Семья скульпторов Шаппо о работе и жизни: «Не могу оставить гнездо и уйти в майстэрню» и «Профессия, в которой надо быть сильным»

13.12.2017 - 19:31

Художник Виктор Альшевский открывает новый арт-проект в программе «Большой завтрак». Сегодня мы в гостях у скульпторов Александра и Ксении Шаппо.

Александр Шаппо – скульптор. Участник и призёр ряда международных выставок. Его работа «Ночь нежна», которую он посвятил своей жене, в 2008 году заняла 4 место на триеннале в Японии. Заметим, в конкурсе учавствовало более 1 300 художников из 77 стран.

Кстати, жена Александра – та женщина, которая его вдохновляет – тоже скульптор.

Александр Шаппо, скульптор:
Встретились мы с женой в Академии искусств. Она была легко одета, снег летел. Открыта шея была. Снег падал на шею, на лицо…


Говорят, что к романтике больше склонны женщины, но семья Шаппо нас удивила. Супруга Александра Ксения Шаппо описывает поэтичную встречу несколько иначе. 

Ксения Шаппо, скульптор:
Он меня цеплял. Сейчас бы я сказала, что это было похоже на метание дротиков. Я не смотрела в его сторону, а ему надо было обратить на себя внимание. Ему нужна была любая реакция.

Хорош он был с точки зрения профессиональной.

То есть, он начал подход с профессионализма. Он помогал. Помогал как советами, так и просто. Девочка-скульптор пришла учиться: элементарно, забить гвоздь, сделать каркас, принеси-унеси, попили-отрежь. Вот, полностью цикл он мне подготавливал.

Так на свет появилась еще одна семья художников.

Но когда два скульптора, жена и муж, живут вместе – это явление очень сложное.

Александр Шаппо, скульптор:
Пусть это банально звучит, но человек, который живёт со мной рядом – конечно, он мой коллега, моя муза. То есть, человек, который находится рядом со мной и в горе, и в радости. Она критически относится к тому, что я делаю. И я могу с ней критически разговаривать. Это не безусловный человек, котрый восхищается всем, что я делаю.

Это человек, который может сказать чётко свою позицию.

Жена моя является творческим человеком. Делает скульптуру, работы свои. Выставляется, преподает. Но, конечно, в меньшей степени, чем я. Потому что семейные заботы, всё-таки, женщину захватывают и выхватывают из творческого труда.

Она не может полностью абстрагироваться, в отличие от мужчины.


Ксения Шаппо, скульптор:
Женщина-художница – это такая стрекоза. У неё нет других забот, она творит, в творчестве. А женщина в жизни, котрая имеет семью – это первое, второе и компот, собери детей… Я не буду продолжать этот цикл – он бесконечен, просто.

Я не могу оставить гнездо и уйти в майстэрню. Хотелось бы, но это большая роскошь.


Есть мнение, что люди творческие в личных отношениях ненадёжные и ветреные. Мы не удержались и спросили у супругов – по отдельности, конечно:

есть ли место ревности в их отношениях?

Александр Шаппо, скульптор:
Ревность – такая вещь, глупая, по-моему. Жена на такие мелочи не расходует себя. Она жёсткий, безапеляционный человек.

Этого явления я не знаю. Она просто прибьёт меня и все!


Ксения Шаппо, скульптор:
Муж – скульптор. Натурщицы? Я – натурщица! Простите.

Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети были художниками?

Александр Шаппо, скульптор:
Я никому из своих детей не скажу: «Будь скульптором, как и я». Я считаю, это очень банально, и это очень большое давление на человека.

Это профессия, в которой надо быть сильным.

Имеется в виду – сильным духом, конечно. Это сложный, большой, сложный труд и большая, сложная жизнь. Она не для слабых.

Люди в материале: Александр Шаппо
Loading...


«Фотографировал отдельно лицо, руки и туловище». Белорус рассказал, как создавал мурал, признанный лучшим в мире



Шагающую на торце одного из домов на Притыцкого девушку международные эксперты признали лучшим муралом в мире. На суд жюри участники представили множество работ, шедевров стрит-арта. Если наш выбрали из большого количества претендентов, то это весомая победа.

