Тренажер, который помогает поставить правильную интонацию для четырех языков. Как он работает

26.10.2018 - 10:42

Над технологиями будущего работают в Институте проблем информатики. Среди многочисленных достижений – программа для обучения правильной интонации. Уникальная разработка принадлежит Борису Лобанову. Ученый тридцать лет жизни посвятил изучению многогранной речи и четыре года созданию уникального тренажера.  

Борис Лобанов, главный научный сотрудник Лаборатории распознавания и синтеза речи Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук:  
Сейчас много тренажеров есть, которые позволяют правильно поставить произношение звуков, но нет тренажеров, которые бы позволяли поставить правильную интонацию. Поскольку такого нет нигде, мне было интересно этим заниматься.  

Простой в использовании тренажер – истинная находка для полиглота. Так, например, в китайском языке интонация особенно важна, ведь одно и то же сочетание звуков передают совершенно разные значения, в зависимости от того, каким тоном оно произнесено.    

В паре с умной разработкой можно изучать особенности интонации русского, китайского, немецкого, а также английского языка. Несмотря на то, что пока программа – демоверсия, затестить ее успели пользователи более чем из сорока стран. В планах у создателя сделать приложение для смартфона.   

Борис Лобанов:  
Программа ориентирована на множество языков. Каждый язык обладает различными интонационными характеристиками. Китайский язык, который вообще без интонации. Русский имеет своеобразную интонацию, английский язык.  

Программа обеспечивает слуховую и зрительную обратную связь. Все очень просто: слушаешь образец, включаешь микрофон и пытаешься повторить услышанное. Затем программа выставляет оценку.   

Тренажер предлагает освоить замысловатые интонации заморских языков при помощи песен, стихов или обычных предложений. Эта разработка не единственная новинка ученых. Особой популярностью среди любителей истории пользуются аудиогиды.  

Аудиогиды помогают не только узнать все о бесценных экспонатах, но и пригодятся тем, кто желает прокачать свой иностранный. Онлайн-экскурсоводы доступны на трех языках: белорусском, русском и английском. На разработку одного такого помощника (например, для выставки «Беларусь и Библия») у ученых ушло около месяца.  

Юрий Гецевич, заведующий лабораторией распознавания и синтеза речи объединенного Института проблем информатики НАН Беларуси:  
Топавая распрацоўка, якая паказвае навігацыю па выставе, агульным коштам больш чым 20 млн еўра. Тыя наведвальнікі, якія карысталіся аўдэёгідам, маглі паслухаць паведамленне гэтай выставы «Беларусь і Біблія».    

Андрей Бакунович, инженер-программист лаборатории распознавания и синтеза речи объединенного проблем информатики НАН Беларуси:    
Сам процесс разработки интересен: встречать новые трудности, решать их, какие-то новые проблемы и задачи. Программирование остается программированием. Это приложение было разработано достаточно в сжатые сроки.  

Loading...


«Здесь есть уникальное оборудование для Беларуси». Как обучают программированию ребят с нарушениями зрения



Образование вслепую! В столичном колледже электроники уже давно грызут гранит науки ребята с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата, но в этом году учреждение впервые распахнуло двери перед слабовидящими и незрячими. Среди зачисленных на специальность оператора ