Режиссёр Жора Крыжовников: «Я скучный человек, компанию не украшаю»

21.12.2018 - 12:09

Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» – режиссёр, сценарист Жора Крыжовников.

Давайте сразу разберёмся с Вашими псевдонимами. Зрители знают Вас, как Жору Крыжовникова, в соцсетях Вы значитесь как Иван Тохтамыш, есть ещё и реальное имя. В связи с чем такая конспирация и как появлялись идеи этих псевдоимён?

Жора Крыжовников, режиссёр, сценарист:
Это не конспирация, это игра, это весело. Я это взял, вообще, изначально, потому что я участвовал в конкурсе, который проводили мои знакомые. Это был сценарный конкурс и мне хотелось участвовать там честно. Более того, я до конца не был уверен, насколько хорошо ко мне относятся. Возможно, если бы я участвовал под своим настоящим именем, я бы точно не прошёл, поэтому я взял псевдоним. И выиграл там грант некий на съёмку, и когда я пришёл его получать, они: «О, а это ты». С того момента мне понравилось, я его оставил: Жора Крыжовников. В соцсетях это, скорее, для того, чтобы общаться с теми, кто меня знает.

В Сети появился ваш короткий метр про «Проклятие» и он довольно быстро стал нашумевшим. Думаю, что этой работой Вы рассказали проблему всех артистов: о невостребованности, о нехватке работы, ролей. Какой, по сути, была миссия этой работы?

Жора Крыжовников:
Миссии не было. Видео родилось из реального случая. Знакомая сходила на кастинг и попыталась там наврать, а оказалось, что ищут исключительно немедийных. И я понял, что эта история может быть, сел, за вечер её написал. Эта история о том, что артист это человек, который хочет, чтобы его любили сильнее, чем обычный человек, он жаждет любви. Кому-то везёт с этой любовью, а кто-то так и остаётся ждать в стороне, это и больно, и смешно до определённой степени. Она и мне помогла, и мне кажется, и Тиме Трибунцеву, который сыграл главную роль. Он снимался, с его работой всё было нормально, он не играет себя.

Коротким метром «Проклятие» Вы заявили о себе, но стали популярны после двух частей комедии «Горько» и караоке-фильма «Самый лучший день». С чего вдруг Вы решили взяться за такой сложный жанр, как комедия?

Жора Крыжовников:
Ну, вот это вопрос. Я учился в Российской Академии театрального искусства у Марка Анатольевича Захарова на театрального режиссёра. Это была единственная мастерская на тот момент, в которой комедия считалась серьёзным жанром, что это не проще, чем сделать драму, а, как минимум, требует столько же усилий, а, может быть, и больше. Отчасти это случайно, я не вижу тут какой-то моей программы, я сам не знал, что буду комедии снимать, так получилось случайно. Некий базис теоретический был связан с Марком Анатольевичем Захаровым, который занимался всегда комедией и это его жанр. Он через юмор видит любую историю, даже если он ставит Шекспира. Он пытается там найти смешное, через смешное понять персонажей. Это, в общем, некий ключ к человеку.

Последние русскоязычные комедии были созданы советскими режиссёрами Гайдаем, Рязановым, Меньшовым. Почему жанр комедии почти что умер? Это результат КВН-овского продакшена?

Жора Крыжовников:
Нас настигла некоторая кинематографическая катастрофа в русскоязычном пространстве, просто закрылись все кинотеатры, они превратились в мебельные салоны, закрылись все киностудии, люди разбрелись, занимались другими делами, им было не до кино. Надо было выжить, надо было что-то есть, что-то одевать, поэтому у нас просто закончилась индустрия. У нас из тех людей, которые делали советское кино, в индустрии остались единицы, которые каким-то чудом снимались в каких-то штучных фильмах. Наша проблема просто в том, что мы начали с нуля. Мы начали заново строить индустрию и в последние годы появляются фильмы, на которые миллионы людей приходят в кино. Вы знаете, даже если на фильм «Горько» пришло, например, 3 с чем-то миллиона человек, я точно не помню, больше трёх миллионов, то в советское время, если на фильм приходило 10-15 миллионов человек, это считалось провалом. Должно было прийти 20-30, начиная с 30 миллионов, начинался успех. Мы сейчас живём в совершенно других цифрах, у нас совершенно другая аудитория. Люди отвыкли ходить в кино, оно не везде доступно. Поэтому мы просто начинаем с нуля, это не жертва чьих-то злых сил, а жертва социально-экономической ситуации, которая была в 90-ых. Мы заново отстраиваемся, стараемся, учимся, мы просто учимся заново снимать кино.

Ваши картины были успешны в прокате. Важно ли это для вас? Ведь Вы свой гонорар уже получили.

Жора Крыжовников:
Дело не в гонораре. Конечно, важно, чтобы люди посмотрели и самая главная оценка зрительская. Если зрителю понравилось, значит, хорошо, не понравилось плохо. А дальше вопрос каких-то там художественных достоинств, но это вопрос второй. Это отличает режиссёров зрительского кино от режиссёров фестивального. Потому что, если фестивальное кино, где главное мерило: дали или не дали тебе приз, отобрали тебя на фестиваль, – мы этим совершенно не занимаемся. Под «мы» я говорю, есть какое-то количество, это Тимур Бекмамбетов, он занимается кино для людей, эта компания, которая сняла «Ёлки Последние», над которыми я работал, как сценарист. Там, конечно, главный вопрос: получил ли зритель то, зачем пришёл.

