«Психологический дискомфорт водителя». И ещё 3 недостатка электромобилей

07.05.2020 - 14:20

Развитие электротранспорта обсуждали в программе «В обстановке мира».

Депутат об электромобилях: «Беларусь выступает в роли драйвера в части стимулирования развития самого рынка»

Александр Гранковский, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту и связи:
Если вернуться к самому электромобилю – это, действительно, сегодня реальное настоящее. Буквально ещё 15 лет назад мы могли судить об электромобиле только по некоторым материалам, которые мы могли получить с международных автосалонов с видом на какой-то концепт. Это сегодня массово выпускаемый серийный продукт. Безусловно, при всех плюсах электромобиля, тот, кто побывал за рулём, он всегда будет говорить, что это и плавность хода, это и динамика, это бесшумность, масса других ещё положительных факторов. Соответственно, и отсутствие, как такового, дорогого сервисного обслуживания силового агрегата.

Но есть и определённые недостатки, которые сегодня и отрицательно влияют на то, как потребитель относится к электромобилю. Это высокая стоимость – покупная стоимость автомобиля, и, безусловно, она определена высокой стоимостью самой батареи. В некоторых образцах она достигает 25-50% от стоимости. Второе – это, наверное, психологический дискомфорт водителя, который он испытывает, зная, что существует ограничение дистанции пробега на одной зарядке. Это приносит, естественно, определённый дискомфорт в вождении, но это, опять же, определено отсутствием инфраструктуры электрозаправочных станций, в том числе и, подчёркиваю, отсутствие сервиса, как такового, по обслуживанию электромобилей. Наверное, ещё немаловажный фактор – это то, что присутствует малый ассортимент самих автомобилей. Мы привыкли, если смотреть традиционно на автомобили, мы вправе выбирать любую модель – от класса А до класса Е, до класса F. Кто может позволить класс F. Поэтому присутствие малого ассортимента – оно тоже негативно играет в части перехода на электротранспорт.

Но думаю, что прогресс не стоит, и естественно, технологии, которые будут применяться при производстве батареи, соответственно, и при росте выпуска – это позитивно скажется на себестоимости выпуска самих батарей, и естественно, будет снижаться сама стоимость и батареи, соответственно, будет снижаться стоимость и электромобиля. И в случае паритета цен на автомобиль с ДВС и электромобиль – паритета цен, я думаю, что потребитель уже вправе самому определять, что же ему, всё-таки, покупать. Но и с учётом того, что, всё-таки, указ направлен на стимулирование использования электротранспорта, естественно, здесь ещё, наверное, мы не можем оценить ситуацию – какие условия создаст этот указ. Но думаю, что в общем объёме, конечно, количество электромобилей будет увеличиваться. И здесь меня беспокоит несколько другое, потому что отсутствие технологии утилизации батарей сегодня – она может создать условия, чтобы мы не превратились, наша страна не превратилась в такое кладбище электромобилей, с учётом того, что деградация батареи наступает после 5-8 лет эксплуатации и требует замены. Подчеркну, что это недешёвая операция. А так как вторичный рынок предрасполагает к последующей перепродаже, то чтобы на конце последний покупатель не столкнулся с ситуацией, когда он покупает дешёвый электромобиль, и требуется замена дорогостоящей батареи. Чтобы наши дворы не превратились в некоторые отстойники.

Люди в материале: Александр Гранковский
Loading...


«Сегодня можно найти своё решение. Кое-что мы даже делали». Белорусы смогут выпускать батареи для электротранспорта?



Развитие электротранспорта обсуждали в программе «В обстановке мира».

Олег Быцко, директор НТПЦ «Белкоммунмаш», главный конструктор:  
К сожалению, батарея, действительно, на сегодняшний момент – такая самая сложная и глобальная задача. Причём не батарея, как конечное изделие, а ячейка, которая накапливает электроэнергию. К сожалению, мы тут говорим о том, что в ближайшее время там цена на неё упадёт – тоже сложный вопрос. Потому что с ростом потребления ячеек, с ростом спроса обычно цена не падает, а возрастает. А так как рынки, производители сосредоточены в Китае, в Корее – они это все понимают. Там и внутренний спрос накладывает свои отпечатки на стоимость ячейки.

Мы, так скажем серьёзно, вопросом электробуса начали заниматься в 2015 году. И в этот же момент мы отлично знали, что в нашей Академии наук есть Институт материаловедения, который в этом направлении двигается. То есть у них есть какие-то определённые разработки. Но, к сожалению, прошло 5 лет, и ничего не произошло. С точки зрения нас, как потребителя этого продукта, который нужен – именно уже коммерческая составляющая, потому что с точки зрения, может быть, учёных, они продвинулись куда-то, но нам надо ячейка.

То есть мы не претендуем на то, чтобы её самостоятельно изготавливать. Для этого есть более специализированные предприятия. В том числе – в Республике Беларусь. Но пока мы этого не видим, а хотелось бы уже видеть. А со своей стороны, мы готовы брать и какие-то опыты проводить, и в рамках своих возможностей технологических на заводе, и в рамках транспорта. Но это надо двигать. На наш взгляд, пока недостаточно в этом направлении приложено усилий. А это на уровне, скажем, того по важности, что и сейчас делается. То есть электроника, система управления и всё остальное. Это где-то приблизительно уровень. И если не найти, а мир движется в направлении поиска других материалов – ну, основные батареи мы знаем все – литий, литий… Хотя, более, скажем, развитые европейские страны в плане науки, они движутся уже – на другую химию переходят, где лития нет в батареях. Пока это ещё тоже не имеет коммерческого какого-то предложения, потому что, видимо, цена технологий пока ещё высокая. Но всё равно они в этом направлении движутся. И нам надо тоже двигаться, потому что начало есть. База есть.

Владимир Король, генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»:
И возможности есть.

Олег Быцко:  
И возможности есть, и материалы есть, и заводы, которые могут делать материалы. А впоследствии, я думаю, и самый конечный продукт, как ячейку, могут делать. Но надо более над этим вопросом работать.

Владимир Король:
Китайцы – монополисты по литию. И они же вложили большие ресурсы в создание заводов по производству ячеек. И, конечно, им надо отбить эти деньги. Безусловно, мы эту тему давно видели. И в неё просто не все верили, но мы её на дальнюю полку не откладывали.

Поэтому в 15-м мы, действительно, сделали уже первый экземпляр. Это уже была наработка. Так вот мы параллельно занимались и понимали, что один из основных элементов – это батарея. И поэтому сегодня это не простые слова. Мы говорим, что у нас есть возможности, есть. И сегодня надо не бояться идти в этом направлении. У нас достаточно, повторяю и подтверждаю, производств и грамотных людей, образованных в этом направлении.

И сегодня можно найти своё решение. Кое-что мы даже делали. И даже получили результаты, когда мы с китайцами совместно давали наше предложение – не буду уже сейчас детализировать – и по обоюдному, так сказать, и наших учёных, и китайцев был получен результат. Нужно знать, за какую ниточку можно вытянуть, допустим, дальнейшее развитие этого бизнеса.