«Школьники об этом и не думали 20 лет назад». Мнения педагогов о новациях в школах

31.08.2021 - 21:16

Новости Беларуси. Новые учебники, новые знания и даже должности. В этом учебном году в школьную жизнь привнесут немало новаций, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Например, 11-классники получили полный комплект обновленных учебников, таким образом в Беларуси завершен переход на современную программу обучения. Как было анонсировано ранее, в школе вновь появится руководитель военно-патриотического воспитания. И он отвечает вовсе не за довоенную подготовку. Кроме того, 8-е и 9-е классы начнут изучать основы финансовой грамотности. Курс разработан совместно с Национальным банком Беларуси.

Образовательные новшества накануне 1 сентября с учителями обсудил Александр Добриян.

Для Ирины Петкун предстоящий учебный год 32-й в карьере. Казалось бы, все уже пройдено и известно.

Ирина Петкун, директор Речицкого районного лицея:
Год действительно особенный. В этом году мы заканчиваем переход на обновленное содержание образования. Новые учебные программы. В этом году очень большое внимание уделяется воспитательному потенциалу учебных занятий и внеклассной работы.

Усилить воспитательный момент призвана и новая должность. С 1 сентября в школах появляется ставка руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Специалисты в этой области накануне дня знаний нарасхват. Капитан запаса Юрий Бондарь готов к боевому крещению на педагогическом поприще.

Юрий Бондарь, руководитель по военно-патриотическому воспитанию Речицого районного лицея:
Чтобы учащиеся и молодежь больше понимала, Родина – это не только чтобы жить, но и любить, и, возможно, даже защищать. Не зря вводят этот предмет не просто как патриотическое воспитание, а как военно-патриотическое воспитание.

Прикладные знания – еще один тренд в образовании. И это отнюдь не только про трудовое обучение.

Александр Добриян, корреспондент:
Еще одно новшество. В школах начнут преподавать основы финансовой грамотности. Объективно этих знаний сегодня не хватает не только школьникам, но и зачастую их родителям. Правильно рассчитать семейный бюджет, понять, почему важно платить налоги и, наконец, как не попасть в кабалу, оформляя заведомо невыгодный микрозайм. Эти знания в современном мире не менее важны, чем способность доказать теорему Пифагора или сделать синтаксический разбор предложения.

В 2021 году свет увидели учебные пособия по финансовой грамотности. Специалисты Министерства образования трудились над ними вместе с представителями Национального банка. В Речице в качестве пилотного проекта дисциплину преподают уже три года, используя собственные наработки.

Екатерина Ширнина-Кожельская, учитель обществоведения Речицкого районного лицея:
Я ловила себя на мысли, когда мы проходили определенные темы (по кредитованию или по рыночным отношениям), что если бы у нас был такой курс в наше время, то я бы бережнее относилась к деньгам, и это помогало бы мне более грамотно распределять бюджет, где-то расчеты вести более точные... Этот курс был необходим еще ранее.

Страхование, кредит, деньги и денежное обращение, цифровой банкинг, налоги и инвестиции – все то, что ждет ребенка во взрослой жизни. Не менее актуальным получился и новый учебник по географии для 11-го класса. Среди главных тем социально-экономические и экологические проблемы человечества на современном этапе. При этом информация подана максимально наглядно, а данные позволяют увидеть место Беларуси в глобальной картине.

Олег Лякутин, учитель географии Речицкого районного лицея:
Естественно, школьники об этом и не думали 20 лет назад. Да и мы особо не задумывались. Но зная, какими темпами сейчас развивается современный мир и какое внимание уделяется глобальным проблемам человечества, то я считаю, что современный школьник должен знать и понимать глобальные проблемы человечества. Нужно сказать, что в учебнике много карт, схем, таблиц. Что, надеюсь, повлияет на познавательную активность учащихся. Кроме того, есть задания, которые можно использовать для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Современные учебники снабжены QR-кодами, по которым можно найти дополнительную информацию по интересующей теме. Кроме того, на национальном образовательном портале размещены короткие видеоролики на случай, если учащийся пропустил урок. Кстати, там же любой желающий может ознакомиться и с электронными версиями новых учебников.

Loading...


«Мы не можем закрыть глаза на то, что гаджетов нет». Какая польза от чистописания и почему оно осталось в современной школе?



Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.

Юлия Крыницкая, ведущая ток-шоу:
Татьяна, к вам сразу можно вопрос? Например, вот лень – двигатель прогресса. Но, например, у меня знакомый в Голландии: тоже дети, начальная школа. Вот у них сейчас собираются отменить уроки чистописания, то есть все на планшетах. Но ведь даже нас, я помню – пусть у меня еще советское детство было – но даже сейчас моих детей, мы же учимся чистописанию, потому что мелкая моторика развивается, развивается головной мозг. И вот что планшеты? Поможет ли это детям?

