«Сегодня дети уже поют гимн и не стесняются». Достаточно ли рассказывают в школах Беларуси о значимых датах?

13.09.2021 - 22:40

Новости Беларуси. Почему осознание момента истины наступило только сейчас? Какие параллели с событиями 82-летней давности и нынешней обстановкой? Каков идеальный рецепт единогласия? Об этом 13 сентября поговорили Алена Сырова и Кирилл Казаков вместе с политологами, историками, идеологами, учителями, врачами и общественными деятелями в прямом эфире ток-шоу «По существу». 

Алена Сырова, СТВ:
Может быть, мы школьникам недостаточно рассказываем о таких значимых датах? Может, в учебнике истории эта дата остается незамеченной?

Кирилл Казаков, генеральный директор СТВ:
Параграф прошли – и забыли.

Лола Пахомова, директор гимназии № 50 Минска:
В связи с тем, что произошло год назад, я хочу отметить, что государство и власть инициировали общественные организации, инициировали этот день. Я думаю, что это здорово, потому что на одном внеклассном мероприятии, на одном уроке патриотизму научить очень сложно – это длительный и кропотливый процесс. И он затрагивает от самого детского сада до старшей школы.

Кирилл Казаков:
Почему, например, когда нам рассказывали, что американцы, придя на уроки, слушают гимн и видят, как понимается американский флаг – это хорошо. Как только нам стали рассказывать, что на первом уроке, предположим, у нас тоже будет звучать гимн и будет подниматься белорусский флаг, то это уже пропаганда.

Вячеслав Данилович, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат исторических наук:
Кричали с той стороны, те, кто хочет, чтобы мы разрушили свое государство.

Алена Сырова:
Родители приходят с такими претензиями? И в принципе предъявляют какие-то претензии по поводу новых предметов, которые вводятся?

Лола Пахомова:
Попытки были, но все пресечено, потому что родители наших учеников должны понимать, что дети посещают государственные учреждения образования. Здесь никаких больше условностей не должно быть. Что касается гимна на первом уроке, я хочу сказать следующее. Это, наверное, такая наша толерантность и наивность. «Ну, что тут такого особенного? Для чего это?» А вот это и есть такой момент.

Кирилл Казаков:
Некий ритуал, который заставляет тебя каждый день чувствовать себя белорусом.

Надежда Лазаревич, член Президиума Белорусского союза женщин:
У нас было немножко по-другому. У нас было не на первых уроках, а на первом дне, когда открывался учебный год, когда была линейка для первоклашек или, например, для пятого класса. Многие школы уже гимн включали именно в начале, когда дети идут в школу, не на самом уроке в классе. И все родители участвовали, и не было какого-то…

Лола Пахомова:
Сегодня дети уже поют гимн и не стесняются. Я вспоминаю свое детство, когда было престижно вывесить флаг на домах, когда эту звездочку вывешивали, где жили герои или участники Великой Отечественной войны. Это было как должное.

Кирилл Казаков:
Заметьте, сколько флагов у нас государственных появилось в последнее время на улице.

Лола Пахомова:
Так это правильно, но этого мало.

Читайте также: 

«Мы живем в уникальной, красивой, удивительной стране». Участники автопробега о своих впечатлениях

«Надо определить традиции». Как в Могилевской области будут отмечать День народного единства?

«Не выдерживает никакой критики». Западная Беларусь – исторически польские земли?

Loading...


«Мы не можем закрыть глаза на то, что гаджетов нет». Какая польза от чистописания и почему оно осталось в современной школе?



Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.

Юлия Крыницкая, ведущая ток-шоу:
Татьяна, к вам сразу можно вопрос? Например, вот лень – двигатель прогресса. Но, например, у меня знакомый в Голландии: тоже дети, начальная школа. Вот у них сейчас собираются отменить уроки чистописания, то есть все на планшетах. Но ведь даже нас, я помню – пусть у меня еще советское детство было – но даже сейчас моих детей, мы же учимся чистописанию, потому что мелкая моторика развивается, развивается головной мозг. И вот что планшеты? Поможет ли это детям?