Как у человека, который постоянно работает с юмористическим контентом, появилась ли у Вас профессиональная деформация, когда Вы на серьёзные вещи реагируете шутками?

Жора Крыжовников:
Я думаю, нет. Дело в том, что, занимаясь комедией, ты не производишь шутки, ты рассказываешь истории, которые в идеале должны вызывать смех. Эта шуточная деформация происходит с эстрадными юмористами, кто работает с публикой непосредственно. Мы рассказываем истории про людей. Там, как таковая, шутка не так важна, важно, чтобы вся история имела жанровые комедийные решения, там немножко по-другому всё работает.

Я, конечно, реагирую на смешное, ищу смешное, да и мне это интересно, но сам я человек невесёлый, скучный и компанию не украшаю. Комедиографы могут веселить, но сами по себе люди, которые работают в комедии, невесёлые. Есть такая американская распространенная фраза, что если вы хотите испортить себе званый ужин, пригласите режиссёра комедии, он вам испортит настроение. Я бы не сказал, что это не соответствует действительности.

Вы одновременно восхищены Ларсом фон Триером и Данелией. Они абсолютно разные, как так?

Жора Крыжовников:
Они, конечно, абсолютно разные, но в зерне они занимаются людьми, они сочувствуют людям, они им сопереживают, это, всё равно, про людскую боль, и они ироничные. Ирония дает объём, ты не просто грустишь с человеком или смеёшься с ним. Но в тот момент, когда ему смешно, ты думаешь, что будет и по-другому, и когда ему грустно, ты надеешься на лучшее. Вот этот объём есть, всё равно, в Триере, он очень ироничный человек, он дразнит. Поэтому да: разные по стилистике, а вот в чём-то, каком-то взгляде они совпадают.

В нынешней картине «Ёлки Последние» Вы выступили сценаристом. Огорчены тем, что они заканчиваются?

Жора Крыжовников:
И да, и нет. Я как сценарист «Ёлок» реализовался, мне очень нравится в «Ёлках Последних» две новеллы, не буду говорить какие, но они мне радостно, что они получились, что они сняты, что артисты их сыграли, что люди хвалят. Я уже слышу, что люди уже говорят: «Вот мне эта история очень понравилась». Я понимаю, что это вот то, что я хотел сделать. С другой стороны, всё должно заканчиваться вовремя, надо уметь вовремя остановиться. Вот сейчас самое время сказать до свидания героям и этому способу собирания историй в альманах, и начать что-то новое. Но я уверен, что «Ёлки Последние» это одна из лучших частей. Лучше или нет это скажет зритель. Я точно могу сказать, что это здорово!

«Ёлки», в самом деле, заканчиваются?

Жора Крыжовников:
Да, больше этих историй на экране кинотеатров не будет.

Вы думали когда-нибудь снять полнометражную драму?

Жора Крыжовников:
Думал.

Рискнёте?

Жора Крыжовников:
Да, конечно, рискну. Хочется бросать себе вызовы, хочется, чтобы было страшно, хочется, чтобы не было уверенности, что получится. Нельзя на автоматизме всё делать, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому я ищу новый вызов и, конечно, я думаю, что на 95% это будет какая-то драматическая история, в жанре, в котором я ещё не работал.

То, что нравится зрителю, всегда обругано критикой, и наоборот. С профессиональной точки зрения Вы могли бы объяснить эту ситуацию? Может быть, работа для зрителя и работа для критика – это два абсолютно разных материала?

Жора Крыжовников:
Я про критиков ничего не понимаю, потому что критики, за исключением единиц, работают для себя, они рассказывают про свой вкус. Есть критики, которые являются представителем зрителя и пытаются предупредить его в своих рецензиях, аккуратно, без спойлеров, что это такое и стоит ли ему тратить свои деньги. Например, Антон Долин говорит: «Я – представитель зрителя, я пытаюсь рассказать, что он там увидит за свои 250 рублей». Но часть людей ориентируется на свой какой-то вкус, ощущение вечного, и что они оценивают, до конца не понятно.

Можно ли говорить, что Ваши фильмы автобиографичные, что это отражение вашей личности, каких-то пережитых событий?

Жора Крыжовников:
Нет. Надо рассказывать истории о других, как о себе, а не о себе, как о других. А если о себе, то это дело даже не в эгоизме, это будет такое высокомерное самолюбование. Такие авторы, такие сценаристы, режиссёры есть, которые хотят рассказывать о себе. Я всегда чувствую, когда человек рассказывает о себе, мне в этот момент становится скучно, потому что мы сами себя не знаем. Это иллюзия, что мы знаем, кто мы такие. О нём, как о себе будешь рассказывать, ты дашь объём, видишь и его страхи, и его надежды, и стремления, и его любовь, его боль.

