Заплатил за дверь и шкаф, а их не установили. Что делать в таких случаях?

20.03.2020 - 14:53

О правах потребителей говорили в программе «Большой город».

Порою обычная покупка посуды либо продуктов питания может обернуться конфликтом или даже судебным разбирательством. Чаще всего потребитель попросту не знает о своих правах и не знаком с организациями, которые готовы помочь. А их, к слову, не так уж и мало.

Защитой прав потребителей занимаются как государственные структуры, так и общественные организации. А они, в свою очередь, делятся на республиканские и местные. Только в Минске есть 14 объединений по защите прав потребителя. В их составе – эксперты по различным направлениям – от пищевой промышленности до техники, а также юристы.

Полина Аверьянова, юрист общественного объединения «Минское общество потребителей»:
Из моего опыта – максимально частые вопросы – это вопросы, касающиеся выполнения работ. Как правило, по ремонту квартир, по установке дверей, окон в квартирах, жилых домах.

В ситуации Анатолия Камовича дело до установки двери и шкафа-купе, которые он заказал у индивидуального предпринимателя так и не дошло. После заключения договора и 100-процентной предоплаты, для чего, кстати, был взят кредит, исполнительная компания объявила себя банкротом. Причём заказ был сделан в фирме с 20-летним стажем.

Анатолий Камович:
Обратился к юристам за советом – что мне дальше делать. Мне посоветовали написать претензию, пока суд не объявил его банкротом. Но не успели мы. В итоге уже в январе 2020 года эта фирма была признана банкротом. Соответственно, долги всех кредиторов превратились в воздух.

Уголовное дело так и не завели. Ведь, по сути, предприниматель признал свой долг и даже согласился его по возможности отдавать. Вот только над этой возможностью повисла бирка банкротства.

Сейчас Анатолий продолжает выплачивать кредит, дабы не испортить отношения с банком. Выход из такой ситуации один и по схеме – сначала услуга, а потом деньги.

В ловушку попала и Дарья. Девушка обратилась в минское общество потребителей после неудачного знакомства с химчисткой. Компании она доверила своё свадебное платье. Большой работы не требовалось – лишь избавиться от небольших пятен с ткани и освежить наряд. Вместо этого – напрочь испорченная вещь.

Дарья Фомина:
Я обратила внимание на пояс – он абсолютно белый, он даже не цвета платья. Белый, с подтеками ржавчины. С какими-то пятнами. Где-то глазки побежали. То есть этого не было. Да, оно было грязное, но оно не было испорченное. Сказали – будем проводить экспертизу. Я забрала платье, сказала – нет, буду проводить экспертизу в другом учреждении.

Минское общество потребителей направились с проблемой в суд. Уже там назначили экспертизу. Сейчас девушка ждёт результатов, но итог очевиден.

Куда сложнее с ювелирными изделиями. Многие путают закон и считают, что золотые или серебряные украшения невозможно вернуть. Но это относится к случаям качественного товара. А вот, если вы обнаружили брак, то праву на возврат – быть.

Ирина Астафьева, председатель общественного объединения «Минское общество потребителей»:
Когда потребитель покупает товар, первое – это он должен читать товарную информацию. Второе – по какому нормативно-правовому он исполнен. Это ТУ, или это ГОСТ. Кроме того, у товара есть обязательно сопроводительные документы, подтверждающие безопасность и качество. Если это обязательный сертификат или добровольная сертификация, надо, все-таки, поинтересоваться и спросить – дайте мне сертификат.

Красивое золотое кольцо с камнем, с виду никаких погрешностей. Кирилл Сивец решил сделать подарок жене. Порадовать получилось, вот только ненадолго. Спустя время от кольца на пальцах стал появляться черный отпечаток, благо без признаков аллергии.

