«Считают, что это мужское дело, но девушки тоже могут». Где можно обучиться звонить в колокола?

10.05.2019 - 15:39

Зазвонные и ретрельные, альтовые и благовесты. Всю пасхальную неделю православные верующие приветствовали друг друга фразой «Христос Воскрес», а звонари давали концерты в храмах города. Рассказываем в программе «Минск и минчане», где можно обучиться этому необычному искусству.

Церковь святой Марии Магдалины, приход иконы «Всех скорбящих Радость», Покровский храм – в списке больше 10 мест.

Богдан Берёзкин, заведующий отделением звонарей Минского духовного училища, председатель Братства звонарей во имя Святителя Павлина Милостивого:
Очень часто мы посещаем основные, самые значимые колокольни города Минска, также Беларуси – выезжаем в разные регионы. География у нас –по сути, вся страна.

Отделение звонарей в Минском духовном училище открыли 5 лет назад. Здесь также готовят певчих и катехизаторов. Колокольное дело студенты осваивают за 4 месяца. После – двухнедельная практика. Концерты в храмах столицы, по сути дела – встречи выпускников. В Беларуси почти полтысячи таких дипломированных церковнослужителей.

Богдан Берёзкин:
Мы готовим звонарей для православных приходов и монастырей. К нам приходят все желающие. Обязательно – наличие рекомендации приходской. Это своего рода рекомендательное письмо, что человек воцерковлённый, и он может посещать церковное учебное заведение.

Мартин Ковалёв 11 лет бьёт в колокола. Вырос в семье священника, поэтому большое внимание уделяет служению церкви. Окончил Минское духовное училище и профильную академию в Санкт-Петербурге. На первый фестиваль звонарей поехал в Украину.

Мартин Ковалёв, участник Братства звонарей во имя Святителя Павлина Милостивого:
Каждый звонарь и, вообще, из разных регионов звонари – каждый немножко по-своему звонит. В основном, это передаётся через опыт. Есть литература, её пишут. В последнее время её, конечно, больше стало.

Голос церкви формируют три основные группы колоколов. Зазвонные и ретрельные – самые маленькие. Альтовые – средних размеров и самые большие – благовесты. Чтобы бить в колокола, необязательно учить ноты. Главное – чувствовать ритм.

Елизавета Богатко, участница Братства звонарей во имя Святителя Павлина Милостивого:
Во время поста звонят в определённые колокола. Не берут большой благовестник, который праздничный. Я сама из Солигорска, и там на своей звоннице я звоню. У нас был краткий курс – семинар по колокольному звону. Неделю. Нас обучили базовым каким-то ритмам.

Во время войн ХХ века церкви беспощадно грабили, а гусеницы танков и самолётные бомбы и вовсе сравняли с землей многие храмы. Оригинальный крест Евфросинии Полоцкой ищут до сих пор, святыня бесследно исчезла в период Великой Отечественной. Также вывозили колокола, оставляя церкви немыми. Звонницы восстанавливают и по сей день. 

Богдан Берёзкин:
У нас есть наработки, как звонница должна быть обустроена в акустическом плане. Чтобы звук хорошо выходил из колокольни. И какие веса хороши, для какой колокольни, чтобы у храма был хороший голос, что колокола далеко было слышно.

По церковным правилам ХVIII века, в деревенском храме должно быть 3 колокола. В лаврах их число традиционно переваливает за 10. Воскресенье Христово встречают звоном колоколов более 1 000 лет.

Елизавета Богатко:
Если ты постоянно звонишь на своей звоннице, то ты к ней привыкаешь. И новое место не всегда тебе сразу поддаётся. Считают, что это, как бы, мужское дело, но девушки тоже могут звонить.

Искусству колокольного звона в Минском духовном училище сейчас обучаются 20 человек.

