Рисунки на камнях карандашом из бараньего жира. Как делают литографии

20.06.2020 - 15:00

Литографическая мастерская находится в центре Минска. Показываем в программе  «Минск и минчане», как мастера кисти сохраняют и старинные станки, и секреты технологии печатного дела. Своя история здесь у каждой детали.

Светлана Петушкова, куратор Белорусского Дома Графики, мастер-печатник:
В этой мастерской работали классики белорусской графики. Такие, как Кашкуревич, Поплавский, Басалыга. Мы продолжаем традиции, мы сохраняем историю.

Камни известняка расставлены в мастерской, словно книги в библиотеке. На них художники и наносят рисунки для будущей литографии.

На этом, например, сохранилась этикетка советской ликерной фабрики. Современные мастера работают карандашом, мелками и тушью. Процесс кропотливый, долгий и лучше не ошибаться. Неверный штрих резинкой не сотрешь – придется убирать при помощи гравировки специальной иглой.

Фестиваль Art is как эксперимент в белорусском искусстве. Техники создания картин показали в Минске

Екатерина Краева, художник:
Рисую карандашом, который создается в литографской мастерской на основе бараньего жира. Возможностей масса. Можно заливать мягкими переходами плавными, можно задавать четкие линии, комбинировать с типографской тушью.

Художницу Анну Редько этот вид искусства привлекает возможностью прикоснуться к древним камням. Девушка создает серию работ к «Алисе в стране чудес».

Анна Редько, художник-иллюстратор:
Я делаю двенадцать иллюстраций к каждой главе произведения. Сейчас готовы пять работ. Одна зависла в Питере, я ее нарисовала, но еще не успела отпечатать. Одна из последних работ – такая Алиса к четвертой главе «Билль вылетает в трубу».

Технологию литографии в конце XIX века изобрел актер и литератор из Богемии Алоиз Зенефельдер. Камень с рисунком смачивается водой, с помощью валика наносится краска. Затем посредством специального пресса рисунок с камня переносится на бумагу. Если мастер имеет дело с многоцветной литографией, то каждый раз используется новый камень.

Светлана Петушкова:
За один раз мы можем напечатать только один цвет. Здесь мы видим работу, выполненную в четыре цвета: черный, синий, оранжевый и желтая плашка. Для каждого нового цвета мы готовим камень заново. Сначала рисуем черный – печатаем. Потом мы шлифуем камень и рисуем следующий цвет – печатаем. И так каждый раз.

Здесь есть работа, которая у нас в процессе: черный цвет уже напечатан, но она будет многоцветная в четыре цвета. И вот второй цвет уже изображен на камне, пока мы его еще не перенесли.

Выставка пяти времён. Пять войн в фотографиях и литографиях можно увидеть в музее Якуба Коласа в Минске

Тот же самый лист бумаги нужно будет опять помещать под пресс. Сделать это необходимо очень точно, чтобы литографский оттиск был нужного качества. Александрина Вишневски печатает сегодня свою первую работу в технике литография.

Александрина Вишневски, художник:
Я люблю изображать что-то мифологическое и даже религиозное. Эта работа близка людям, которые задумываются над тем, что делают и что их ждет в будущем. Художникам, в принципе. Интересно попробовать старые техники, которыми пользовались в прошлом, потому что мы вдохновляемся их работами и хотим досконально узнать, как это все происходило.

Старинную технологию активно используют и в новом тысячелетии. К слову, Белорусский дом графики – единственное место в стране, где художники могут окунуться в мир литографии: узнать секреты технологий высокой печати и оставить свой след на камнях.

Светлана Петушкова не только создает образные сюжеты, но и вдыхает в них жизнь: управляется с каменными холстами и старинным печатным станком на раз-два.

Сегодня наиболее востребована техника создания графики офорт. В этом случае гравюра исполняется на металлической пластинке. На подготовленный лист цинка, меди или латуни художник наносит будущий шедевр. После ее погружают в кислотную среду, несколько минут – и клише готово.

Виктор Савченко, художник-график:
Офорт – техника достаточно древняя. В 17 веке в Голландии была придумана. На медных пластинах гравировали, потом специальными иголками рисовали и травили. Не все могли купить картины, это было очень дорогое удовольствие. А гравюру могли позволить себе.

Акватинта, сухая игла, травленый штрих – эти техники офорта позволяют изобразить богатые тональные и фактурные эффекты. Бумага должна быть влажной.

Виктор Савченко:
Процесс здесь нельзя прерывать, потому что бумага высыхает, краски высыхают. Это все нужно делать в определенном ритме, нельзя останавливаться.

