Одинокая бабушка в отселённой зоне и доктор Шуба. О ком ещё снимают белорусское документальное кино

10.10.2019 - 13:35

Кино, которое берет за душу. В нем есть творческий замысел, но оно лишено витиеватой художественности. Потому жизнь показана такой, какая она есть.

За свой короткометражный фильм о чернобыльской зоне отчуждения белорусский начинающий режиссер Ксения Лебедева удостоилась Гран-при молодёжного конкурса документального кино социальной направленности «Евразия.DOC: 4 минуты».

За это считанное время талантливому журналисту удалось показать не просто судьбу человека.

Ксения Лебедева, автор идеи и сценария д/ф «Деревня Дудичи», корреспондент АТН Белтелерадиокомпании:
Когда появилась идея снять короткометражный фильм, я уже сразу знала, кто будет главным героем этого фильма. Это Софья Никитична Ключинская, потому что мы с ней уже неоднократно встречались, готовили репортажи тоже о чернобыльской теме. И ее история интересна тем, что она одна осталась в зоне отселения. Сейчас вблизи 16 километров нет ни одной живой души. И вот ее история, ее стойкость и любовь к малой родине тронули, и захотелось раскрыть их полностью. И еще можно сказать – это прототип Беларуси, которая сражается сегодня с последствиями чернобыльской аварии.

Награда нашла победителя в Смоленске. Но этот конкурс – всего лишь часть огромного форума, который на этой неделе развернулся на два города, Смоленск и Минск. 150 заявок и 28 документальных фильмов из 12 стран, которые удостоились того, чтобы их посмотрели на большом экране. Основная программа фестиваля «Евразия. DOC» поистине впечатляет.

Валерий Шеховцов, директор IV Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC»:
Очень сильные фильмы из России, Беларуси, Литвы, Эстонии, Украины, Армении, Азербайджана, Киргизии и даже из Соединенных Штатов. После развала СССР мы многие смыслы потеряли. Смысл жизни, наших целей, устремлений, побед. Эти понятия были общими для всех народов, которых объединяла большая страна.

Многие из нас принадлежат к тому поколению, которое в один день проснулось в другой стране. 300 миллионов человек в одночасье стали жить иначе, каждая республика некогда большого Союза пошла своим путем. Как не потерять связь народов, предложил российский режиссер, обладатель премии ТЭФИ Кирилл Борисов. Его лента так и называется – «Мы из Евразии».

«Когда сотни народов, веками жившие бок о бок друг с другом, само собой, обречены быть вместе. Как в той поговорке со времен Александра Невского, которую все народы Евразии на своем языке одинаково произносят: «Сила единства, как веник – так просто не сломишь, а по прутику запросто переломаешь!»

Во многом этот фильм критики считают спорным. Но в одном с его создателем точно не поспоришь – как же здорово, что и сегодня авторы из разных стран могут встретиться на одной площадке, творческой.

Анатолий Алай, режиссер и сценарист д/ф «Доктор Шуба»:
Сорок первый год, начало войны, он  майор медицинской службы, ему поручено вывозить раненых из фронтовой зоны. И во время налета на санитарный поезд, когда начали бомбить, когда все вокруг горело, и вдруг неожиданно он столкнулся с группой охранников-чекистов, которые заподозрили в нем какого-то шпиона.

Сюжет, достойный блокбастера. А это всего лишь история легендарного медика, партизанского комбрига и заслуженного врача БССР Алексея Шубы. Именно этот незаурядный человек оказался в фокусе телекамер нашего не менее известного земляка-документалиста.

Анатолий Алай:
Личность очень солидная, но никто не знал, что было столько моментов, из-за которых он ушел раньше из жизни. Поэтому задача нашей творческой группы была – на основе архивных рассекреченных материалов прикоснуться вплотную к биографии доктора Шубы. Поэтому была такая длительная работа – в течение 4 лет.

Документальный фильм Анатолия Алая презентовали в столичном кинотеатре «Беларусь». У московской отборочной комиссии даже не возникло сомнений, стоит ли включать работу белорусского автора в конкурсную программу. А у зрителей – что герой ленты, действительно, заслуживает внимания.

Роза Белозерова, заместитель главного врача по лечебной части 1-й городской клинической больницы (1979-1992 гг.):
Принципы, которые были заложены доктором Шубой, остались живы. Что характеризует человека, какое наследство осталось после него. Так вот после него осталась прекрасная клиника, которая оснащена самым современным оборудованием и самыми классными докторами.

В холле кинотеатра Анатолия Ивановича буквально окружили поклонники, журналисты и соратники. Над картиной работала целая команда профессионалов – операторов, видеоинженеров и просто неравнодушных людей. Среди них – дочь доктора Шубы Алла Емельянова, которая пошла по стопам именитого отца.

Алла Емельянова, дочь Алексея Шубы:
Я его помню с 1946 года, когда мы приехали в Минск из Борисоглебска, где были в эвакуации. Когда мы вышли из вагона, он меня подбросил, расцеловал, долго смотрел, держал на руках.

Это были сложные времена для всей семьи. Только в 1953 году доброе имя врача Алексея Шубы было реабилитировано, и первоклассный хирург смог вернуться к работе.

