Протоиерей Федор Повный: «Священник может на лыжах показать мастер-класс, но не оставить при этом молитву»

01.05.2016 - 19:42

Новости Беларуси. О духовных высотах и высотах вполне себе земных, что такое духовная безопасность и почему священнослужители увлекаются экстремальными видами спорта – программа «Неделя» поговорила с настоятелем Всехсвятского прихода – протоиереем Федором Повным.

Протоиерей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода Минска:
Прежде всего, хочется вас приветствовать словами Пасхи, словами пасхальной радости – Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Протоиерей Федор Повный:
Пасха говорит нам о великой любви Бога к человеку и говорит, начиная с Ветхого Завета. Пасха возвращает возможность быть рядом с Богом, и смысл праздника никогда не поменяется. Ведь это суть христианской веры. А вот наше восприятие изменчиво. Конечно же, первые христиане праздновали Светлое Христово Воскресение более проникновенно, на духовном подъеме. Сейчас восприятие этого праздника постхристианское, более прагматичное. Людей интересует в большей степени традиция. Но, тем не менее, есть достаточное количество людей, и об этом свидетельствуют переполненные храмы в пасхальную ночь и в особо важные дни Страстной седмицы, Великого поста, что люди переживают этот праздник со Христом, внутренне, глубоко. Все зависит от духовного развития человека и желания смотреть глубинно на вещи.

Миссионерство в современном мире. Насколько сегодня сложно достучаться до сердец людей?

Протоиерей Федор Повный:
Мне думается, что сейчас, как и раньше, в сердца людей стучится сам Господь. Это он открывает себя духам святым через прикосновение благодати. Насколько будет восприимчива душа, уже зависит от нас самих, от нашего внутреннего расположения к принятию и желанию познания Бога. Но и говорящий о вере должен не просто произносить красивые слова. Иначе они превратятся в разноцветные мыльные пузыри. Даже одно слово, сказанное с верой, пропущенное через то, чем живешь сам, может помочь достучаться Богу еще в чье-то сердце. Сегодня благополучные по земным меркам люди нуждаются в духовной поддержке и окормлении порой даже немного больше, потому что душа такого человека несет бремя благоденствия, которое постоянно глушит то, что едино на потребу. Но встрепенется его душа только тогда, когда прикоснется к другой живой душе и увидит реальный пример духовной жизни.

Многие люди приходят в церковь, когда с ними приключается какая-то беда. А что сделать так или делается, чтобы они приходили в церковь в радости?

Протоиерей Федор Повный:
Это естество человеческой натуры. В беде люди ищут опору и помощь и, когда уже ничего не спасает, идут к Богу. Но великое благо для каждого научиться приходить в храм в радости. Мы часто забываем благодарить Господа за счастливые моменты жизни, а ведь благочестивые люди благодарят даже за скорби. И мало того, переживают, что Господь оставил их, когда долго нет горестей. Привычка быть благодарным учит прозревать во всем заботу Бога. А от этого рождается духовная радость и опыт веры. А еще человек испытывает на себе прикосновение благодати и стремится ее не потерять. И поэтому уже его душа зовет его в храм.

Трудно сегодня представить мир без Интернета, без социальных сетей. Как вы к этому всему относитесь? На годовщину крещения Руси я видел, что у вас был планшет и вы просили кого-то сфотографировать вас. У вас есть аккаунты в социальных сетях? Вы эти фотографии куда-нибудь выкладываете?

Протоиерей Федор Повный:
Есть много примеров, когда люди не пользуются им или делают это с разумом. Интернет, как и любое коммуникационное поле, - это столкновение добра и зла, различных интересов. Я использую лишь одну сеть, но за нехваткой времени как наблюдатель, а не активный участник. Благодаря Интернету чувствую пульс времени и смотрю, чем дышит общество, особенно молодежь. Иногда приятно видеть, как знакомые грамотно используют этот ресурс для свидетельства о вере и нравственности, задают правильные ориентиры среди множества информации. Даже материалы к проповеди я иногда смотрю в Интернете. У меня не только Ветхий и Новый Завет, молитвословы, календарь православный. Это очень помогает. Все зависит от возможностей использования, и как ты используешь данный предмет. По примеру топора: можно этим предметом нарубить дров и принести большую пользу, чтобы затопить печь или согреть людей, а можно этим же предметом совершить страшные злодеяния, вплоть до убийств.

Есть понятия экономической безопасности, военной безопасности. А можно ли, на ваш взгляд, выделить понятие духовной безопасности?

Протоиерей Федор Повный:
Я бы сказал, что наибольшую угрозу представляет теплохладность, с одной стороны, и всеядность, с другой стороны. А также незнание основ своей веры. Человек, ищущий Бога, обязательно его встретит и, полюбив однажды, не предаст. Наглядно это проявляется в Европе, когда мусульманство начинает подавлять христианство. Незнание веры и истории своего народа часто приводит к экстремизму и фанатизму. Тогда таких людей используют различные группировки в своих недобрых и порой весьма корыстных интересах. Но больше всего надо бояться потери живой веры в Бога в погоне за комфортом. В данном контексте я беру в широком смысле. Ведь некоторым отказаться от Бога легче, нежели от собственного благополучия.

