Рассмотреть уникальные ковры-картины и научиться писать своё имя по-персидски. Выставка иранской культуры работает в Минске

16.02.2021 - 10:01

Уроки персидского. «Любовь моя, уже утро. Наполни мой бокал вином. Жизнь слишком коротка, чтобы не наслаждаться ею», – эти и другие строки персидских поэтов и мудрецов можно увидеть в филигранном исполнении каллиграфов на выставке «Иран – драгоценная земля». Есть тут и знаменитые персидские ковры, изделия из терме – драгоценной ткани ручной работы, шедевры минакари и хатамкари. Если вы впервые слышите эти слова, то самое время заглянуть в галерею «Университет культуры». Что уникального можно увидеть на выставке иранской культуры в Минске, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Марина Татаревич, директор художественной галереи «Университет культуры»:
Экспозиция состоит из разных предметов: это и каллиграфия, миниатюрная живопись, представлены ковры-картины ручной работы и различные предметы декоративно-прикладного искусства, это достаточно известная техника минакари – роспись эмалью по фарфору и керамике, также хатамкари – это инкрустация по дереву и многое другое.

Иранские картины-ковры – отдельная история. Как и большинство высококачественных изделий ручной работы, они плетутся по старинной технологии из шерсти и шелка. Правда, вместо привычных традиционных узоров и орнаментов вы увидите на них конкретный сюжет.

Марина Татаревич:
Одной из самых ценных работ, представленных на выставке, это изюминка нашей выставки – это работа Махмуда Фаршчияна, представленного у нас в галерее. Иранские мастера подходят очень трепетно к созданию картин-ковров, всегда используются натуральные нити, натуральные ткани, сюжет, раскрывающий особенности женской красоты, – это всегда очень поэтично, романтично, пропитано любовью к их стране и, конечно же, к религии.

Здесь вы можете не только рассмотреть уникальные картины, стоимость которых достигает 20 тысяч долларов, но и научиться писать свое имя по-персидски. И поможет в этом каллиграф с 18-летним стажем Саид Сахраи.

Саид Сахраи, каллиграф, художник (Иран):
Я с самого детства начинал, у нас в семье была каллиграфия, и мне всегда было интересно, как сделать великолепные, красивые картинки при помощи обычного каляма.

Вот еще один термин в вашу копилку: калям – основной инструмент, используемый в арабской письменности. Саид получил диплом мастера в каллиграфической школе в Иране. А сегодня будущий стоматолог, студент факультета Белорусского государственного медицинского университета с удовольствием делится своим мастерством с минчанами.

Саид Сахраи:
Каллиграфия считается в Иране неземным искусством. Это искусство, которое дает тебе спокойствие, погружение в себя, и ты получаешь, как во время медитации, более красивые чувства в жизни.

К слову, персидскую каллиграфию можно начать осваивать без каких-либо специальных знаний и навыков. Чтобы вы смогли в этом убедиться, Саид Сахраи провел для нас персональный мастер-класс.

Саид Сахраи:
Это калям, который бывает разным. Они отличаются по диаметру, ширине и кончик разный. В зависимости от размера нашей бумаги, мы выбираем разные калямы. Еще нам нужны чернила, они тоже бывают из разных источников: растительные или синтетические.

А вот кроме каляма и чернил, вам еще понадобится выдержка. Первые шаги в персидской каллиграфии получаются неуклюжими. Линии неровные, штрихи смазанные, но зато какой восторг – написать свое имя на фарси. В персидском буквы пишут справа налево, а имена получаются такими короткими, что сами ученики потом немало удивлены.

Татьяна Карабань:
Меня зовут Татьяна – это ж русское имя. «Татьяна (русская душою, сама не зная почему) любила русскую зиму с ее холодною красою». Тем более такая зима сейчас стоит. Выставка очень хорошая. Я не была в Иране, очень красивая страна, судя по картинам. А письменность – это вообще произведение искусства.

Тамара Бурцева:
Тамара – длинное имя, а здесь все так просто. Меня еще поразило то, что вот это сочетание современности и истории даже в картинах овеяно таким одухотворением. Очень впечатляет!

Экспозиция приурочена к 42-й годовщине победы Исламской революции в Иране, которая дала серьезный толчок к развитию культуры. На выставке вы познакомитесь с самобытным творчеством страны и ее национальными традициями: кухней, достопримечательностями и, конечно же, литературой. 

