Пётр Петровский: «Почему беженцы идут именно белорусским путём? Потому что наименее опасно, я бы сказал, даже безопасно»

16.11.2021 - 20:14

Новости Беларуси. К ситуации на границе. Политолог Петр Петровский в программе Новости «24 часа» на СТВ расскажет, как можно оценить действия польской стороны с точки зрения международного права.  

Ольга Шерснева, СТВ:  
Как вы оцениваете обстановку на границе? Сегодня она стала более серьезной. Беженцы пытались прорваться, поляки применили слезоточивый газ, водометы.  

«Итогом событий сегодня явилась полная дискредитация и имиджевая потеря вообще Европейского союза и Польши»  

Петр Петровский, политолог:  
То, что делала сегодня польская сторона – это в принципе нарушение международного права, потому что они применяли спецсредства в отношении людей, находящихся на белорусской территории. Второй момент немаловажный я бы отметил – это то, что Польша нарушает международное соглашение. Прежде всего это Женевская конвенция и это Дублинские соглашения. Напомню, что Польша является членом Европейского союза и обязана принять данных граждан. С одной стороны и с другой стороны рассмотреть их заявки на предоставление статуса беженца. Любопытно, что Европейский союз, руководство Европейского союза не препятствует нарушениям законодательства, нарушениям прав человека, которые они так лелеют и требуют их продвижения вне границ Европейского союза. Эти действия сегодня по попытке прорыва к границе беженцами являются следствиями а) накопления беженцев и б) провокации польских спецслужб. Понятно, что Польше нужна эскалация, нужно насилие, нужна демонстрация каких-то фейковых угроз. Во-первых, чтобы скормить внутри самой Польши, своим гражданам незаменимость существующих властей. Мы знаем, рейтинг у них падает. С другой стороны, это торг с тем же самым Брюсселем. Европейский союз настаивает на том, что Польша нарушила свои обязательства в рамках ЕС и хочет ограничить из-за судебной реформы, из-за других конституционных реформ Польшу в субсидиях, в предоставлении ковидных средств. Идет огромнейший торг. В этом торге беженцы оказались заложниками. Итогом событий сегодня явилась полная дискредитация и имиджевая потеря вообще Европейского союза и Польши, в частности, как оплот якобы прав человека и демократии. В этой ситуации только переговоры, только диалог могут преодолеть это все. Но то, что вчера Меркель пообщалась с Лукашенко, а до этого Жозеп Боррель пообщался с Владимиром Макеем, демонстрирует, что уже по польскому вопросу нет единства.  

Ольга Шерснева:  
Смотрите, давайте вернемся к разговору Президента и Меркель. Как вы считаете, вот эти переговоры, общение – какие перспективы вообще они несут в разрешении миграционного кризиса.  

«Разделение беженцев на правильных и неправильных – это проблема Европейского союза»  

Петр Петровский:  
Мой взгляд опять же – воля на стороне Европейского союза. Беларусь свои обязательства выполняет. Я напомню, что весь миграционный кризис начался после того, как Польша и Европейский союз в целом ввели санкции против Беларуси, особенно экономические санкции, и заблокировали небо. И понятно, что в этих условиях беженцы с Ближнего Востока, с Центральной Азии, с Северной Африки выбрали наименее опасный и наиболее продуктивный, быстрый путь проникновения в Германию. То, что Европейский союз произвел фактическую сегрегацию, разделение беженцев на правильных и неправильных – это проблема Европейского союза. Что он фактически демонстрирует какой-то культурный, не знаю, какой, расизм и ксенофобию. Ведь посмотрите, за сутки только Италия принимает 800 беженцев. А почему-то главными врагами стали беженцы на белорусско-польской границе для Европейского союза. Что должен сделать Европейский союз? Если они не могут угомонить Польшу, то есть не имеют власти над Польшей и готовы закрыть глаза на то, что Польша нарушает собственные обязательства в рамках ЕС – пусть принимает через авиасообщение этих беженцев. Прятаться, как страус в песок, от этого кризиса, как делают многие в Европейском союзе, не получится. Будет накапливаться количество этих беженцев, они никуда не хотят уезжать, и будут прорывы эти увеличиваться.  

Ольга Шерснева:  
На белорусской границе работают журналисты из 34 стран, и мы дали беспрепятственную возможность освещать события, но сегодня мы видим несколько информационных провокаций со стороны Euronews, Sky News. О чем это говорит? Как можно оценить такие действия зарубежных СМИ?  