Богдан Берёзкин:
Отделению звонарей в январе 2020 года будет ровно 20 лет. И это момент нашего просвещения и возвращения к истокам, чтобы людям рассказать о том, что это радость. Колокольный звон – это выражение пасхальной радости, что Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Состоялся заключительный концерт звонарей. Пасхальные перезвоны – в главном храме столицы – Свято-Духовом кафедральном соборе.

Loading...


Получил диплом драматурга и ушёл в монастырь. Как живут монахи в Жировичах



В очередном выпуске проекта «Специальный репортаж» рассказываем о том, как становятся монахами Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.

На часах почти 9:30 утра – время общего воскресного богослужения в центральном Успенском соборе. По здешним меркам, время уже позднее, ведь обитель каждый день пробуждается в 5:20 утра. Так начинается новый день молитвы и послушания в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре.

«У нас появилась долгожданная дочь». Чудеса иконы Жировичской Божией Матери

Для посетителей монастыря строгий дресс-код. Повседневный стиль или офисный здесь не подойдёт, только максимально строгая одежда: руки, ноги и шея закрыты, для женщин платье или юбка в пол, и обязательно платок на голове. Только так.

Где находится исцеляющий камень XVI века, на котором увидели Богоматерь?

Иеромонах Евстафий принял постриг 15 лет назад. До этого Юрий Халиманков, а это его имя в миру, окончил в Минске университет культуры. Получил диплом драматурга и… ушёл в монастырь. О причинах поступка мы не стали спрашивать, это личное. У каждого монаха здесь своя история, зачастую – непростая. А вера сильная. Ведь отказаться от удовольствий, от привычного Интернета, вести аскетический образ жизни, выполнять послушания и всё время молиться, – согласитесь, под силу не каждому.

Умягчает твёрдые сердца. Чем ещё помогает вода из святых источников в Жировичах

Гурий, архиепископ Новогрудский и Слонимский, наместник Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря:
Как я шучу, 33 богатыря. Как-то так в последнее время это число не меняется. Кто-то уходит в другое послушание, несколько насельников нашей обители стали архиереями. Поступают новые кандидаты. Плюс ещё люди, которые желали бы поступить в монастырь, жить, трудиться здесь. Но это послушание очень трудное.

Поэтому принято у нас в обители не менее двух лет испытывать себя. Тех, кто желает день и ночь молиться. Это тоже человек 30. Это число колеблется, больше-меньше. Как мы называем, «трудники» они. Как и монахи, ходят на службы, а мы присматриваемся, смогут ли они впоследствии стать монахами.

Митрополит Павел о 500-летии монастыря в Жировичах: «Будем надеяться, что Патриарх всея Руси Кирилл приедет на этот праздник»

Уйти из монашества, теоретически, можно. Но это значит – предать свои обеты Богу. Для монастыря это большая редкость. Кстати, все высшие духовные саны могут занимать только монахи, так называемое, чёрное духовенство. Белые священники – это выпускники семинарии, их карьерная лестница останавливается на настоятеле храма.     

Древнегреческий, церковное пение и даже археология. Чему ещё учат в семинарии

Старые Жировичи. Эта территория была передана монастырю 10 лет назад.

«Тазики одним хлопком складывал в конвертик». Как медведю сделали миску из колеса и кто ещё живёт в зоопарке в Жировичах

Монахи и местные жители расчистили непроходимые джунгли, облагородили яблоневый сад, выкопали пруды, где сейчас разводят рыбу для обители. Рядом монастырские поля и ферма. Да и история места тесно связана с монастырём.

Оригинал «Апостола» Фёдорова и чаша прусской принцессы. Уникальные экспонаты есть в музее монастыря в Жировичах

Протоиерей Дмитрий Сёмуха, настоятель Свято-Троицкого Собора Слонима:
Это место называется Старые Жировичи. Именно здесь, по преданию, жил вельможа Александр Солтан, которому принадлежали эти места, в том числе, и то место, где сейчас находится Свято-Успенский Жировичский монастырь. Именно там пастушки нашли икону – Чудотворный образ Божией Матери, который принесли сюда.