Патриарх Кирилл любит горные лыжи. Вы, я знаю, можете покататься с гор, а также прыгнуть с парашютом. Много ли священников вы знаете, которые увлекаются такими экстремальными занятиями? И лично вам зачем адреналиновая встряска?

Протоиерей Федор Повный:
Дело не в адреналине, а в любви к этим видам спорта. За других не скажу, потому что не знаю, но для меня скатиться с гор не самолюбование и не реклама, а радость от физической нагрузки и от красоты вокруг. Можно посмотреть на это и с другой стороны, как на определенное миссионерство, если хотите. Священник может на лыжах показать мастер-класс, но не оставить при этом молитву. И одно другому совсем не мешает. Ведь молитва только усиливается от созерцания божественной картины мира, вид которой открывается сверху или в горах.

Это правда, что «лучше гор могут быть только горы»? Это строчка Высоцкого.

Протоиерей Федор Повный:
Это правда.

Люди в материале: Протоиерей Федор Повный


Игра в битки, крашение яиц, куличи и песни. Традиции Пасхи – одного из главных христианских праздников



Пасха – один из главных христианских праздников. На Беларуси его еще называют Вялікдзень. Считается, что с этого дня и до Вознесенья Христос вместе апостолами бродит по земле под видом нищих. Награждают добрых людей, осуждают плохих. В Беларуси с праздником связано множество обрядов и традиций. Но главный символ, кончено же, пасхальное яйцо.

Алексей Друпов, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
У народнай жа традыцыі яйкі, умоўна кажучы, так і падзяляліся на дзве часткі: частку, якую можна з’есці, і частку, якую нельзя з’есці. Тыя яйкі, якія можна было з’есці, звычайна фарбавалі выключна ў чырвоны колер, пасля свянцілі ў царкве, ахрыстосаваліся, адарвалі адзін аднаго чырвонымі яйкамі. Таксама гэтыя яйкі маглі несці на Радуніцу на магілу продкаў. А былі іншыя яйкі, якія неслі больш святую культавую патрэбу.

Обычно брали сырое яйцо и на него наносили рисунок. И целый год яйцо должно находится в доме. Его можно было повесить в соломенного паука в центре дома или положить в красном углу возле иконы. Оно оберегало от неприятностей. Если кто-то заболел, то яйцом выкатывали болезнь. Чтобы не было пожара, яйцо обносили вокруг дома, сообщили в программе «Большой завтрак» на СТВ.

Алексей Друпов, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
Намалявана царквушка, напісана ХВ – Хрыстос Васкрос. На больш ранніх яйках, на больш архаічных вымалёвывалісь розныя геаметрычныя арнаменты. Вось, напрыклад, яшчэ адно яйка з вельмі архаічным арнаментам, які нам вядомы больш з земляў заходніх славян, які называецца рукі Бога.

Рабілі таксама нашы традыцыйныя васьміканечныя зоркі на яйках. Прычым, што цікава, арнамент заўжды быў падпарадкаваны самой геаметрыі яйка. Верх яйка, ніз яйка, асноўная частка яйка.

Освященное яйцо клали в воду, которой потом умывались. А девушки, чтобы быть красивыми и здоровыми, гладили этим яйцом свое лицо. Хозяйки обязательно пекли пасхальные булки. Но это не единственное блюдо пасхального стола.

Лидия Малькевич, младший научный сотрудник Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
Рабілі заўсёды селядзец. Абавязкова грыбы, абавязкова рыбу ставілі на стол. Верашчаку рабілі, ведаеце такое вот. Ну і мяса. Мяса лічылася таксама. Кумпякі, напрыклад, рэзаць будзем. Ужо можна было гэта ўсё ўжываць. Таму што Масленіца прашла, ужо Вялікдзень наступіў, а там вы ведаеце таксама, што 40 дней было гэтага Поста. Людзі ўжо жадалі, как чаго-небудзь смачнейшае было.

Когда семья садится за стол, первым делом нужно съесть освященное яйцо. Оно разрезается на дольки и каждый член семьи съедает кусочек. А вечером собирались волочебники и ходили по домам, пели песни и восхваляли хозяев.

Надежда Костеневич, заведующая культурно-образовательным отделом Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта:
Дзяўчаты падыходзілі да хлопцаў. Яны збіраліся ў невялічкія групы. Там быў галоўны хлопец, яго звалі запявала. У яго быў моцны голас, ён запяваў усе асноўныя куплеты. А прыпеў падхопвывалі «падхопнічкі», называліся. Людзі астатнія. Яны падыходзілі да вакна, віталіся з гаспадарамі і пыталі, ці можна праспяваць ім гэтыя песні, віншаванні. Калі гаспадар даваў згоду, ён адчыняў вакно і яму спявалі валачобнікі віншавальныя песні з пажаданнямі.

Волочебников ждали в каждом доме, ведь песнями они желали хозяевам достатка. А если в доме незамужняя девушка, то ей желали поскорее выйти замуж.

Любимые развлечения на Пасху – игра в битки: проверяли, чье яйцо будет крепче.

И катание – с горки скатывали яйца.

В этот день при встрече принято не здороваться, а говорить «Христос Воскрес!». Отвечаем: «Воистину Воскрес!»