«Растёт белорусский экспорт в Китай, меняется его структура». Интервью с послом Беларуси в КНР Кириллом Рудым

30.06.2019 - 20:39

Новости Беларуси. Корреспондент СТВ Дмитрий Боярович пообщался с послом Беларуси в КНР Кириллом Рудым.

«Сейчас растет белорусский экспорт в Китай, меняется его структура»

Дмитрий Боярович, корреспондент:
Кирилл Валентинович, первый вопрос об экономике, поскольку это основа для отношений между любыми странами. Сейчас растет белорусский экспорт в Китай, меняется его структура: всё больше молочных, мясных предприятий получают доступ на этот рынок. Как по-вашему, это потому, что так решили они – китайская сторона больше проявляет инициативу – или мы?

Кирилл Рудый, Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в Китае:
Так сложились обстоятельства, Китай проводит реформы, повышает внутреннее потребление, увеличивает импорт под это. Китай также заключает соглашения о зонах свободной торговли, минимизирует таможенные пошлины с другими странами.

Поэтому мы как раз попали в такую ситуацию, когда благоприятный рынок. С другой стороны, мы наблюдаем: как только у нас возникают сложности на наших традиционных рынках, сразу наши экспортеры вспоминают про Китай и активизируются в продажах сюда.

«Знают в большей степени белорусское сухое молоко»

Дмитрий Боярович:
Белорусское молоко знают в Китае, покупают?

Кирилл Рудый:
Знают в большей степени белорусское сухое молоко. С пакетированным пока мы только заходим в сети. Именно вопрос бренда является очень важным, вопрос узнаваемости страны.

В частности, есть одна китайская компания, которая импортирует говядину. Она специально для того, чтобы продвинуть белорусский бренд, собрала группу девушек белорусских, сделала группу вокальную. И в ноябре планируется открытие в городе Чэнду национального белорусского павильона. Его готовят в стиле Мирского замка. Как раз одним из элементов является создание такой группы для того, чтобы показать, что такое Беларусь.

Дмитрий Боярович:
Как вы считаете, в реализации экономических проектов между Беларусью и Китаем какова роль политической воли лидеров двух стран?

Кирилл Рудый:
Во-первых, они являются гарантами того, что действительно будут развиваться политические отношения. С другой стороны, мы к 75-летию освобождения Беларуси, ко Дню Независимости приводим пример, что, в отличие от других стран СНГ, в отличие от стран Центральной, Восточной Европы, Беларусь отмечает независимость от фашизма, а не от коммунизма. Такая наша политика тоже способствует тому, что мы ближе к Китаю.

Об инициативе «Пояс и путь»: «Быстрее, проще проходить процедуры эти в Беларуси»

Дмитрий Боярович:
Вопрос об инициативе «Пояс и путь». Сейчас около 80 или 90 % ж/д-перевозок из Китая в Европу и обратно осуществляется через Беларусь. В то время как раньше Шелковый путь проходил гораздо южнее территории нашей страны. Да и сегодня на пути в Европу из Китая есть Украина, есть Прибалтика. Расскажите, почему именно через нашу страну строится маршрут?

Кирилл Рудый:
Это всё решает бизнес. Здесь нет какой-то политической воли или приказа для бизнеса. Если бизнес считает, что есть политические или какие-то иные риски в безопасности направления своих товаров, и лучше направить через Беларусь, чем, например, через Украину или другую страну, значит, направляются так. Плюс есть отзывы о более прозрачной работе белорусской таможенной службы в сравнении с другими таможенными службами. Поэтому быстрее, проще проходить процедуры эти в Беларуси.

«Китай передовая страна. Она обошла, наверное, все страны в мире по мобильным платежам и проведению расчетов»

Дмитрий Боярович:
В своем Twitter-аккаунте вы как-то сделали запись, разместили видео, там робот в Пекине в одном из баров обслуживает посетителей. Знаю, что в Китае есть робот-телеведущий. Скажите, чему, а главное как Беларусь может поучиться у Китая в сфере высоких технологий?

Кирилл Рудый:
Те китайцы, которые приезжают в Беларусь, говорят о том, что они первое, с чем сталкиваются, с таким культурным шоком – невозможно через телефон оплачивать определенные услуги, и это ведет к целой цепочке неудобств.

На данный момент мы прорабатываем вместе с «Беларусбанком», вместе с другими нашими банковскими учреждениями возможность и у нас внедрить такую систему расчетов через QR-коды, привязки карточки к телефонам, чтобы это было быстро, удобно.

Китай здесь передовая страна. Она обошла, наверное, все страны в мире именно по мобильным платежам и проведению расчетов.