Как Вы реагируете на похвалу и критику?

Жора Крыжовников:
Когда хвалят, приятно, а когда ругают – расстраиваешься. Надо слышать всех, слушать не всех. Я всегда, когда слышу критику, я пытаюсь понять, имеет ли это отношение к тому, что мы это не доделали, что у нас не получилось или это вопрос вкусовой.

Люди в материале: Жора Крыжовников
Новости по теме

‡агрузка...

«Счастливы вместе»: как изменились актёры сериала за 13 лет

13 лет назад на экранах появились первые серии ситкома «Счастливы вместе». Сериал повествовал о типичной семье из Екатеринбурга, их нравах и образе жизни. Члены семьи Букиных все так же счастливы, как и их соседи Полено. О том, как изменились актеры с 2006 года — в нашем материале. 

Виктор Логинов 

Главу веселой семейки — Гену Букина — сыграл Виктор Логинов. Именно эта роль принесла актеру известность. Для того, чтобы стать Геной Букиным, актеру пришлось отрезать длинные волосы. Его герой показывает серые будни отца семейства: Гена работает в обувном магазине, терпит жену и воспитывает двоих проблемных детей.    

Фото: instagram.com/loginov_victor

После сериала Виктор Логинов поучаствовал в съемках не одного десятка сериалов, был ведущим шоу «Интуиция». В 2016 году актер являлся ведущим известного шоу «Кулинарный поединок».    

Наталья Бочкарева 

Жена Гены Букина — Даша Букина — малоактивная и привлекательная женщина. Эту роль сыграла Наталья Бочкарева. В сериале Даша Букина — домохозяйка, которая много курит, не готовит, не убирает, не интересуется своими детьми. Даша Букина предпочитает обсуждать никчемность мужей с соседкой.    

Фото: instagram.com/natalia_bochkareva_official

Наталья Бочкарева после съемок сериала продолжила карьеру актрисы и телеведущей. В 2018 году её можно было узнать в роли менеджера McDonalds в фильме «Елки Последние».   

Дарья Сагалова   

Дарья Сагалова сыграла в сериале «Счастливы вместе» роль дочери Даши и Гены Букиных — Свету Букину. По сериалу эта девушка не отличается блистательным умом. Ее интересуют только отношения с противоположным полом и собственная внешность. Из-за глупости Света Букина попадает в нелепые истории на протяжении всего сериала.   

Фото: instagram.com/dariasagalova

После «Счастливы вместе» Дарья Сагалова поучаствовала в съемках нескольких фильмов и сериалов. Сейчас актриса занимается развитием своей танцевальной школы и воспитывает двоих детей.    

Александр Якин    

У Светы Букиной в сериале есть такой же, как и она сама, несмышленый брат. Рому Букина сыграл Александр Якин. В сериале Рома и Света — два подростка, которыми не занимаются родители.    

Фото: instagram.com/yakimoto_san

Актеру принесли известность съемки в сериале «Счастливы вместе», а позже еще главная роль в сериале «Восьмидесятые». В 2017 году Александр Якин принял участие в съемках сериала «Физрук».   

Юлия Захарова    

По сюжету сериала у Букиных есть соседи — семейная пара Лена и Толик Полено. Юлия Захарова сыграла роль Лены Полено — подруги Даши Букиной. У Лены и Толика нет детей. Чем они постоянно хвастаются перед соседями. В сериале Лена Полено не терпит Гену Букина, поэтому считается лучшей подругой его жены — дамы часто обсуждают своих мужей и подстраивают шалости.    

Фото: instagram.com/ejikikungfu 

Сейчас Юлия Захарова играет в театре и открывает новые проекты.  

Павел Савинков  

Мужа Лены Полено — Толика — сыграл Павел Савинков. В сериале Толик — безработный. Он боится свою жену Лену и любит проводить время с Геной Букиным. 

Фото: instagram.com/_pavel_savinkov_

После сериала «Счастливы вместе» Павел Савинков поучаствовал во внушающем количестве проектов, таких как: «Метод Лавровой», «Переезд» и недавно вышедшем сериале «Улица».   

Для полного погружения в атмосферу сериалов того времени советуем взглянуть на то, как изменились актеры сериала «Моя прекрасная няня» (смотрите здесь).    



«Ваш визит очень важен и своевременен». Александр Лукашенко – председателю Президиума Боснии и Герцеговины

Алексей Ягудин высказался о Дарье Домрачевой накануне II Европейских игр

Логотип II Европейских игр из пластиковых крышек сложил житель Докшицкого района

«Уверен, Игры пройдут на высочайшем уровне». Что говорят болельщики II Европейских игр

Совместные проекты к празднику Победы и переход на цифровой формат вещания. Что обсудили руководители телекомпаний СНГ в Минске

«То, что я сейчас увидел, – просто фантастика!» Министр внешней торговли Великобритании посетил ПВТ

«Мы в самой гуще событий». Студия СТВ переехала в кинотеатр «Москва» на время II Европейских игр

«Вы сберегли то единство, которое сейчас есть в Молдове». Президент Беларуси на встрече с Игорем Додоном