«Надо войти в роль скульптора, вышивальщицы, мастера по люстрам». Как создают декорации и костюмы в Большом театре

21.01.2019 - 12:43

Полуразрушенный, полуразграбленный во времена Великой Отечественной войны, переживший несколько масштабных реконструкций, сегодня Национальный академический Большой театр оперы и балета – одна из главных достопримечательностей столицы.

На его сцене можно творить чудеса! 55 метров в длину и 24 в ширину: в распоряжении белорусских артистов – одна из самых больших площадок в Европе.

Над ней – более 500 световых приборов, около 50 штанкет, что служат для подвески декораций. Сцена напоминает настоящий пазл, ведь разбита на 20 площадок, которые могут подниматься до 5 и опускаться до 3 метров – полная свобода творчества для постановщика.

Всем техническим хозяйством заведует команда из 11 человек: простым нажатием на кнопки пульта они оживляют механизмы над и под площадкой.

Геннадий Ренейский, начальник службы эксплуатации сцены Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь:
Сценический комплекс очень механизирован, он включает в себя 312 электродвигателей и 38 гидроцилиндров. Есть два полётных механизма, мы можем человека поднять и перемещать по сцене. Очень насыщена вся электроника, только 74 шкафа управления всей механизацией.

Творческий комфорт артистов не заканчивается сценой. В пошивочных и примерочных цехах работа кипит всегда! Изучение эскизов, подбор цвета и материала, раскрой костюма – далеко не полный список дел, который нужно выполнить к предстоящему спектаклю.

Например, эту вещь, по праву, называют от кутюр, ведь все узоры расшивались камнями вручную. Работа тяжёлая, но любимая.

Сегодня на столе бабочки, стрекозы, феи. Новое задание для мастеров: подготовить образы для спектакля «Летучая мышь». А в таком деле, как уверяют в швейном цеху, секрет успеха – это полное взаимопонимание с художником.

Тамара Макаревич, начальник швейных мастерских Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь:
Когда мы работаем на доверии, и он видит нашу работу, ещё хочется лучше сделать эту работу. Все разные костюмы и разной специфики: исторические, жизненные, балетные. У меня в подчинении 50 человек. Их можно даже не проверять, они никогда не пропустят брак.

А вот прогулявшись по этой мастерской, можно запросто познакомится с бравым рыцарем в доспехах. Бутафорный цех – царство иллюзии. Все предметы слегка увеличены в объёме и выглядят чудно, но зато из зрительного зала совсем как настоящие. Но сделать копию – не самоцель, важно передать атмосферу и эмоцию. Декорации бывают разные: одна может достигать до 9 метров в высоту и 7 в ширину.

Татьяна Байдалова, художник-скульптор:
У нас нигде не учат этой профессии, и научить ей можно того, кто к этому готов, надо себя посвятить этому месту. Бутафор – это актёр, надо войти в эту роль, скульптора, вышивальщицы, мастера по люстрам.

Такое оно, закулисье театрального мира. Большой театр оперы и балета, как космический корабль. Где непревзойдённое мастерство бутафоров и портных делает сказку явью, а невероятные возможности сцены позволяют зрителям стать её частью.

Loading...


«Я почему-то всегда опасался этой оперы». Премьера «Риголетто» состоится в Минске



Новости Беларуси. Именитые мастера оперного искусства готовятся выступить в Большом театре Беларуси, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Показ драмы Джузеппе Верди «Риголетто» состоится вечером 25 февраля. Это тот самый уникальный случай, когда в Минске на одной сцене главные партии исполнят сразу три всемирно известных исполнителя. Среди них и наши соотечественники. Накануне прошли репетиции.  

В постановке молодые и маститые оперные певцы, которым аплодирует весь мир. Это и солист Мариинского театра Владислав Сулимский, и обладатель спецпремии Фонда Владимира Спивакова Павел Петров. Перевоплотится в свою героиню и заслуженная артистка России Надежда Павлова, чьё трепетное сопрано прозвали настоящей сенсацией в мире оперы. Такое звёздное трио на минской сцене удалось собрать впервые.

Надежда Павлова, заслуженная артистка России:
Музыка потрясающая, но ещё, конечно, сюжет и то, что проживает главный герой, его эмоции. Безусловно, это, конечно, такая бенефисная партия для баритона.



Павел Петров, солист Большого театра Беларуси:
Когда я учился у нас в консерватории, пришёл к нам в театр, как раз исполнял квартет из «Риголетто». И я почему-то всегда опасался этой оперы. Не хотел её петь, потому что она очень сложная. После того, как я её исполнил, понял, что она очень для меня удобная.

«Билеты продавали с условием, что ты купишь ещё несколько на оперу. На самую неходовую». Ажиотаж на балеты Елизарьева царил в 70-ые

«Риголетто» разучен труппой на итальянском, родном языке Верди. Но исполнят его с русскими субтитрами.