Вы можете попробовать зайти в магазин. Там уже появляются аппараты расчета – можно рассчитываться лицом, когда привязывается ваша карточка к Face ID.

«В Пекине, возможно, откроем памятник Франциску Скорине»

Дмитрий Боярович:
Я знаю, что в Китае некоторые вузы выпускают специалистов со знанием белорусского языка. Насколько это престижно здесь?

Кирилл Рудый:
Они пока набирают и начали преподавать белорусский язык. Пока выпусков не было. Мы им рекомендуем устраиваться в будущем или планировать себя в работе в белорусско-китайских компаниях.

Мы открыли в прошлом году памятник Якубу Коласу, в этом году открыли центр изучения Якуба Коласа, планируем открыть памятник Янке Купале. Также работаем над тем, чтобы в будущем открыть центр Янки Купалы. В Пекине, возможно, откроем памятник Франциску Скорине.

Интерес есть. Интерес, связанный с инициативой «Пояс и путь». Китайцы хотят лучше понять те народы, через которые проходит эта инициатива.

«Основной причиной, почему стали приходить к нам китайские инвестиции, – это индустриальный парк»

Дмитрий Боярович:
Размер прямых иностранных инвестиций в Беларусь из Китая. Еще несколько лет назад доля этих инвестиций составляла около 18 %, сейчас же это где-то около 60 %. Скажите, почему для нас это важно?

Кирилл Рудый:
С точки зрения экономики это наиболее привлекательный путь привлечения денег в страну. Основная причина, почему стали приходить к нам китайские инвестиции, – это индустриальный парк. Если раньше это были компании Midea, Geely – основные инвесторы, то сегодня это компании по развитию индустриального парка, это компании-резиденты индустриального парка.

Если посмотреть на суммы, то в сравнении с тем, сколько Китай вкладывает в США, сколько Китай вкладывает в Германию, в Великобританию (там идут миллиарды долларов), в нас за последние три года где-то 400 миллионов долларов Китай вложил, то кажутся суммы небольшие. Но если сравнить с нашим рынком внутренним, показатель прямых инвестиций к ВВП страны, то по этому показателю у нас вложения больше в два раза, порой в три раза, чем Китай вкладывает в США, Германию, Великобританию.

Поэтому можно сказать, что у нас помимо экономических факторов значительно влияет на привлечение китайских инвестиций и политический фактор.

Loading...


Крупную партию сухой молочной продукции отправили в Китай. Поезд будет ехать две недели



Новости Беларуси. Очередной контейнерный поезд отправился из Беларуси в Китай. В составе груза – крупная партия сухой молочной продукции, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Это лишь один из железнодорожных рейсов в рамках инициативы «Один пояс – Один путь». 41 контейнер на железнодорожные платформы погрузили за несколько минут. 7 000 километров состав проедет за две недели. В сравнении: через морские порты стран Балтии в четыре раза дольше.

Александр Скачковский, директор Минского филиала РУП «Белтаможсервис»:
В нашей стране открыто восемь транспортно-логистических центров – нашим предприятием – класса «А», которые позволяют сегодня сконсолидировать все товарные потоки экспортные из нашей страны и отправить в сопредельные страны, в том числе в Китайскую Народную Республику. Более 8 000 контейнеров сопровождено нашим предприятием в этом году.

Это уже 16-й контейнерный поезд в Китай, который в 2020 году отправляет «Белтаможсервис». Груз сформирован из продукции Могилевского молочного холдинга – более 1 000 тонн. Этот объем компания производит в течение 20 дней, то есть можно наладить непрерывный поток белорусского молока в Поднебесную.

В Китае привыкли работать с большими объемами, тем более страна стала крупнейшим мировым импортером молока. А в 2019 году Беларусь вошла в топ поставщиков этого продукта.

Алексей Драница, начальник отдела молочного холдинга:
Китайский рынок – один из самых динамично развивающихся рынков в мире по потреблению молочной продукции. И естественно, для нас он представляет наибольший интерес. Только за 9 месяцев этого года мы отгрузили в Китайскую Народную Республику продукции на 9 миллионов 200 тысяч долларов – это в шесть раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В общем мировом объеме перевозок железнодорожные занимают 70 %. В Беларуси такой путь доставки – на втором месте. Основное преимущество контейнерных поездов – отсутствие дополнительных перегрузок. Учитывая поручение Президента главе таможенного ведомства о перераспределении грузовых потоков, железнодорожные рейсы станут более востребованными. Мультимодальные логистические центры Беларуси позволяют это сделать.