Кирилл Сивец:
Мы пытались обратиться в этот же магазин с просьбой о замене. Они якобы проведи какую-то свою внутреннюю экспертизу, дали отказ, основывая его на том, что покупка возврату не подлежит, являясь ювелирный изделием. Кольцо качественное, 585 пробы. После этого с этим пакетом документов мы остались ни с чем.

В будущем мужчина планирует обратиться в общество защиты прав потребителя, сделать экспертизу и предъявить требования непосредственно производителю.

Полина Аверьянова:
Если вами непосредственно обнаружен дефект в данном товаре или в услуге, вы имеете право обратиться в течение 2 лет к изготовителю, продавцу, исполнителю. А также, в случае, если это не работа, услуга, а товар, что-то вещественное, то потребитель имеет право обратиться не к продавцу, а уже к изготовителю или поставщику данного товара на территории Республики Беларусь по истечению 2 лет, но в пределах срока службы товара. А если срок службы не установлен, то в пределах 10 лет.

Всемирный день защиты прав потребителя отмечается 15 марта. Решение о его проведении было принято в 1962 году. Тогда были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, информацию, выбор и право быть услышанным. Позже к ним добавились ещё четыре. К сожалению, сегодня выполняются далеко не все пункты. Но отстаивать их потребители обязаны, тем более что за плечами – мощная поддержка.

Ирина Астафьева:
Сегодня немало людей, которые проявляют инициативу потребителя, создают общественные организации. И они, действительно, приносят большую пользу. Потому что к нам проще, мы доступнее для человека. И, например, в нашей организации уже более 20 лет работает «горячая» линия. Ее хорошо все знают потребители.

Правда, даже защитникам потребителей тоже нужна помощь. Общественные организации сегодня нуждаются в государственной дотации и дополнительных помещениях для работы. Ну и, конечно, в быстрейшем реагировании судов на дела, связанные с нарушениями прав потребителя. Ведь доверие человека не должно проверяться временем.

Loading...


Как не попасться на уловки продавцов некачественных товаров? Объясняет юрист



Обвели вокруг пальца? Забрали последнее? Продали некачественный товар? В современных реалиях таких историй тьма. Но еще больше вопросов – как бороться с незваными гостями?

Александр Костюкевич, юрист:
Ремонт окон, вентиляции, газодымоудаление, они меняют нам пожарные извещатели, навязывают множество услуг, потому что их действия формально не образуют состав преступления. Он предлагает, мы согласны, договор подписали, каких-то критериев по уменьшению стоимости на законодательном уровне не предусмотрено, свободное ценообразование вот этим они пользуются.

Любой каприз за ваши деньги. Фирмы, поставившие на поток медвежьи услуги, чаще всего следуют золотому правилу: продать, несмотря ни на что. Активно используют психологическое давление на самые уязвимые слои населения, которые не в силах устоять перед назойливой заботой.

Александр Костюкевич:
Если к нам под видом сотрудников организации, например, ЖЭУ либо ЖЭС обращаются, мы должны сразу попросить удостоверение. Мы можем позвонить в диспетчерскую службу и уточнить: действительно ли работают такие сотрудники.

Если, например, нам навязчиво предлагают подписать договор, мы говорим: «Хорошо, вы договор оставьте, я внимательно его прочитаю, посоветуюсь со своими детьми либо с соседями, и уже только после этого я направлю вам, например, по почте». Также можно говорить, что я позвоню своим совершеннолетним детям, уточню, проконсультируюсь.

Продано! Если вы все-таки поверили красноречивым тирадам маркетологов и заключили договор на кругленькую сумму, время обращаться за помощью в общество защиты прав потребителей.

Александр Костюкевич:
Просто сидеть и говорить, что я платить не буду, как бы тоже не очень эффективный вариант. Можно требовать расторжения договора и возврата денежных средств, вплоть до признания таких сделок недействительными по статье 180 Гражданского кодекса: «Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана».

Заключить договор – дело минутное, зато какие проблемы потом обрушатся на вашу голову. Юристы советуют: будьте бдительны и всегда читайте то, под чем ставится ваша подпись.