Польские эксперты говорят, что в КНДР более демократично, нежели внутри польских СМИ  

Петр Петровский:  
Остается же факт фактом, что средства массовой информации, которые хотят с польской стороны транслировать ситуацию, – их задерживают, их не пускают. Про это никто не говорит в Европейском союзе. И это демонстрирует всю глубину свободы слова в рамках ЕС, в рамках западного мира. Нас называют кровавым режимом и последней диктатурой Европы. Но это последняя диктатура Европы дала свободу работы, свободу действия журналистам. Если мы откроем польские средства массовой информации, то это ужасная пропаганда, которую некоторые польские эксперты сравнивают с пропагандой КНДР, говоря, что в КНДР более демократично, нежели внутри польских средств массовой информации.  

Ольга Шерснева:  
Смотрите, беженцы появляются в Европе с разных сторон. Миграционные пути разнообразны. Насколько сегодня белорусский путь является привлекательным для беженцев или они уже считают, что нужно переориентироваться?

Петр Петровский:  
Ведь вопрос в том, что беженцы скопились в одной точке белорусско-польской границы, их там не пускают. Это не означает, что в других частях и белорусско-польской, и белорусско-литовской, и белорусско-латвийской границ беженцы не проходят. Как раз факты говорят о другом. Только за первую неделю ноября, несмотря на чрезвычайный режим, который ввела Польша вдоль границы, в Германии было более 900 беженцев с белорусской территории зафиксировано. То есть на самом-то деле то, что Польша делает вот эту картинку из лагеря беженцев, эскалацию, – это чисто политтехнологии. Второй момент. Почему беженцы идут именно белорусским путем? Потому что наименее опасно, я бы сказал, даже безопасно. Смотрите, вы покупаете билет в Багдаде, в Дамаске, в Бейруте, в Каире и прямо летите до Минска.  

Loading...


Стоит ли бояться конца света и как быть с миграционным кризисом? На волнующие вопросы ответил Митрополит Вениамин



Новости Беларуси. Несмотря на то, что 10 января начинается рабочая неделя, время добрых встреч и поступков продолжается. Недаром последующие 12 дней после Рождества называются святыми днями или святками. Когда наши предки творили дела милосердия.  

Понимаем ли мы истинный смысл Рождества Христова? Как церковь относится к вакцинации и онлайн-таинствам? И какие поправки предлагает в Конституцию? Об этом и многом другом мы спросили Владыку Вениамина. Гость программы «Неделя» на СТВ – Митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси.  

Илона Волынец, СТВ:  
Рождество. Этот светлый, добрый праздник сегодня не потерял ли свой истинный смысл?  

Вениамин, Митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси:  
Нет, не потерял. Об этом свидетельствует то, как наши города украшены, как люди приходят в храм, друг к другу в гости ходят, звучат поздравления. И не должно это потеряться у нас, потому что это наша история, наша духовность.  

«У нас очень богатое духовное наследие»  

Илона Волынец:  
Сейчас всю страну волнуют изменения и дополнения в наш Основной закон – Конституцию. Расскажите позицию Церкви, какие моменты особенно принципиальны для вас?  

Вениамин:  
Мы со стороны Церкви Конституцию рассматриваем в некоторых основных направлениях, которые считаем наиболее важными. Об этом должна сказать прежде всего Церковь: две составляющих. Первая касается семьи, ее положения в современном обществе с учетом того, что меняются представления об этом важнейшем институте государства. С другой стороны, как современные люди в нынешних условиях будут опираться на духовное наследие, как они будут его использовать в современной жизни. У нас очень богатое духовное наследие, но современный мир предлагает очень много иного. Важно, чтобы в свете опыта духовно-исторического нашего народа мы могли определять четко, что для нас подходит, правильно, приемлемо, принесет добрые результаты, а что лучше держать подальше.  

«Участие в таинствах возможно только воочию»  

Илона Волынец:  
Как вы относитесь к тому, что Церковь существует в виртуальном пространстве? Тут и пандемия немножко играет свою роль.  

Вениамин:  
Мы больше предлагаем богослужения посмотреть для тех людей, которые не имеют физической возможности быть на богослужении. Например, люди находятся в больнице. Или дома находятся, но в силу возраста, других обстоятельств не могут прийти в храм. Врачи, находясь в больнице, но используя короткие какие-то моменты отдыха, желают как-то прикоснуться к празднику, потому что пройдет служба, они не смогут побывать – надо людей лечить, помочь, пожертвовать своими временем и силами. В таком случае участие в богослужении, просмотр, сопереживание восполняют в некоторой степени то, что упущено, не получается осуществить. А участие в таинствах возможно только воочию. Хотя в нынешнее время людям сложно порой исповедоваться в силу эпидемической ситуации, но возможность поделиться с духовником какими-либо переживаниями, мыслями, чувствами есть. У нас открыт совсем недавно телефон доверия, на который люди, которые испытывают какие-то трудности, переживания, могут позвонить, спросить совет священника. Думаю, что важно такое движение вперед, мы стараемся отвечать на запросы нынешнего времени, но при этом опираясь на традиции и делая ее доступной современному человеку, понятной.  

