«Работы с изображением бычьих туш продаются за немыслимые деньги». Побывали в музее Хаима Сутина на его родине в Смиловичах

13.03.2019 - 16:18

Съёмочная группа программы «Центральный регион» посетила музей всемирно известного художника Хаима Сутина на его малой родине.

Родился Хайм Сутин в небольшом поселке Смиловичи в бедной еврейской семье.

Светлана Хасеневич, руководитель музея ГУДО «Центр творчества детей и молодёжи им. Хаима Сутина г.п. Смиловичи»:
Вокруг личности Хаима Сутина сегодня очень много всяческих мифов и легенд. Мы не можем однозначно утверждать, что он бежал из дома. По официальной версии, его отец отвёз учиться в Минск на художника. Он поступил в рисовальную школу Якова Кругера – одну из двух частных рисовальных школ Минска на тот период. Но проучился в ней недолго – буквально несколько месяцев. Продолжил свою учёбу уже в Вильне. Именно там он сошёлся со своими друзьями, которые впоследствии стали тоже известными художниками парижской школы – Михаилом Кикойном и Пинхусом Кременем. И именно вслед за ними он и уехал в Париж.

Единственный в мире музей Сутина появился в Смиловичском центре творчества 11 лет назад. Сегодня с уверенностью можно сказать, что он стал культурным центром не только Червенского района, но и всей Беларуси. Музей состоит из двух залов. Первый рассказывает о пути художника к успеху, о его жизни в Смиловичах и учёбе. Второй заставляет посетителей погрузиться в атмосферу Франции, где Сутин прожил 30 лет.

Светлана Хасеневич:
Инициатором создания музея Хаима Сутина здесь, на родине, в Смиловичах была Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО, которую на тот момент возглавлял Владимир Счастный. Этот зал стилизован под парижское кафе «Ротонда». Эта идея пришла в голову именно Владимиру Григорьевичу. Когда к нам приходят посетители и невольно погружаются в атмосферу Парижа того времени, у них это вызывает незабываемые эмоции.

Картины Хаима Сутина действительно вызовут восторг не у каждого. В основном, он рисовал тяжёлые и тёмные пейзажи, портреты с искажёнными лицами и бычьи туши. Но такие, на первый взгляд, ужасающие работы объяснимы.

Светлана Хасеневич:
Он стремился в своих портретах уйти от этой внешней красивой оболочки. Увидеть внутренний мир человека. Подчеркнуть ту изюминку в своих работах, которая свойственна внешности только этого человека. У него была феноменальная способность видеть человека через много-много лет. И на примере работы, где он рисовал Полетт Журден. Когда был написан портрет, Полетт Журден было всего 16 лет. И Хаим Сутин долго не разрешал смотреть ей, как он рисует.

И она чисто случайно, когда его не было, решила увидеть, какой же он её изобразил. И пришла просто в ужас!

Это, по её воспоминаниям: «Не может быть, что я такая молодая и юная, а здесь изображена какая-то старушка». И только по прошествии многих лет, когда она действительно стала старушкой, она рассказывает о том, что она именно сейчас узнаёт себя в этом портрете. Кумиром для художника был Рембрандт. Вот так случилось и с бычьими тушами, которых он изображал на своих картинах. Это не был признак сумасшествия, как многие считают. Это была определённая дань уважения своему кумиру – Рембрандту. Именно перед этой работой Сутин мог стоять часами. Несмотря на то, что они многих сейчас шокируют, но именно работы с изображением туш сейчас продаются за немыслимые деньги. Самая дорогая продажа работы Хаима Сутина – работа с изображением туши в 2015 году была на аукционе продана за 25 миллионов 165 тысяч долларов.

Помнят и изучают картины своего известного земляка совсем юные таланты, которые занимаются в центре творчества. В художественный кружок «Вулей» ребята приезжают со всей Минской области.

Елена Корнеенко, педагог ГУДО «Центр творчества детей и молодежи им. Хаима Сутина г.п. Смиловичи»:
Мы очень гордимся: у нас в Смиловичах родился Хаим Сутин. И благодаря, наверное, этому великому человеку и открылась наша студия. В прошлом году наш центр получил название Хаима Сутина. Три года назад была создана экспериментальная студия – арт-центр «Вулей». Почему такое название: Сутин в своё время жил в общежитии, а по численности населения он напоминал улей. Так его и называли. Поэтому наша студия с удовольствием взяла это название. Детям предоставляется возможность рисовать на свободную тему. Либо тема конкретно задаётся, но чтобы они осуществляли в каждом своём рисунке нестандартный подход.

На базе студии ежегодно проводятся международные пленэры, творческие встречи, обучающие семинары. О картинах ребят знают даже во Франции. В прошлом году дети участвовали в награждении в Люксембургском дворце. Но главное – они детально изучают творчество Хаима Сутина. Недавно побывали на выставке оригинальных картин земляка в Москве.

Алла Лавринович, директор ГУДО «Центр творчества детей и молодежи им. Хаима Сутина г.п. Смиловичи»:
Хаим Сутин на развитие нашего учреждения оказал очень большое значение. Именно в музее Хаима Сутина начинаются 1 сентября занятия с нашими ребятами всех направлений. Именно музей является звеном, вокруг которого концентрируются все художественные работы, которые выполняют ребята. И сейчас особенно актуально, в Год малой родины. Мы стараемся прославлять и продвигать имя Хаима Сутина. Мы гордимся, что такой великий художник родился на нашей смиловичской земле.