Татьяна Дыбовская, начальник отдела электронных услуг и сервисов Минского городского института развития образования:
Если мы будем говорить о том, что учреждения образования как социальный институт должно готовить гражданина к жизни в обществе, то сейчас мы должны делать оговорку – к жизни в новом информационном обществе. Мы не можем закрыть глаза на то, что гаджетов нет, что технологии не развиваются. И в школе продолжать, скажем так, с 1 класса по 11-й: мел, доска и все прочее. Но, естественно, все это нужно делать дозировано, структурировано с определенными ограничениями, и всегда оценивать пользу от того для чего ты даешь тот же планшет в руки ребенку, от того результата, который ты хочешь получить.

Я думаю, ни для кого не секрет, что для того, чтобы научиться писать, нужно взять ручку в руку и каким-то образом проделать какие-то действия. Никакой планшет, никакой другой, скажем, гаджет, никакое мобильное приложение никаким образом не способствует этому. То есть, если мы говорим о чистописании, оно должно быть. И по крайней мере в учреждениях образования Республики Беларусь оно будет.

Елена Кругликова, ведущая ток-шоу:
В наше время телефоны – это одно из любимых вообще устройств любого школьника. У меня вопрос к Дарье. Вся ваша работа с детьми построена на девайсах. Как вам удается вплетать знания в современные технологии и не навредить ребенку?

Дарья Светлович, преподаватель, автор учебной литературы, участник международных конкурсов:
Я уже работаю не с детьми, а с подростками в учреждении образования профессионально-технического и среднего специального. Ко мне уже приходят достаточно зрелые – с одной стороны достаточно, с другой стороны недостаточно еще – сформированные личности. И конечно в сложившейся ситуации, когда беспроводные наушники становятся частью головы, а смартфоны – частью руки, и это уже вопрос какой-то зависимости даже, конечно здесь нужно отстраивать четко дисциплину.

Хотя я бы хотела поделиться и положительным педагогическим опытом в использовании гаджетов. Безусловно и социальные сети служат нам на руку, потому что у нас много конкурсов профессионального мастерства. В Instagram, TikTok ребята выкладывают видео, которое рекламирует, позиционирует свою профессию, популяризирует ее. Также использование не только гаджетов, но и девайсов, таких как мультиборды, планшетные кабинеты, компьютерные кабинеты, интерактивные доски, все это ребят, конечно, мотивирует и процесс обучения становится разнообразнее.

То, что полностью перейти на электронный формат, – я, конечно, не приверженец этого, этой идеи. Потому что переключаться с письма на просмотр какой-то виртуальной экскурсии, затем на то, чтобы закрепить этот материал, проанализировать, структурировать и опят же записать к себе в конспект, затем проговорить устно – это все неотъемлемые части учебного процесса. И то есть это должно как-то балансировать тоже.

Юлия Крыницкая:
Но, не стали ли дети хуже запоминать? Вот говорят, что у современных детей клиповое мышление. Вы наблюдаете вот это в своей практике?

Дарья Светлович:
Хотела бы сказать по поводу библиотек, потому что знакомилась с исследованиями, как присутствие гаджета. В нашем случае это смартфон, который все равно присутствует с ними где-то рядом. То ли он лежит в сумке, то ли он лежит экраном вниз на столе. Но само присутствие этого гаджета рядышком с учащимся уже снижает его интеллектуальные способности. То есть его внимание уже рассеивается, и объем рабочей памяти сразу уменьшается.

Поэтому вот вопрос дисциплины именно в рамках убирания этого гаджета за пределы его видимости. Особенно когда речь идет о контроле, о тематическом контроле, то есть о проверке знаний. Непосредственно на моих учебных занятиях это обязательный пункт.

Наталья Надольская, ведущая ток-шоу:
Скажите, Лариса, а вот как грамотно вплести гаджет в учебный процесс? Мы понимаем, что это не может заменить ни библиотеки, ни книги. Но если есть какой-то вопрос, можно зайти, посмотреть. Вот прямо во время урока или дома дети могут использовать эти гаджеты? Как происходит?

Лариса Провоторова, педагог дополнительного образования:
Конечно. И прямо во время урока, и дома, и на интерактивных досках, где мы создаем такие продукты, которые не требуются доступа в интернет. Они уже готовые. Их может любой взять, дома посмотреть, поучить, либо в школе. Можно провести тесты. То же самое учителя освободить от вот этой рутинной работы. Конечно контроль, не могу сказать, что мы этому на откуп отдадим, а вот самостоятельно какие-то такие тестовые срезы вполне реально, это можно сделать.

«Мы устраивали парковку для телефонов». Психолог рассказала, как можно ограничить детей от использования гаджетов – подробнее здесь.