Он снимал Ленина, Есенина и Ахматову. Как сын кассира из Минска стал кремлёвским фотографом

09.10.2019 - 11:28

Анастасия Макеева, корреспондент:
Его не увлекали ни пейзажи, ни репортажи, но неизъяснимыми чарами манили лица людей. О фотографе, который нам оставил больше, чем портреты.

В его галерее элита Серебряного века и советской эпохи. Осколки драм, печали и радости. Код личности Моисею Наппельбауму удавалось расшифровать в каждом. Своих учителей он нашел в Эрмитаже. Использовал один источник света, делал акцент на глазах и руках. Отвергал искусственные позы и слащавые аксессуары.

Екатерина Алексеева, научный сотрудник Национального исторического музея Республики Беларусь:
Портрет Есенина. Он пришел в фотостудию к Наппельбауму в плохом настроении, не захотел снимать шубу и фотограф решил, что вот это и надо запечатлеть.

Максим Голубчиков, фотограф:
Удалось передать характер людей, которых он снимал. На Буденного смотришь и эти усы хочется разглядывать.

Гений родился в Минске в 1896 году. Район Уборки. Бедная многодетная семья. Отец – кассир коробочного сбора. До 14 лет Моисей Наппельбаум научился лишь писать и читать. Затем была практика у известного фотографа Викентия Баретти, но неожиданно молодой и талантливый отправляется в путешествие по Российской империи и Америке.

После чего открывает в Минске на главной Захарьевской улице сначала одно ателье, затем второе и третье! С дорогими фирменными бланками и арендой 1.000 рублей в год.

Александр Величко, историк:
В угловом здании на перекрестке Захарьевской и Петропавловской улиц был дом известного минского кондитера Франца Венгржецкого. На третьем этаже было его ателье. Здесь он проработал с 1908 до самого отъезда в Петербург в 1912 году.

На него уже работал стиль. Он снимал для ведущего журнала «Солнце России». Но как еврей из черты оседлости без образования смог прорваться в столицу империи?! У историка Александра Величко на этот счет своя версия.

Александр Величко:
Скорее всего, он был по молодости вовлечен в революционную деятельность. Эта же организация помогла ему устроиться и в Петербурге. Шикарное ателье на Невском проспекте, чем не лучше явочная квартира, как ателье.

Анастасия Макеева:
Вот тот самый легендарный фотоаппарат, на который в 1918 году Моисей Соломонович уловил пытливый ум вождя пролетариата.

Моисей Соломонович писал, что жутко волновался в тот пасмурный январский день. Но в глазах Ленина он увидел луч света. Портрет стал первым и самым узнаваемым. А Наппельбаум стал своим в Кремле.

В объектив к нему попали руководители нового государства, академики и актеры. К слову, с литературной богемой познакомили дочери-поэтессы.

По понедельникам в фотостудии читали стихи Ахматова, Блок, Гумилев и другие. В глубине портретов можно прочувствовать каждого героя эпохи.

Игорь Духан, теоретик искусства, архитектор, дизайнер:
На фоне такого очень активного развития фотографии, на фоне монтажа, коллажной стратегии фотографии вдруг возникает такой совершенно классический художник, в фотографиях которого очень много от классического и романтического живописного портрета.

Максим Голубчиков:
Второго такого фотографа в Союзе принципе нет, который всех самых главных людей снял, как их будут теперь всегда воспринимать потомки.

 

Loading...


«В 30-ых годах делали с ликами партийных деятелей». Показываем раритетные новогодние игрушки



11 декабря 1931 года в СССР были приняты правила уличного движения, а через несколько лет на елках советских граждан появились новогодние игрушки, изображавшие и инспекторов ГАИ. Эти игрушки были из прессованной ваты.

Гость программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – коллекционер – Андрей Бегун.

До 1931 года не было, вообще, никаких новогодних елочных игрушек?

Андрей Бегун, коллекционер:
Они были, но такой праздник, как Рождество считался буржуазным пережитком и в начале 30-ых годов партия и правительство решили вернуть на елки игрушки и вернуть детям праздник. С тех пор на наших советских елках висят елочные игрушки, сначала ватные, потом стеклянные.

В 30-ых годах елочные игрушки делали с ликами партийных деятелей. Очень быстро эту традицию убрали, потому что разбить лик вождя считалось очень плохой приметой.

Елочные игрушки это отражение эпохи. Если это 30-ые годы, то это какие-то партийные деятели, машинки ГАИ, самолеты. Если это Великая Отечественная война, то это игрушки в виде солдата и медсестры. Если это покорение космоса, то это космонавты и корабли.

В Национальном историческом музее сейчас открылась выставка раритетных елочных игрушек. Это часть вашей коллекции?

Андрей Бегун:
Это полностью моя коллекция. Коллекция насчитывает более двух тысяч экспонатов. Я считаю, что это одна из самых больших коллекций в мире, по крайней мере заявленных.

В Национальном историческом музее собраны наиболее интересные артефакты, которые отображают развитие елочной игрушки от зарождения, а это всего лишь конец XIX века, до наших дней.

Есть ли какие-то критерии, по которым вы выбираете игрушки?

Андрей Бегун:
Нужно понимать, что в разных странах ёлочная игрушка – это совершенно разных артефакт. Например, а в Африке елочная игрушка может быть сделана из бананового листа и ее вешают на рождественское дерево, это обычно пластиковая китайская елка, на самом деле. В Перу в долинах реки Амазонки...

Там есть ёлочные игрушки?

Андрей Бегун:
Всем известный город Икитос, потом 3 часа на лодке и ты попадаешь в отсутствие цивилизации, но каково было мое удивление, когда я через переводчика пытался уточнить, есть ли что-то такое своеобразное и мне из загашника вытащили прообраз елки, сделанной из местного какого-то растения, и местные игрушки в виде местной флоры и фауны.