Гости программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – координатор проекта Urban Myths – Олег Ларичев и художник – Евгений Сосюра (Mutus).

Что для вас значит эта победа?

Олег Ларичев, координатор проекта Urban Myths:
Приятно, что в мире кураторы заметили Беларусь. Раньше мелькали работы из Беларуси, но это были не белорусские художники, а сейчас уже есть художник международного уровня – Женя, все его кураторы уже идентифицируют.

Евгений, как Вы разрабатывали мурал?

Евгений Сосюра (Mutus), художник:
На разработку эскиза ушло довольно много времени, наверное, на протяжении месяца или двух.

Вы это делаете на бумаге?

Евгений Сосюра (Mutus):
На компьютере в Photoshop, в электронном виде эскиз. Там было 40 вариантов с мелкими отличиями или с не очень мелкими.

В чем была идея?

Евгений Сосюра (Mutus):
Конкретно именно этой девушки не было изначально. Сначала была концепция, а уже потом ближе к концу искалась модель и фотографировалась.

Концепция того, что это будет богиня Макошь, была с самого начала?

Евгений Сосюра (Mutus):
Да.

Когда Вы рисуете, у Вас на руке есть какой-то образец?

Евгений Сосюра (Mutus):
Эскиз.

Были ли такие моменты, что Вы, условно, отошли 300 метров и понимаете, что здесь немного криво?

Евгений Сосюра (Mutus):
Конечно. Это нормально. Это всегда так.

Это какое-то искусство или здесь есть какая-то формула?

Евгений Сосюра (Mutus):
Каждый художник делает по-своему, кто-то обозначает квадраты, кто-то другими способами делает разметки. У меня тоже немного свое, но все примерно схожи по технологии работы.

Ваши коллеги, которые рисуют муралы, это, как правило, художники? Этому где-то обучают?

Евгений Сосюра (Mutus):
В основном, все сами учатся.

Насколько известно, реальный персонаж мурала проживает где-то в Серебрянке?

Евгений Сосюра (Mutus):
Да, наверное.

Как Вы выбирали девушку?

Евгений Сосюра (Mutus):
Я просто искал среди знакомых художников в Instagram, перелистывал фотографии и искал лицо, которое, мне кажется, идеально подойдет.

Почему Вы выбрали именно эту девушку?

Евгений Сосюра (Mutus):
Я даже не знаю, просто красивая и необычное положение.

Вы решили написать ей, что хотите ее нарисовать?

Евгений Сосюра (Mutus):
Да.

Как было дальше? Согласилась без проблем?

Евгений Сосюра (Mutus):
Да.

Ей нужно было Вам попозировать для того, чтобы Вы с нее срисовали какой-то эскиз или фотографии было достаточно?

Евгений Сосюра (Mutus):
Фотографировал отдельно лицо, руки, туловище, а потом в Photoshop это все склеивал, даже положение руки и пальцев – это различные варианты. Они все пробуются и потом самые идеальные варианты выбираются.

Вы учитывали при создании мурала здания вокруг?

Евгений Сосюра (Mutus):
Конечно, учитывал. Изначально осматривается фасад с разных ракурсов, делаются фотографии, складывается в Photoshop, как это будет выглядеть, чтобы ничего не заслоняло. Например, на моем рисунке снизу нарисованы деревья, они идеально повторяют контур деревьев, которые стоят. Чтобы с разных ракурсов максимально выигрышно смотрелось.

Предупреждаются ли жители дома, что теперь будут с такой красотой?

Олег Ларичев:
Студенты-социологи БГУ проводили опрос: как жители относятся к таким проектам, как они относятся к предыдущему проекту на улице Лещинского и, уже получив результаты, что более 80% положительно относятся, тогда уже с администрацией вопросы снялись.

Какие ближайшие планы? Появится ли что-то новое в Минске?

Олег Ларичев:
Такой страшный секрет, который уже, наверное, не секрет – будет работа с белорусским галерейным художником, очень известным, он учился на монументалиста. Мы с ним предварительно разговаривали и он готов сделать большой фасад. Это будет самый высокий мурал в Беларуси, если все получится.