«Розничные сети вступили в активную конкуренцию»: почему белорусским товарам тяжело попасть на прилавки и как это влияет на цены

18.06.2017 - 22:01

Новости Беларуси. Здоровая цена рождается в здоровой конкуренции. Формула, которую преподают еще начинающим экономистам, да и каждая домохозяйка знает: где есть выбор, всегда можно купить дешевле. Но у всех ли производителей одинаковый пусть, а значит и равные права на магазинных полках. После серии жалоб пищевых предприятий этим вопросом задались в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Здесь анонсировали масштабное расследование ситуации в магазинах. Речь идет «о дискриминационных условиях доступа товаров в торговые сети», сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Представители производителей:
Пробиться в торговые сети очень сложно. Некоторые требуют тестовые продажи, некоторые говорят, что у них договорные отношения с другими предприятиями и они не хотят видеть нас на полках.

Нам просто был закрыт доступ, нас заместила российская продукция.

Все эти слова к монополистам. А, вернее, к ретейлам, которые почему-то решили: производитель отечественный им не нужен. Не всем, но условия поставили такие, чтобы не то, что прохода, дохода у них не было. Странненько.

Игорь Ильин, первый заместитель директора предприятия по производству безалкогольных напитков:
Если крупные ритейлеры составляют в наших объемах 30%, то 70% магазины получают дискриминационные цены. И в итоге рост цен, беднеет наше население. Нам эти доходы, в общем-то, не нужны.

В свою очередь представители крупных торговых сетей выбрали позицию для себя правильную и нужную. Если что-то хотите от нас, значит мы вам нужны.

Виталий Татаров, исполнительный директор Ассоциации розничных сетей:
Розничные сети за последнее время вступили в стадию активной конкуренции и, соответственно, они вынуждены повышать критерии по отбору товаров. Сети уверены, что повышение данных критериев отбора благотворно скажется и на производители, то есть они будут растить качество своей продукции, и в том числе на потребителе.

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли начало положили. Идут проверки розничной торговли. И если виноватых найдут, значит накажут. И вот как и за что.

Алеся Абраменко, заместитель начальника главного управления антимонопольного регулирования Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:
Требованиями на защиту конкуренции запрещены дискриминационные условия. То есть МАРТ смотрит, разбирается, являются ли эти условия одинаковыми для всех поставщиков. Будут выданы предписания об устранении всех нарушений антимонопольного законодательства, а в случае неисполнения таких предписаний будут применены меры административной ответственности к должностным лицам.

А мы сейчас отправимся с контролем народным и попытаемся узнать, как отсутствие конкуренции на правилах сказывается и на цене. Ведь рынок диктует условие – есть выбор па качеству и стоимости, значит и роста быть не может. Только снижение цен.

А сейчас проведем очередной эксперимент «Недели». Заходим в магазин одной крупной торговой сети и пытаемся доказать, что продукт вчера стоил намного дешевле, чем сегодня.

Помогать нам разобраться в том, врет персонал магазинов или нет, будет профессиональный профайлер – специалиста по улыбке, морщинкам и движениям. Он по мимике понять может, врет человек или нет. И вот вам, пожалуйста.

Продавец:
Пару дней покупали здесь, было 1 рубль 14, а сейчас 1 рубль 16? Неправда. Я примерно помню все цены.

Антон Прихотько, специалист-профайлер:
Может быть, ей важен бренд магазина, она его отстаивает. Может быть, совершенно не важен и она просто вопросы не мониторила, проявляет здесь неуверенность. Взятие паузы, напряжение, не задумывается над вопросом, сложный вопрос. Может в этом проявляться.

А сейчас берем на абордаж другую крупную торговую сеть.

И нигде нас не встречает охрана и не спрашивают, зачем мы пришли. Отвечают и наблюдают со стороны. Странно. Раньше на съемку возле магазина требовали документ. Хотя, что нам и здесь отвечали, анализируем со специалистом.

Продавец:
Ценники выдают нам каждое утро, но не на весь товар.

Антон Прихотько, специалист-профайлер:
Здесь весьма четкий критерий. Она говорит о том, что было. То есть если бы человек врал или придумывал, то вряд ли у него была точная жестикуляция.

Отправляемся в магазин шаговой доступности. Для нас весь зал в распоряжении. Снимай – не хочу. Но вот опять ситуация не пользу тех, кто ценники каждое утро переклеивает.

Продавец:
Нет, у нас не растут цены. А с чего они должны расти? Мы заинтересованы в покупателе.

Антон Прихотько, специалист-профайлер:
Здесь я бы сильно засомневался в ее словах. «Мы заинтересованы в покупателе» и отходит назад. В целом, тело говорит совершенно обратное.

Конечно, говорить о том, что в каждом магазине цена прыгает, нельзя. А вот о нечестной игре ретейлеров можно. И вот почему. Влезая в долги перед поставщиками, у них нет другого выбора. Сегодня копейка – завтра плюс две – и должок погасит «четверток».

Александр Кондрашонок, заместитель директора агентства стратегического и экономического развития:
Сегодня предоставлены длительные отсрочки нашими ритейлерами в отношении наших производителей. Естественно, образуются так называемые кассовые разрывы, не хватает денег, оборотных средств. И для того, чтобы ритмично, стабильно функционировать, приходится искать пути, которые в том числе отражаются на росте цен для ритейлеров и росте цен на нас как потребителях.

В сухом остатке получается так: хочешь попасть на прилавки – плати. Никто не знает кому, сколько и за какие процедуры, но плати. Производитель ты крупный или мелкий – не важно. Не отдают деньги за продукцию вовремя. Жди и сколько – опять никому не важно. Виноватых обещали найти и наказать. А это важно. Только как скажется результат проверки на том, что нас могут обмануть, пока непонятно.

Люди в материале: Алеся Абраменко
Loading...


Татьяна Рунец: «Цены у нас растут в пределах инфляции, сильного скачка цен не обнаружено»



Новости Беларуси. Внимание сенаторов сейчас приковано к ценам на товары и услуги, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.  

Наравне с профсоюзами, МАРТом, Госконтролем и Нацстатом к этой работе подключились и в Совете Республики.  

ФПБ: «Главной целью является стабилизация ценовой ситуации на потребительском рынке»

Продукты питания, средства личной гигиены и фрукты к новогоднему столу не должны превысить свою стоимость, особенно во время ажиотажного спроса. Контроль буквально за каждым магазином. Таким образом защищать интересы покупателей намерены во всех регионах нашей страны.  

Татьяна Рунец, председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания Беларуси:  
Вопрос цен и ценообразования находится на постоянном контроле Президента и правительства. Цены – это та тема, которая волнует население больше всего. Это самая актуальная тема.   

Президент неоднократно подчеркивал, что если цены будут высокими, то заработной платы всегда будет не хватать, она будет маленькой. Поэтому этой теме уделяется огромное внимание в нашей стране. Поручено всем органам государственного управления подключиться к мониторингу цен. И, конечно, сенаторы тоже не останутся в стороне.  

Вопрос мониторинга цен будет рассматриваться сенаторами во всех регионах. Мы начали уже на прошлой неделе мониторинг цен. Пока результаты предварительные показали, что цены у нас растут в пределах инфляции, сильного скачка цен не обнаружено.  

Пристальное внимание к ценам на продукты будет до конца года. За необоснованное повышение стоимости предусмотрена ответственность.