Алла Емельянова:
Он был прекрасный человек, замечательный, я не знаю лучшего отца, человека, семьянина. Он очень нас любил с сестрой, никогда не ругал.

Балагур, весельчак и добряк – таким его запомнили друзья и семья. Кажется, можно много говорить о хороших людях. Но иногда достаточно одного факта.

Алла Емельянова:
Мама работала в городском родильном доме на Володарского. Это очень близко от дома – на Маркса жили. И когда ночью вызывали ее на экстренные какие-нибудь операции, он одну не отпуска ее. Они шли вдвоем. Бывало он оперировал – мама ассистировала, она оперировала – он ей ассистировал.

Правнучка Алексея Шубы стала медиком, а это значит, что все продолжается! Как и сам фестиваль, который в следующем году обещает собрать еще больше талантов с территории, которая проходит через десять часовых поясов.

 

Loading...


Лауреаты и церемония первой Национальной кинопремии Беларуси. Репортаж СТВ



Новости Беларуси. Кому достался «белорусский Оскар»? 17 декабря – в День белорусского кино – стали известны лауреаты первой Национальной кинопремии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

На заветные статуэтки в разных номинациях претендовали десятки работ со всей страны. Торжественная церемония прошла в столичном Доме кино. Подробности в видеоматериале Ольги Коршун.

Ольга Коршун, СТВ:
Церемония награждения уже подходит к своему завершению. На протяжении нескольких часов в зале царила и продолжает царить особая атмосфера, ведь это первая Национальная кинопремия. Кино – это отдельный мир, наполненный творчеством и своей магией. Возможно поэтому и символ у конкурса немного магический. Это лист папоротника, который переходит в киноленту.

Хочется пожелать, чтобы папараць-кветка, найденная хоть и не в купальскую ночь, принесла обладателям удачу и успех.

Уникальный символ был создан специально для конкурса, в котором 20 номинаций: сегодня выбирают и лучший фильм, и лучшего режиссера, и лучшего композитора. Всего на конкурс было подано 170 заявок, прошло несколько отборочных туров. Одним словом, членам жюри пришлось потрудиться, чтобы рассмотреть все белорусские фильмы в деталях.

Людмила Саенкова, председатель жюри первой Национальной кинопремии:
Больше чем уверена, что эта премия будет набирать авторитет и будет давать стимул молодым авторам работать, делать свое кино. Судя по тому, как много желающих было заявиться в этой премии, премия существует и у нее есть будущее.

Этот конкурс журналисты уже окрестили «белорусским Оскаром». Атмосферу попытались воссоздать соответствующую. Символическая красная дорожка, платья в пол, блистательные улыбки, вспышки фотокамер – одним словом, белорусские звезды сошли сегодня с экранов. Еще до церемонии мы попытались узнать, волнуются ли наши номинанты перед таким выходом на сцену.

Вера Полякова, актриса:
Кинопремия проходила все время стороной. Поэтому я очень рада, что она все-таки состоится сегодня. Пускай достойные получат награды. Я в номинации с двумя своими студентками уже, ныне выпускницами – выдающимися, талантливыми артистками.

Было очень много претендентов. И если я осталась в тройке лидеров, значит, уже я где-то победила. Скорее всего, больше саму себя, чем кого-то.

Елена Дубровская, актриса:
Надо стремиться к тому, чтобы мы были действительно как Голливуд. Чтобы он был не «белорусским Оскаром», а действительно нашей папараць-кветкай, о которой бы узнал весь мир. Хорошо, что мы начали такую кинопремию. И дай бог, что будет стимул, будут новые работы, все будут стремиться что-то выигрывать.

Имена победителей, конечно, держали в строгом секрете. Но пора уже хотя бы частично раскрыть главную интригу, кто же они – обладатели первой Национальной кинопремии.

Уже выбрали лучшего сценариста, композитора, монтажера, художника по костюмам, оператора. Безусловно, самые интригующие номинации оставили на конец церемонии.

Лучшей актрисой второго плана стала Валентина Гарцуева за роль в фильме «Снайпер». За лучшую главную женскую роль боролись три претендентки, но победа у Веры Поляковой. Награду ей принесло участие в «Ой, ма-моч-ки! - 2». Лучшим режиссером назвал Александр Анисимов за работу над фильмом «Следы на воде».

Конечно, это уже мастера своего дела. Но сегодня прозвучало много и новых имен. Возможно, это будущие звезды не только нашего, но и мирового кино.

Алеся Кокошникова, директор первой Национальной кинопремии:
В этом году Национальной кинопремии Беларуси – быть! У нас ждут игровое кино, телесериалы, анимационные фильмы, документальное и короткометражное. Для меня лично, пожалуй, самые две главные номинации – это «За вклад в отечественный кинематограф» и «За вклад в зарубежный».

Сегодня не только день рождения первой Национальной кинопремии, но и День белорусского кино. Хочется надеяться, что отмечать его вот в такой форме станет нашей хорошей традицией, которая поможет сделать наше, белорусское кино, наши фильмы еще более интересными и качественными.