Смиловичский центр творчества тесно сотрудничает с литовской художественной школой. Свою выставку представили и в Латвии. В планах – расширить связи с Францией и открыть кружок по изучению французского языка.

В Смиловичах отметили 125-летие со дня рождения Хаима Сутина

Люди в материале: Светлана Хасеневич


Развить мелкую моторику и улучшить почерк. Зачем учить детей играть на ложках



О секретах, которые хранит белорусская ложка, один из них – громкий и мелодичный, рассказываем в программе «Центральный регион».

Применение деревянной ложке этот коллектив нашёл довольно быстро. С кухни столовый прибор перекочевал в репетиционный зал.

Как музыкальный инструмент, ложки впервые стали использовать скоморохи. Деревянный стук был ритмичным аккомпанементом к частушкам. Сегодня ложки для игры в арсенале должен иметь любой ансамбль народных песен. Однако извлекать тёплый и мелодичный звук не так просто.

Василий Попруга, участник музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Надо три пальца взять на нижнюю ложку. Второй палец между двумя ложками и сверху вот так. Чтобы было небольшое расстояние, чтобы был стук. Мы уже занимаемся полтора года на ложках. Я решил играть на ложках, потому что это древний белорусский инструмент игры. И надо научиться, это же родное. Сразу было очень много мозолей и неудобно. Но потом со временем всё стало получаться. Надо чувствовать ритм. Потому что если между музыкой, тогда ничего не получается.

Молодой коллектив совершенно органично влился в творческую жизнь района. В руках юных музыкантов каждая пара деревянных ложек получает новую жизнь.

С черпачком в виде сердца и те, которыми ели бурлаки. Уникальный музей деревянных ложек есть в Березино

Михаил Попруга, руководитель музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
У нас занимаются 7 детей разного возраста. Самый младший ходит в первый класс. А так 3-6-ые классы здесь. Узнали, что я играю на ложках, поэтому мне предложили, поскольку я играю аккомпаниатором клуба. И мне предложили с детками заниматься. Это не накладно, я радуюсь, и мне это приятно. Получается даже для меня стимул, что у меня получается, и я даже с детьми работаю. Есть рабочий кабинет, где мы проводим репетиции. Такая идея создалась, потому что в центре тут у нас самая большая ложка в Республике Беларусь, может быть, на всем постсоветском пространстве. Решили сделать школьный ансамбль детский – «Ложкарики».

Анастасия Довидович, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Я, вообще, раньше не знала, просто ко мне пришёл папа и сказал, что позвали заниматься на ложках. И просто записались. Первые мозоли появлялись – сильно держали и били сильно.

Анастасия Мазаник, участница музыкального коллектива «Березинские ложкарики»:
Сначала не получалось – у нас ложки падали с рук. Но потом всё получилось.

Детский коллектив ложкарей можно назвать редкостью. Игре практически не обучают в музыкальных школах. А здесь для громких занятий, как говорится, все условия. К тому же, обучать маленьких детей игре на ложках советуют медики. Это развивает чувство ритма и мелкую моторику, позволяет снизить чрезмерную активность и даже улучшить почерк.

Василий Попруга:
Этим занимались наши предки, и это наше родное, белорусское. Допустим, когда я был маленьким, мастер Осипов вырезал ложки, и я понял уже, что это наше – белорусское – деревянные ложки. И потом, когда начался набор на игру на ложках, я сразу же согласился. Потому что это интересно и очень познавательно. И вот сейчас мне кажется, что самая лёгкая композиция – это «Купалінка» і «Мітусь», а самая тяжелая – это «Черноглазая коза». Первое движение, которое я выучил, было из композиции «Купалінка».

В репертуаре ансамбля уже около 10 песен. Однако упорно работают здесь не столько над количеством композиций, как над качеством игры. Специфика народной музыки – групповое звучание. Поэтому разучить каждый фрагмент должны без спешки все вместе. 

Михаил Попруга:
Репертуар мы стараемся – белорусские народные танцы«Мітусь», «Купалінку». У нас собрались и быстрые танцы. Мы уже получили диплом. Когда у нас в Березино проходил праздник ложки, уже на третьей репетиции мы абзац играли. Приходят родители на мероприятия – радуются, снимают.

Ольга Довидович:
Ходили первоначально сюда на рисование – рядом с домом. И предложили нам заниматься ложками – согласились. Слышала, что играют на ложках. Но за очень короткий период времени учитель научил их многому. Они умеют много композиций играть. И хорошо играют! Были и синяки, и мозоли, было всё. Но всё прошло. Если ребёнок желает, зачем запрещать заниматься тем, что ему нравится.

В планах «Березинских ложкариков» – покорить большую сцену. Равнение ансамбль взял на известные несвижский и аношковский коллективы.

Василий Попруга:
Мне очень понравились несвижские ложкари, потому что у них очень много элементов, и они все очень сложные. И ещё есть подтанцовка всякая. Очень много всяких композиций, декораций, и всё это, конечно, очень красиво.

А пока день за днём, шаг за шагом белорусская ложка вновь становится привычной и любимой. Дополняет интерьер, помогает с макияжем, сохраняет экологию. И главное – объединяет взрослых и детей, белорусов и зарубежных соседей. Ведь резная ложка — язык всемирный, на нем говорит история, его не нужно переводить.

Самую большую в мире деревянную ложку сделали в Березино – 23 метра!