Сиденье, четыре ножки и высокий полет творчества: выставка стульев «Постулат» проходит в Минске

14.11.2016 - 17:19

В среде дизайнеров есть особая традиция: независимо от того, какое направление мастер выбрал для работы, он должен уметь делать стул – это основа, постулат дизайна. Результаты контакта белорусских художников с простым предметом интерьера можно увидеть в стенах минского Дворца искусств.

Элина Шиндлер, дизайнер:
Я не лічу, што гэта чыста арт-абект, але гэта нармальная функцыянальная рэч, якая можа выкарыстоўвацца ў любой кватэре ці доме. Але калі гэтая рэч яшчэ і валодае такімі эстэтычнымі якасцямі, арт-аб’ектам нават яго можна назваць, чаму і не.

Как бы ни устали с дороги гости выставки, присесть здесь не получится. На «Постулате» стул представлен как художественный образ в различных жанрах изобразительного искусства. Уже состоявшиеся белорусские дизайнеры, молодые авторы, а также студенты белорусских вузов подготовили причудливую коллекцию арт-объектов. От привычного стула у экспонатов осталось разве что сидение да четыре ножки, остальное – высокий полет творчества. Впрочем, некоторым объектам костыли в виде ножек и вовсе не нужны.

Элина Шиндлер, дизайнер:
Першасная мэта гэтай выставы як раз каб чалавек узрушыўся, каб чалавека надхняць, здымаць крыху шоры. І крыху гэтую поснасць, якая існуе ў кожным з нас, зашоранасць, крыху здымаць.

Одни видят стул в духе авангарда, другие вдохновляются текучими формами минимализма, третьи украшают стулья резьбой, четвертые – мхом. А художник Татьяна Гомза работает в стиле треш-арт, поэтому ее стул-кокон – это урбанистический трон из дерева, поликарбоната и кокетливых завитушек строительной ленты, сообщили в программе «Большой завтрак» на СТВ.

Татьяна Гомза, дизайнер:
Многие спрашивали, почему, ведь можно было эту конструкцию из чего-то другого сделать, более эстетичного, проволоки. Можно было, да, в том то и дело, что материал меня просто взял в оборот, я не имела выхода, должна была продолжать и что-то делать еще, хочу я этого или нет.

Биеннале «Постулат» проходит в Минске уже в третий раз. Успешные коллекции прошлых лет побывали на Неделе дизайна в Вильнюсе, а также на фестивалях в Варшаве и Таллинне. Кстати, сориентироваться в многообразии белорусских мастеров стало проще: совсем недавно Союз дизайнеров выпустил увесистый глянцевый каталог, в котором собраны лучшие имена и иллюстрации. По словам специалистов, понятие «белорусский дизайн» становится реальным и актуальным.

Дмитрий Сурский, глава Союза дизайнеров Беларуси:
В силу такой серости, в чем-то даже нашей убогости повседневной жизни, все-таки Минск – серый город. Поэтому дизайн белорусский на самом деле очень креативный. Хочется найти это выражение, уйти от функций, сделать вещь артистичной, такой, чтобы она радовала глаз, сделать ее с какой-то идеей, задумкой. Вот таких примеров здесь на самом деле очень много.

Казалось бы, что может быть более функциональным, чем простой стул? Тем не менее, глядя на многообразие форм, оттенков и неожиданных решений выставки «Постулат», становится понятно, почему дизайнеров причисляют к лику художников.

Люди в материале: нет
Loading...


«Я слышу императивный призыв: иди, ищи камни». Художник Игорь Кашкуревич рассказал, как создаёт шедевры



Новости Беларуси. На днях в бывшей мастерской известного белорусского скульптора Андрея Бембеля в рамках фестиваля «Арт-Минск-2021» открылся проект Игоря Кашкуревича. Выставка получила название «Размова з духам камня», сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Наталья Шарангович, первый заместитель председателя Белорусского союза художников, искусствовед:
Хацелася, каб у гэтым доміку ўзнікла нейкая вельмі цікавая акцыя. Ігар Кашкурэвіч – той мастак, які здольны зрабіць перформанс ці выставу, якая цалкам будзе выглядаць інакш, чым звыклыя для нас выставы на іншых пляцоўках Мінска, у тым ліку і ў Палацы мастацтваў.

Игорь Кашкуревич принадлежит к первому поколению современных белорусских художников, взгляды которых формировались на идеях андеграунда. Он одним из первых выступил в Беларуси и создал инсталляции. Позже в Берлине мастер начал работать с валунами, принесенными ледниками в Европу из Скандинавии много тысячелетий назад.

Наталья Шарангович:
Хачу сказаць, што гэты мастак, які прадстаўляе нам сёння свае камяні і малюнкі, жывапіс, увогуле для Беларусі легендарны. Гэта той мастак, які першы ў канцы 80-х і ў пачатку 90-х распачынаў у Беларусі акцыянізм, які першы пачаў рабіць перформанс. Вярнуўшыся на радзіму, ён некалькі гадоў ужо жыве ў Мінску, ён адчуў жаданне паказаць язычніцкую тэматыку. Таму што камень для Беларусі і беларуса – гэта тая частка нашай гісторыі, якая нас звязвае са старадаўнім мінулым. Бо ў Беларусі шмат ледніковых камянёў.

Сам арт-проект разделен на две части. В выставочном зале Белорусского союза художников можно будет увидеть ранние работы автора, а в арт-дворике познакомиться с новыми шедеврами.

Игорь Кашкуревич, художник:
Вести диалог с человеком – это одно, а другое – с камнем, который гораздо старше отдельной личности и человечества в целом. Но то, что заложено в духе камня, художник может раскрыть. Этим я и занимаюсь около 40 лет. Я просыпаюсь рано утром, пью биочай, думаю, какой из моих внутренних голосов может сказать что-то значимое для сегодня. Чаще всего я слышу императивный призыв: иди, ищи камни. С такого мистического посыла, который исходит из глубины моего сознания и отношения к космосу, я начинаю день. То, что вы видите здесь, тоже относится к проекту. В частности рисунки. Рисунки – это портреты тех образов, которые получились в камне. Здесь можно увидеть портреты образов, которые существуют в камне, узнать их название.

Сама идея выставки родилась у мастера несколько месяцев назад. Летом художник работал на открытом воздухе, отыскивая образы своих скульптур – в форме камней. Стараясь сохранить величественный дух натурального материала, он очень деликатно преобразил его. И сегодня у каждого зрителя есть возможность прогуляться по художественному двору, окунуться в особенную и эмоционально насыщенную атмосферу арт-проекта.

Игорь Кашкуревич:
Однажды я послушался этого голоса, вышел на балкон, увидел, как встает солнце. Потом я пошел по полям и лесам, нашел вот такой формы камень. Принес его в свою открытую мастерскую, потому что я работаю на открытом воздухе. Он мне стал говорить, что тоже солидарен со мной по поводу встречи утреннего солнца. Поэтому название этого объекта – «Встреча утреннего солнца». Оно освещает одну часть лица, а другая еще не освещена. Может, находится в состоянии сна.

Игорь Кашкуревич:
Этот образ был сделан, через некоторое время я создал его портрет, дал название «Шчасце вакол мяне». Кто хочет поучаствовать в диалоге с духом камня – до конца октября, Белорусский союз художников, ул. Якуба Колоса, 29А.