Саид Сахраи:
Большинство моих работ сделаны на стихи известных поэтов Ирана. Дело не только в красоте картины, должен быть глубокий смысл, чтобы когда читаешь, чувствовать дополнительную красоту. И стихи, и каллиграфия – комбинирование двух искусств.

«Я готов отдать своей любимой все, что имею. Нет ничего дороже любви», – говорит одна из картин, написанная Саидом на стихи Джалаладдина Руми. В чем-то эта работа – пророческая. Ведь на одном из таких мастер-классов каллиграф встретил свою судьбу. Невеста Саида Сахраи учится в лингвистическом университете, и теперь, кроме итальянского и английского языков, с удовольствием изучает фарси.

Виктория Стовбец:
Иранская культура меня привлекает в первую очередь поэзией – это стихи потрясающих поэтов, в которых я нахожу частичку своей души. Это огромный пласт культуры и искусства, и вдохновение лично для меня.

Так что искусство объединяет, поэтому дерзайте. Кстати, 16 и 17 февраля в галерее «Университет культуры» ждут всех желающих на киновечера, посвященные иранской культуре. Ну, а прямо сейчас – небольшой сюрприз для нашей программы.

Анна Сушкова, корреспондент:
Вот такой шедевр у нас получился, надеемся, получится и у вас.

Саид Сахраи:
СТВ. Минск и минчане.

Loading...


«Специально для этого фестиваля делала работы». Что необычного можно увидеть на выставке «Концепция»?



Новости Беларуси. В рамках первой триеннале «Концепция» Белорусского союза художников в арт-гостиной «Высокое место» был представлен экспериментальный проект текстильного искусства Tex-Experience. Этот проект объединил более 20 авторов из Минска, Витебска, Полоцка, Гродно и Жодино. Современный белорусский текстиль можно отнести к последнему явлению в искусстве, которое называют «пластическим взрывом». Оно обладает огромной символической силой станкового или монументального произведения, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.  

Наталья Шарангович, первый заместитель председателя Белорусского союза художников, искусствовед:
Мы всегда хотим, чтобы крупные события, связанные с современным искусством, проходили на разных площадках. Одна из выставок очень интересных получилась здесь, в галерее «Высокое место». Здесь замечательная архитектурная ситуация, которая дает возможность показать на нескольких разных уровнях очень разные произведения многих художников. Здесь участвуют почти 20 художников, причем это не только минские художники. Здесь приглашены художники из Жодино, из Витебска. Здесь мы можем увидеть как объемные вещи, так и плоскостные. Уже несколько десятилетий у нас растет поколение художников, которые делают из текстиля объекты. Яркие, интересные, большие, маленькие.

Одно из произведений, представленных на выставке, работа с нитками молодой белорусской художницы Христины Высоцкой. К слову, именно ее текстильная монументальная скульптура «Дерево познания» в 2021 году украсила павильон на всемирной выставке «Экспо» в Дубае. Настоящее произведение искусства, сделано из 70 квадратных метров гобелена высотой 9 метров. Выставка демонстрирует эксперименты с тканью и пространством. В экспозиции представлены как плоские, так и трехмерные арт-объекты, текстильные инсталляции, выполненные в различных техниках. Один из залов выставки посвящен взаимодействию текстиля и света, использованию светодиодной ленты в качестве материала для работы, а также для создания световых эффектов.

Ольга Редникина, председатель секции художественного текстиля Белорусского союза художников:
Я специально для этого фестиваля делала работы. Некоторое время назад я для себя открыла новый материал, который прекрасно себя выразил как экспериментальный текстиль. Это горячий клей. Он тоже дает нить, но она ведет себя по-другому. У нее свои эффекты. Эффект превращения из одной субстанции в другую – это как раз то, что мне было нужно для моего проекта. Я сделала несколько работ, часть из них во Дворце искусств представлена. И часть здесь. В данном проекте «Экспериментальный текстиль».

Появление трехмерных текстильных арт-объектов позволило переместить текстиль из категории «живопись» в категорию «скульптура». А цифровые технологии, свет, звук и новые творческие материалы дали художнику необычайно широкое поле для творческих экспериментов. И пусть все смелые идеи обязательно воплотятся в жизнь.