Рисунки на камнях карандашом из бараньего жира. Как делают литографии

20.06.2020 - 15:00

Литографическая мастерская находится в центре Минска. Показываем в программе  «Минск и минчане», как мастера кисти сохраняют и старинные станки, и секреты технологии печатного дела. Своя история здесь у каждой детали.

Светлана Петушкова, куратор Белорусского Дома Графики, мастер-печатник:
В этой мастерской работали классики белорусской графики. Такие, как Кашкуревич, Поплавский, Басалыга. Мы продолжаем традиции, мы сохраняем историю.

Камни известняка расставлены в мастерской, словно книги в библиотеке. На них художники и наносят рисунки для будущей литографии.

На этом, например, сохранилась этикетка советской ликерной фабрики. Современные мастера работают карандашом, мелками и тушью. Процесс кропотливый, долгий и лучше не ошибаться. Неверный штрих резинкой не сотрешь – придется убирать при помощи гравировки специальной иглой.

Фестиваль Art is как эксперимент в белорусском искусстве. Техники создания картин показали в Минске

Екатерина Краева, художник:
Рисую карандашом, который создается в литографской мастерской на основе бараньего жира. Возможностей масса. Можно заливать мягкими переходами плавными, можно задавать четкие линии, комбинировать с типографской тушью.

Художницу Анну Редько этот вид искусства привлекает возможностью прикоснуться к древним камням. Девушка создает серию работ к «Алисе в стране чудес».

Анна Редько, художник-иллюстратор:
Я делаю двенадцать иллюстраций к каждой главе произведения. Сейчас готовы пять работ. Одна зависла в Питере, я ее нарисовала, но еще не успела отпечатать. Одна из последних работ – такая Алиса к четвертой главе «Билль вылетает в трубу».

Технологию литографии в конце XIX века изобрел актер и литератор из Богемии Алоиз Зенефельдер. Камень с рисунком смачивается водой, с помощью валика наносится краска. Затем посредством специального пресса рисунок с камня переносится на бумагу. Если мастер имеет дело с многоцветной литографией, то каждый раз используется новый камень.

Светлана Петушкова:
За один раз мы можем напечатать только один цвет. Здесь мы видим работу, выполненную в четыре цвета: черный, синий, оранжевый и желтая плашка. Для каждого нового цвета мы готовим камень заново. Сначала рисуем черный – печатаем. Потом мы шлифуем камень и рисуем следующий цвет – печатаем. И так каждый раз.

Здесь есть работа, которая у нас в процессе: черный цвет уже напечатан, но она будет многоцветная в четыре цвета. И вот второй цвет уже изображен на камне, пока мы его еще не перенесли.

Выставка пяти времён. Пять войн в фотографиях и литографиях можно увидеть в музее Якуба Коласа в Минске

Тот же самый лист бумаги нужно будет опять помещать под пресс. Сделать это необходимо очень точно, чтобы литографский оттиск был нужного качества. Александрина Вишневски печатает сегодня свою первую работу в технике литография.

Александрина Вишневски, художник:
Я люблю изображать что-то мифологическое и даже религиозное. Эта работа близка людям, которые задумываются над тем, что делают и что их ждет в будущем. Художникам, в принципе. Интересно попробовать старые техники, которыми пользовались в прошлом, потому что мы вдохновляемся их работами и хотим досконально узнать, как это все происходило.

Старинную технологию активно используют и в новом тысячелетии. К слову, Белорусский дом графики – единственное место в стране, где художники могут окунуться в мир литографии: узнать секреты технологий высокой печати и оставить свой след на камнях.

Светлана Петушкова не только создает образные сюжеты, но и вдыхает в них жизнь: управляется с каменными холстами и старинным печатным станком на раз-два.

Сегодня наиболее востребована техника создания графики офорт. В этом случае гравюра исполняется на металлической пластинке. На подготовленный лист цинка, меди или латуни художник наносит будущий шедевр. После ее погружают в кислотную среду, несколько минут – и клише готово.

Виктор Савченко, художник-график:
Офорт – техника достаточно древняя. В 17 веке в Голландии была придумана. На медных пластинах гравировали, потом специальными иголками рисовали и травили. Не все могли купить картины, это было очень дорогое удовольствие. А гравюру могли позволить себе.

Акватинта, сухая игла, травленый штрих – эти техники офорта позволяют изобразить богатые тональные и фактурные эффекты. Бумага должна быть влажной.