Татьяна Дыбовская, начальник отдела электронных услуг и сервисов Минского городского института развития образования:
Если мы будем говорить о том, что учреждения образования как социальный институт должно готовить гражданина к жизни в обществе, то сейчас мы должны делать оговорку – к жизни в новом информационном обществе. Мы не можем закрыть глаза на то, что гаджетов нет, что технологии не развиваются. И в школе продолжать, скажем так, с 1 класса по 11-й: мел, доска и все прочее. Но, естественно, все это нужно делать дозировано, структурировано с определенными ограничениями, и всегда оценивать пользу от того для чего ты даешь тот же планшет в руки ребенку, от того результата, который ты хочешь получить.

Я думаю, ни для кого не секрет, что для того, чтобы научиться писать, нужно взять ручку в руку и каким-то образом проделать какие-то действия. Никакой планшет, никакой другой, скажем, гаджет, никакое мобильное приложение никаким образом не способствует этому. То есть, если мы говорим о чистописании, оно должно быть. И по крайней мере в учреждениях образования Республики Беларусь оно будет.

Елена Кругликова, ведущая ток-шоу:
В наше время телефоны – это одно из любимых вообще устройств любого школьника. У меня вопрос к Дарье. Вся ваша работа с детьми построена на девайсах. Как вам удается вплетать знания в современные технологии и не навредить ребенку?

Дарья Светлович, преподаватель, автор учебной литературы, участник международных конкурсов:
Я уже работаю не с детьми, а с подростками в учреждении образования профессионально-технического и среднего специального. Ко мне уже приходят достаточно зрелые – с одной стороны достаточно, с другой стороны недостаточно еще – сформированные личности. И конечно в сложившейся ситуации, когда беспроводные наушники становятся частью головы, а смартфоны – частью руки, и это уже вопрос какой-то зависимости даже, конечно здесь нужно отстраивать четко дисциплину.

Хотя я бы хотела поделиться и положительным педагогическим опытом в использовании гаджетов. Безусловно и социальные сети служат нам на руку, потому что у нас много конкурсов профессионального мастерства. В Instagram, TikTok ребята выкладывают видео, которое рекламирует, позиционирует свою профессию, популяризирует ее. Также использование не только гаджетов, но и девайсов, таких как мультиборды, планшетные кабинеты, компьютерные кабинеты, интерактивные доски, все это ребят, конечно, мотивирует и процесс обучения становится разнообразнее.

То, что полностью перейти на электронный формат, – я, конечно, не приверженец этого, этой идеи. Потому что переключаться с письма на просмотр какой-то виртуальной экскурсии, затем на то, чтобы закрепить этот материал, проанализировать, структурировать и опят же записать к себе в конспект, затем проговорить устно – это все неотъемлемые части учебного процесса. И то есть это должно как-то балансировать тоже.

Юлия Крыницкая:
Но, не стали ли дети хуже запоминать? Вот говорят, что у современных детей клиповое мышление. Вы наблюдаете вот это в своей практике?

Дарья Светлович:
Хотела бы сказать по поводу библиотек, потому что знакомилась с исследованиями, как присутствие гаджета. В нашем случае это смартфон, который все равно присутствует с ними где-то рядом. То ли он лежит в сумке, то ли он лежит экраном вниз на столе. Но само присутствие этого гаджета рядышком с учащимся уже снижает его интеллектуальные способности. То есть его внимание уже рассеивается, и объем рабочей памяти сразу уменьшается.

Поэтому вот вопрос дисциплины именно в рамках убирания этого гаджета за пределы его видимости. Особенно когда речь идет о контроле, о тематическом контроле, то есть о проверке знаний. Непосредственно на моих учебных занятиях это обязательный пункт.

Наталья Надольская, ведущая ток-шоу:
Скажите, Лариса, а вот как грамотно вплести гаджет в учебный процесс? Мы понимаем, что это не может заменить ни библиотеки, ни книги. Но если есть какой-то вопрос, можно зайти, посмотреть. Вот прямо во время урока или дома дети могут использовать эти гаджеты? Как происходит?

Лариса Провоторова, педагог дополнительного образования:
Конечно. И прямо во время урока, и дома, и на интерактивных досках, где мы создаем такие продукты, которые не требуются доступа в интернет. Они уже готовые. Их может любой взять, дома посмотреть, поучить, либо в школе. Можно провести тесты. То же самое учителя освободить от вот этой рутинной работы. Конечно контроль, не могу сказать, что мы этому на откуп отдадим, а вот самостоятельно какие-то такие тестовые срезы вполне реально, это можно сделать.

«Мы устраивали парковку для телефонов». Психолог рассказала, как можно ограничить детей от использования гаджетов – подробнее здесь.