«Тут важно, чтобы не было разделения в обществе»  

Илона Волынец:  
Мы как раз заговорили об эпидемиологической ситуации. Медики продолжают настаивать на вакцинации. А священнослужители активно вакцинируются?  

Вениамин:  
Надо сказать, что многие священнослужители переболели. Знаю, что некоторые священнослужители, как только появились вакцины, стали вакцинироваться, но не все. И тут есть объяснение: тема вакцинации – это тема, которая должна рассматриваться каждым человеком индивидуально с учетом его возраста, состояния здоровья, рекомендаций врачей и так далее. Тут больше мы доверяем врачам, их опыту, знаниям. Вместе с тем осознаем, что история свидетельствует, что многие такие эпидемии удалось предотвратить, благодаря вакцинации. Тут важно, чтобы не было разделения в обществе на уровне: «Ты вакцинировался?» – «Нет» – «А почему, а как?». Тут важно уважать мнение другого человека. Каждый для себя выбирает, исходя из различных составляющих, что лучше.  

«Как мы хотим, чтобы поступали с нами, так мы должны поступать с ближними нашими»  

Илона Волынец:  
Белорусы в силу своего менталитета привыкли помогать не только друг другу, но и всем людям, которые попадают в беду. К сожалению, в прошлом году наша страна столкнулась с миграционным кризисом, люди продолжают оставаться на границе. Поведение наших соседей вызывает у нас некоторые вопросы. На ваш взгляд, есть ли такое понятие двойной морали?  

Вениамин:  
Как мы хотим, чтобы поступали с нами, так мы должны поступать с ближними нашими. Я думаю, что если опереться на эти вековые духовные законы, которые и восприняла Европа в свое время и была христианским пространством, то тогда ситуация разрешится, будут найдены правильные решения. Ведь тут вопрос решается прежде всего где-то с опорой на духовные составляющие. Потому что если решать только на уровне закона межгосударственного, то ситуация возникает тупиковая, нет результата. Искренне хотелось бы, чтобы в эти святые дни и начало нового года ситуация разрешилась и те люди, которые испытывают такие скорби, трудности (мигранты), были утешены и прославили Бога.  

«О часе этом никто не знает, только Отец Небесный»  

Илона Волынец:  
Человечество все время будет задаваться вопросом, а некоторые любят понагнетать, придумать разного рода страшилки про конец света. Как нужно к этому людям относиться, стоит ли этого бояться или жить одним днем?  

Вениамин:  
«Жить и не тужить», – говорил преподобный Амвросий Оптинский. Но он это говорил в таком смысле, чтобы человек не унывал и смотрел за тем, чтобы соответствующее настроение было в душе человека. Действительно, какие-то предсказания, информация какая-то порой может очень отягощать человека, тем более если человек очень восприимчивый по своей природе. И это не плохая черта, ее можно использовать и во благо, он может чувствовать другого человека и оказывать большую помощь через это. С другой стороны, и сам очень раним. Мы, говоря о последних временах, вспоминаем слова Спасителя, который определил, что о времени, о часе этом никто не знает, только Отец Небесный. Поэтому все пророчества, что в этом году или в другом, конечно, недостоверны, они не заслуживают никакого внимания.  

Илона Волынец:  
Завершить нашу беседу хотелось бы на оптимистичной ноте. Может, небольшое напутствие от вас, как себя вести в эти праздничные, рождественские дни?  

Вениамин:  
В эти святые дни желаю всем вам, братья и сестры, чтобы вы делились радостью родившимся в мир Спасителем. Старались переживать ее и в этом находить радость жизни этого дня. И пусть в эти святые дни мы храним мир в сердцах наших, который принес Христос на землю и многократно преподавал в общении с учениками своими и заповедовал мир иметь в себе. Пусть этот мир пребывает в наших семьях, обществе, трудовых коллективах, пусть радость праздников вдохновляет нас на все доброе и полезное. И чтобы мы с благодарностью относились к Богу, свою любовь проявляли к ближним нашим, ради которых Господь и пришел на землю.