Песняры»:
Наверное, спросил бы, как ему нравятся наши новые песни. Мне было бы интересно услышать от него какую-то критику.

Марина Мулявина, дочь Владимира Мулявина:
Вот сядь сюда, на это место. Оно будет твое, как всегда. Отдыхай, наслаждайся. А мы вокруг тебя будем летать, а ты пиши, а ты твори.

Алексей Ереньков, композитор:
Я бы каждый раз говорил ему, когда бы мы прощались, то, что сегодня говорим мы друг другу. Я бы говорил: «Владимир Георгиевич, берегите себя, потому что вы нужны, вы можете много еще сделать полезного и нужного для нас. Берегите себя, и все будет хорошо.

«Чтобы мы не забывали, что с нами был гениальный человек». В театре Горького рассказали, почему уже семь лет ставят спектакль «Песняры» – подробнее здесь