На специальном станке под давлением за несколько секунд на бумаге появляется готовая картина. В свое время в этой технике творили Рембрандт, Дали и Пикассо.

А белорусские художники подтвердили: литография – искусство, которое не подчиняется законам времени.

Loading...


«Нужно просто садиться и работать». Минчанка рассказала, как лень и нежелание жить по графику привели её в искусство



Новости Беларуси. Любая картина в интерьере создает особое настроение. Наша героиня умело передает свое видение мира и его многогранность через настенные шедевры, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ. По образованию Виктория аранжировщик компьютерной музыки. Работала в Москве, в драматическом театре «Мел» звукорежиссером, там же окончила школу радиоведущих. А по приезду в Минск начала работать художником-декоратором. Обычная человеческая лень и нежелание жить по графику привели эту девушку в искусство.

Виктория Богуш, художник, дизайнер:
Не сразу пришла к таким вещам, это внутренний поиск. Эстетика окружающего мира тоже для меня важна, и я очень люблю работать с материалом: тактильные ощущения от дерева, бумаги. Мне все время нравится что-то создавать с тактильным ощущением.

Окунуться в творчество без специальных навыков непросто. Сперва следует изучить много литературы. Важно разобраться в таких понятиях, как «психология цвета» и «композиция». Здесь Викторию выручает опыт, приобретенный во время учебы.

Виктория Богуш:
Мое музыкальное образование мне очень помогло, потому что анализ формы – это все очень связано. Музыка – это тоже искусство, но искусство более тонкое, другое восприятие немножко. Искусство, в принципе любое, это невербальное общение с тонкими материями внутреннего мира.

Вдохновение – штука капризная, и порой творить приходится вопреки. Но даже сам процесс создания новых работ может вдохновлять. Наша героиня говорит, что это целый ритуал: только соблюдая особые правила, можно создать что-то интересное.

Виктория Богуш:
Я пришла к тому, что нужно просто садиться и работать. Вот один день ты не сделаешь ничего. Второй день ты тоже ничего не сделаешь, но на третий день ты поспишь, как-то переходишь. Менять локации желательно: гулять, ходить, разговаривать. Бывает такое я иногда и дома могу посидеть недельку. Вот это тяжело. Не надо гнаться за идеей – она сама придет.

Желательно это делать в одиночестве. Потому что, когда я начинаю работать, у меня комната, весь пол в каких-то деталях. То есть, это и вырезки, и бумага. Даже чтобы люди не поранились. Мне, в принципе, не мешает это работать. Конечно, к вечеру ближе, когда потише, можно уединиться, остаться с материалом и с собой.

Работы выполнены в стиле поп-арт. Природа, поэзия, психология – здесь все находит свое отражение. Через картины собирается коллаж внутреннего мира художника.

Виктория Богуш:
Пускай они интерьерные, но в них я оставляю капельку души. Может быть, это внутренне кого-то поменяет или вдохновит на какие-то вещи. И мотивационные, конечно. Тема природы однозначно, то есть, в очень многих работах тема энергии, космоса. Очень многие люди забывают, что мы живем, как бы, на камне огромном, который несется с огромной скоростью в пространстве. Очень много чего неизученного. Ну и, конечно, про любовь. Без нее не было бы ничего.

А еще важно, чтобы дело жизни приносило удовольствие. После долгих поисков себя нашей героине все же удалось найти занятие по душе. Для нее главное – не бояться ошибаться, пробовать новое и не останавливаться на достигнутом.

Виктория Богуш:
Я обожаю то, что я делаю. Я наконец-то успокоилась, нашла то, что меня вдохновляет и дает стимул дальше двигаться, что-то делать. Посоветую – хотя не люблю давать советы – ищите то, что вам доставляет удовольствие, и это всегда будет успешно, всегда найдет своего обывателя, зрителя. И вообще, всем же нельзя понравиться. Каждый для себя отметит что-то. Надо идти к тому, что нравится. Жизнь одна, и это надо помнить, и проводить ее с удовольствием.

Друзья и близкие поддержали творческий порыв Виктории. Правда, иногда гостей настолько увлекают картины, что они готовы забрать что-нибудь с собой в качестве презента.

Виктория Богуш:
Приходят, но все просят дарить. Первые работы, и вообще очень много работ, у меня просто подарено. Я считаю: чем больше отдаешь, тем больше ты получаешь. Сначала пару дней я психологически не готова отдать какую-то свою работу. А потом, когда ты отпускаешь, уже все. Я понимаю, что она найдет своего зрителя. Приятно, чтобы человек порадовался. Это искренне, я люблю, когда все честно.

«Превращение в бабочку – метаморфоза человека». Минская художница создала необычную картину (смотрите здесь).