«Занимаемся тем, чем Мулявин – двигаем нашу культуру дальше». «Песняры» дадут концерт 12 октября

05.09.2019 - 10:29

Их называли белорусскими «Beatles», их слушали в Союзе и за океаном, а их песни признаны лучшими хитами ХХ века. Днем рождения этого коллектива считается 1 сентября 1969 года. Именного тогда еще мало кому известная группа «Лявоны» первой получила право называться вокально-инструментальным ансамблем. А позже они стали легендарными «Песнярами», и недавно коллектив отметил 50-летний юбилей.

Гости программы «Утро. Студия хорошего настроения» – художественный руководитель Белорусского государственного ансамбля «Песняры» – Роман Козырев, солисты Белорусского государственного ансамбля «Песняры» – Александр Жих и Олег Железняков.

Роман Козырев, художественный руководитель Белорусского государственного ансамбля «Песняры»:
Многие знают, что коллектив был создан Владимиром Мулявиным и его коллегами, с людьми, с которыми он играл в военном ансамбле. Позже подключились еще музыканты. И так как Владимир Мулявин был русским человеком, для него белорусский фольклор был в новинку. Но, тем не менее, когда он со свежим музыкальным восприятием послушал нашу белорусскую песню и мову – в этом и заключается секрет, что он услышал по-своему и сделал совершенно неожиданный ход – ввел белорусскую песню в эстрадное направление.

Почему не прижилось название «Лявоны»?

Александр Жих, солист Белорусского государственного ансамбля «Песняры»:
Прежде чем ехать на Всесоюзный конкурс эстрадной песни, первоначальное название было – «Лявоны», но, наверное, Минкульт БССР посчитал, что «Лявоны» – это такие белорусские баловники. И что на уровне Советского Союза это будет воспринято нехорошо. Поэтому они почитали много белорусской литературы и нашли это красивое слово «Песняры», сразу же застолбили его за собой и поехали на конкурс.

Какой период можно назвать звездным для «Песняров»?

Роман Козырев:
«Золотое» 10-летие ансамбля «Песняры» можно считать 70-80-ые годы. Это 10-летие очень много описывается в документальной литературе. Было очень много концертов – по три в день у Дворца спорта. Нам, как молодому поколению, сложно себе представить, какая это была работа на износ.

Многие делят историю ансамбля «Песняров» на два периода: до ухода Мулявина и после.

Роман Козырев:
Мы пришли в коллектив в 2003 году после смерти Владимира Георгиевича. И это было решение на государственном уровне, что «Песняры» должны продолжать традиции. Был объявлен большой кастинг всебелорусский, собралось очень много артистов – лучших инструменталистов, вокалистов. И вот в то время выбрали молодое поколение. Это преемственная история, и для нас это музыкальная традиция. Наша задача, как молодого поколения – мы двигаем все это вперед: издаем новые песни, находим новые белорусские песни, делаем обработки белорусского фольклора. Поэтому мы занимаемся тем, чем занимался Владимир Мулявин, двигаем нашу культуру дальше.

Кто пишет песни для «Песняров»?

Роман Козырев:
Мне очень много стихов присылают и молодые наши белорусские авторы, и с белорусскими классиками мы работаем – с произведениями Я. Купалы и Я. Коласа, находим новые стихи, моменты, которые можем использовать.

Что изменилось с приходом молодого поколения в коллектив?

Олег Железняков, солист Белорусского государственного ансамбля «Песняры»:
Существенно ничего не изменилось. Может, костюмы красивее стали. Мы стараемся сильно в сторону не отходить, потому что скажут: «Ну, что это они, попсу какую-то начали петь». Все-таки какие-то рамки нас держат. Тем не менее, мы привносим новые песни и стараемся их делать в этой традиции, в которой были написаны.

Вы выпустили альбом «Продолжение». Почему такое название?