Виктор Савченко:
Процесс здесь нельзя прерывать, потому что бумага высыхает, краски высыхают. Это все нужно делать в определенном ритме, нельзя останавливаться.

На специальном станке под давлением за несколько секунд на бумаге появляется готовая картина. В свое время в этой технике творили Рембрандт, Дали и Пикассо.

А белорусские художники подтвердили: литография – искусство, которое не подчиняется законам времени.

Loading...


«Многие работы посвятил белорусской земле». Художник Иван Протасеня об искусстве, любви к родине и семье



Первого февраля свое 90-летие встретил один из известнейших художников нашей страны Иван Михайлович Протасеня. Великий мастер и сейчас один из наиболее признанных и авторитетных акварелистов Беларуси, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Иван Протасеня, художник-акварелист, мастер книжной графики:
Усё жыццё маё звязана з рэалістычным мастацтвам, усё жыцце я прысвяціў гэтаму метаду. Натхняе мяне жыццё нашай радзімы, жыццё людзей. Таму калі задумваю работу, я, па-першае, думаю аб адказнасці перад асабістым сумленнем і перад будучыней, што я астаўлю сваім нашчадкам. Мае ўнукі младшыя ня бачылі зімы. Для мяне была радасць дачакацца сапраўднай зімы. Яна прызвала мяне, маё натхненне, зрабіць гэтую акварэльна-зімовую элегію.

Особое место в творчестве художника занимают исторические портреты. Это Кирилл Туровский, Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Янка Купала, Максим Богданович.

Иван Протасеня:
Я памеркаваў свою работу, калі Якуб Колас быў у Слуцку ў 1923 годзе. А калі ён пісаў пісьмо сваёй жонцы: «Маруся, ты ведаеш, тут беларускі дух». Так работа называецца – «Тут беларускі дух. Якуб Колас у Слуцку». Акварэльным жывпісам усё жыццё занімаюся. Гэта, як кажуць, мой лёс, гэта маё прызванне. Дае магчымасць для стварэння пейзажаў і тэматычных карцін.

Иван Михайлович награжден медалью Белорусского союза художников «За заслуги в изобразительном искусстве», дипломом Франциска Скорины, а также является стипендиатом Министерства культуры Республики Беларусь. Картины экспонируются на персональных выставках как в нашей стране, так и за рубежом. А вот одна из первых работ художника («Восеньскія кветкі») до сих пор хранится дома, занимая почетное место в гостиной.

Иван Протасеня:
Ранняя работа. Яшчэ з часоў вучобы ў мастацкім вучылішчы. Гэта вялікае шчасце, яна захавалася. Ёсць у мяне і другія работы. Я рабіў гэтыя работы ў 1950 гадах. Я рабіў замалёўкі для газеты «Мінская праўда».

Родился художник в деревне Старцевичи Слуцкого района и многие свои работы посвятил белорусской земле, родительскому дому и малой родине. Свои произведения Иван Михайлович не раз представлял слуцкому зрителю на различных выставках. В местном краеведческом музее хранятся акварели «Случь – река полесская», «Белые росы», «Родительский дом».

Иван Протасеня:
У любога мастака ёсць партрэты сваіх родных, блізкіх. Вось партрэт маёй маці. З трудом яе напісаў. Яна казала, што няма часу перад табой сядзець. Лепей малюй бацьку. Мне хацелася паказаць не проста бацьку, а гаспадара зямлі сваёй. Ён майстар на ўсе рукі.

Работы автора представлены в Национальном художественном музее Беларуси, Музее современного изобразительного искусства, Литературном музее имени М. Богдановича, а также в частных коллекциях. Может ли мастер жить без вдохновения и где его черпать? Свое Иван Михайлович нашел давно, через два года супружеская пара отметит бриллиантовую свадьбу.

Мария Протасеня, супруга:
Познакомились мы просто на вокзале. Провожала я подругу на каникулы. Полтора километра у нас расстояние в Слуцком районе. Сложно жить с творческим человеком, почти не бывает в семье.

Иван Протасеня:
Для мастака жонка – гэта муза. Такія бываюць моманты, што жонка падказвала. Я сам здзіўляюся, якое чуццё бывае. Памятаю, быў такі выпадак, яна сказала: «Гэта рамка нікуды не гадзіцца». Я гавару: «Я бачу, але іншай няма». Мяне абрадавала, што жонка зацікаўлена была ў маём поспеху.

От всей души поздравляем выдающегося мастера с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, творческого долголетия и дальнейших свершений!