Сердце из красного стекла весом 11 кг и кукла из войлока и перьев. Необычные работы современных эстонских художников

24.11.2020 - 16:53

В арт-гостиной «Высокое место» открылась очень необычная экспозиция. Какие работы представлены на выставке, показали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Анна Ясюк, заведующая арт-гостиной «Высокое место»:
Этот проект – это действительно новое эстонское искусство. На выставке представлены 11 современных молодых эстонских художников, их творческий путь начался уже в XXI веке. Они не стеснены какими-то рамками. Здесь, на выставке, можно проследить, как они творят, как они мыслят, – свободно.

У этой выставки – своя предыстория. Дружба между Музеем истории города Минска и Таллинской художественной галереей завязалась недавно, но уже дает свои плоды.

Анна Ясюк:
С куратором этой выставки, Рене Кирспу, мы познакомились год назад на одной из выставок в Минске. И мы сразу предположили на будущий год, что Рене привезет несколько проектов в Минск. И несмотря на все вирусы, я очень рада, что состоялась эта выставка, что работы приехали, молодые художники не приехали. Но мы с ними познакомились в сети, общались в интернете.

Один из представителей – Ало Валге. Ему не нужен телескоп: свои галактики художник создает с помощью фантазии и масляных красок.

Анна Ясюк:
Это его автопортрет. Очень интересно сам художник поведал про то, что его интересует тема космоса. И за космосом будущее, это что-то для него такое неизведанное, что-то интересное и интригующее.

Именно этому мастеру удалось найти прямой путь к звездам.

Анна Ясюк:
Работа «Юпитер драйв», то есть путь к Юпитеру. Здесь неслучайно и знаки изображены. Налет какой-то американской темы.

А вот Александра Павленкова заглядывает внутрь себя. Невероятное сердце из красного стекла весом 11 кг объединило сразу три культуры: российский мастер получила образование в Прибалтике, а сделала свой шедевр в Соединенных Штатах.

Анна Ясюк:
Художница родом из Санкт-Петербурга, далее она училась в Эстонии, сейчас работает и путешествует по разным странам. Рене – куратор этой выставки – вез это в ручной клади очень бережно и аккуратно, обращаясь как с собственным сердцем.

Какой стране на самом деле принадлежит сердце автора, сказать сложно, но то, что душа лежит к самому хрупкому из искусств – факт. Самое время – примерить костюм.

Анна Ясюк:
Это работы Анники Кидрон, называются «Верните мне сказку». Это ручная вышивка, очень трудоемкий процесс. Сама Анника училась в Эстонской академии художеств, изучала 3D-арт, дизайн, в том числе училась в Гонконге.

Эти полотна рассказывают не столько об авторе, как о характере его героев. 

Анна Ясюк:
Представлены вот такие интересные арт-объекты – это кукла из войлока и птичьих перьев. Именно за счет таких работ можно проследить, насколько люди творческие, насколько широкий полет их мыслей, фантазии. Это действительно будоражит белорусскую публику и призывает к обсуждению.

Высоко оценили международный арт-проект и искусствоведы.

Наталья Шарангович, искусствовед, первый заместитель председателя Белорусского союза художников:
Мы можем увидеть, насколько интересны эстонские художники, берут такие совершенно традиционные вещи и это все трансформируют в современное искусство. Если мы очень внимательно присмотримся к работам, которые представлены в галерее, то мы увидим, что действительно есть техники, которые нам знакомы. Это бабушкины техники, это ткани, пэчворк и это то, что мы все делаем, но перед нами произведение современного искусства, потому что эстонские молодые художники не боятся экспериментировать. Они на традиционном материале строят совершенно необычные и даже для нас какие-то не очень знакомые, очень смелые эксперименты.

Продлится выставка на Герцена до 14 декабря.

Люди в материале: Анна Ясюк, Наталья Шарангович
Loading...


«Уникальные формы и улыбающийся чайник». Вот что можно увидеть на выставке белорусского фарфора



«Простые вещи. Чайники». В Национальном историческом музее Республики Беларусь прошла необычная выставка фарфора. Чайник  один из традиционных и популярных видов посуды, которая есть в каждом доме, является символом не только душевного общения, но и специальных чайных церемоний, рассказали в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Евгения Есько, младший научный сотрудник Национального исторического музея:
Чайники, которые вы можете здесь увидеть, представлены впервые, это образцы, которые были допущены художественным советом к производству.

Вашему вниманию – паспорт одного из первых чайников. Сервиз называется «Одуванчик», или «Б1» (по первой букве фамилии автора, придумавшего изделие). Как менялись формы и способы украшения фарфора под влиянием времени, моды и стилей – все это можно проследить в экспозиции.

Евгения Есько:
В декоре первых чайников использовалось определенное количество цветов. Прежде всего, это был красный, черный, коричневый, серый. Особый интерес вызывают эти два чайника, у которых вы можете заметить небольшое отверстие сбоку, которое предназначено для нагревателя.

После закрытия Минского фарфорового завода в конце 2000-х большая коллекция из 10 000 фарфоровых изделий «перекочевала» из заводского музея в Национальный исторический.

Евгения Есько:
За время работы Минского фарфорового завода были созданы уникальные формы, в том числе и улыбающийся чайник, автор чайника – Литвиненко. Также художница создала уникальный сервиз «Прибрежный пейзаж», здесь вы можете видеть красивую цветовую гамму, сочетание нежно-голубого и серого цвета, цвета льна

Узнается в экспонатах и белорусская природа.

Евгения Есько:
Обратите внимание на форму чайника и сахарницы. Они выполнены в виде такого колокольчика, также можно заметить, что крышки переходят плавно в основное тело чайника и сахарницы. То есть мы даже не видим разницы в этом переходе. Это значит, что мастер идеально продумала пропорции перед обжигом и перед созданием самого чайника.

В «нулевых» появляются новые дизайнерские решения. Есть здесь и ложки, а также щипцы конца 19 – начала 20 веков. А в 1978 году открылся фарфоровый завод в Добруше, который до сих пор радует покупателей широким ассортиментом.

Евгения Есько:
Минский фарфоровый завод и Добрушский фарфоровый завод, конечно, ориентировались на покупателя и создавали уже сервизы, которые мог позволить себе практический каждый житель БССР. Такие чайники были в каждой семье.

Чайная церемония – это целый ритуал, смысл которого не только в наслаждении напитком, но и в создании особой атмосферы. Правда, если раньше подобные мероприятия были доступны только императорским семьям, то теперь душевные посиделки можете организовать и вы. Не забудьте только о главном атрибуте приятного вечера.