Роман Козырев:
Весь альбом прошлого года – это все новые песни. Только один бонус-трек: мы «Полонез» Огинского, наконец, издали на белорусском. Хотя мы пели его уже 10 лет на белорусском. Многие спрашивали – мы сделали реверанс в сторону нашего зрителя. А так – это только новые песни. И для нас это было принципиально, и поэтому это «Продолжение».
Сейчас у нас идет большая подготовка к юбилейному концерту. 12 октября с Президентским оркестром во Дворце Республики будет такой финал 50-летия, юбилейного года ансамбля «Песняры». Анатолий Кашепаров, Леонид Борткевич, которые были с нами на юбилейном концерте на «Славянском базаре», споют свои хиты и новые песни. Для меня было удивлением – они говорят: «Мы хотим что-то новое спеть. Надоело!» Я говорю: «Да, мы только за! Замечательно!»

Loading...


«Баста – это просто комик от Бога». Елисавета Илларионова рассказала о впечатлениях от шоу «Песни»



Белоруска вошла в число лучших исполнителей на престижном песенном конкурсе. Откровения финалистки – в программе «Минск и минчане».

Когда количество анкет на участие во втором сезоне топового песенного проекта превысило 30 тысяч, прием заявок пришлось закрыть досрочно. Прослушивания проходили сразу в четырех крупнейших городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Екатеринбурге. Невероятно, но в двадцатке лучших оказалась и наша землячка. Елисавета Илларионова или просто Лиса – девушка с магнетическим голосом, которая однажды утром проснулась знаменитой. 

Елисавета Илларионова, исполнитель авторских песен, композитор, педагог по вокалу:
Здесь я на фотографиях с Мерием. С ней мы познакомились на «Песнях» на ТНТ. Сначала просто в пролете гостиницы выяснили, что мы обе из Беларуси, а потом начали контачить конкретно. А уже когда мы приехали в Москву на отбор, мы жили вместе в гостинице. Здесь еще мы втроем – это Диана Хома. Она тоже была с нами на «Песнях». И так сложилось, что Мерием нас всех сюда приютила.

Со временем дружба переросла в общее дело – школу вокала. А ровно год назад талантливые девчонки не столько пытались пробиться на большую сцену, сколько получали удовольствие от происходящего.

Елисавета Илларионова:
Все друг друга поддерживали, все были максимально настроены на то, чтобы просто кайфануть от того, где мы сейчас находимся.

Мы шутили о том, что это просто какой-то музыкальный лагерь. Потому что вечерами мы собирались в гостинице, играли песни, читали друг другу стихи, делились своим творчеством. Делились своими историями, играли в какие-то игры. Вместе ходили в столовку, вместе ходили стирать. Вместе гуляли по Москве – у нас там образовалась такая компания дружеская, музыкальная. Это было очень здорово, это крутые эмоции. Этот опыт стоит того, чтобы пережить.

И это при том, что конкуренция зашкаливала, а соперники буквально наступали на пятки.

Елисавета Илларионова:
Порой было сложно, порой было тяжело, прямо дискомфортно, бессонно, стрессово. Но это все заряжало, чтобы не сдаваться, двигаться. Вся эта атмосфера, обстановка, люди, которые там, ребята, с которыми мы участвовали – они все такие бесконечно творческие! Когда ты окунаешься в атмосферу, где больше 300 человек – каждый пишет свои авторские песни в разном жанре – у каждого свой, и каждый делится этим, то лично меня это очень вдохновляло.

«Голосина!», – скажет о ней Тимати. «Крутая девчонка. Одна из немногих, кто может затронуть», – сделает заключение Дусмухаметов. Баста будет пытаться оставить творческую белоруску с гитарой и сотней песен собственного сочинения.

Елисавета Илларионова:
Когда ты не снимаешься, ты можешь сидеть в зале и смотреть на съемки. И собственно я сидела все практически дни, когда не я снималась. И я наблюдала за тем, как ведет себя Тимати, как ведет себя Баста. Баста – это просто комик от Бога. Он такой шутник просто нереальный! И постоянно всех стебал, со зрителями общался. Вот почему я собственно больше хотела к Басте, потому что он такой – ближе к народу, и мне кажется, что он честный.

Полтора месяца драйва подходили к концу. Бывает ли такое, что простой педагог по вокалу из небольшого городка, да еще и другой страны, может победить? В теории – да. На самом рейтинговом шоу канала с многомиллионной аудиторией – еще вопрос.

Елисавета Илларионова:
Когда мы пели еще один авторский трек 1 минуту – это финал, до которого я прошла и потом с которого слетела уже перед отбором в команды. После этого на коридоре меня встретили охранники Тимати, сказали, что я клевая, они меня очень поддерживали. Они такие милые, на самом деле: «Ты крутая!» Я прохожу дальше по коридору – там гримерка «Газгольдера». И ребята – участники «Газгольдера» пригласили меня к себе в гримерку. И я просто сидела с ними и наблюдала, как там дальше развиваются события. Мы просто с ними разговаривали. Я даже не знала на тот момент, с кем я общаюсь. Потому что я не знала, например, как выглядит Матранг и Т-Фест. Паша Воля – он идет по коридору и такой: «Реально, если бы у меня была своя команда, ты бы была первая, кто бы там был. Потому что очень крутая! Ты честная, искренняя! И такие люди должны быть! Твоя музыка должна звучать. Обязательно продолжай, не переставай». Это все вдохновляет.

Что же так тронуло всех этих людей в 23-летней белоруске? Ведь хорошие голоса в наше время – не редкость, как и авторские треки, талант и энтузиазм. Вариант один – ее песни. Очень глубокие и личные.

Из окон вокальной студии, где сегодня чаще всего можно встретить Лису, виднеются индустриальные пейзажи, как в родном Бобруйске, красные крыши, больше напоминающие Питер, и атмосферные балконы, которые есть только в Минске. Каким образом эти три города вписались в жизнь исполнительницы?

Елисавета Илларионова:
Сейчас я, наконец, осела в Минске. Здесь я работаю и живу. В Бобруйск приезжаю периодически на выходные к родителям, к коллегам, повидаться с детьми, с которыми работала. А Питер – это просто моя сердечная любовь.

Сейчас кипит работа над первым альбомом. А все свои чувства и переживания героиня выливает на бумагу и трансформирует в стихи. 

Елисавета Илларионова:
Друг для друга мы были созданы, даже если мы очень разные. И когда-нибудь мы осознанно загоримся и не погаснем.

Еще одна любовь Лисы – педагогика.

Маргарита Полещук:
Лиса красивая, она очень добрая, она – мой лучший преподаватель по музыке.

Маргарита Полещук занимается вокалом год и уже успела занять второе место на престижном конкурсе. Вместе с педагогом она учится не только брать ноты, но и изучает иностранные языки – юная певица уже успела освоить пару композиций на английском и украинском. Ее коллега по сцене Эмилия предпочитает динамичную музыку. Но в одном девочки солидарны.

Эмилия Самесова:
Мне нравится очень заниматься пением.

Елисавета Илларионова:
Абсолютно разношерстные все. И в плане возраста, и в плане личных качеств. И как люди – и бизнесмены, и простые рабочие, и дети. Абсолютно всех нас связывает музыка здесь. Они меня учат дисциплине, на самом деле, усидчивости, терпению, учат меня внутренней гармонии. Когда ничего не получается – ловить дзен. И, конечно же, вместе с ними я развиваюсь, я продолжаю искать свое звучание, я расширяю свой диапазон.

Вот такая она, без ложной скромности исполнительница на миллион – открытая, искренняя и простая. 

Елисавета Илларионова:
Хочется перестать врать себе, быть честной, делать честную музыку, чтобы люди слушали тоже честную музыку, хорошую музыку, чтобы люди не боялись быть собой. Я постараюсь сломать это в себе и перестать притворяться. И собственно, как поётся в моей песне «Маски срываю руками», мне хочется, чтобы когда-нибудь в какой-то момент все сняли маски и могли позволить себе быть собой.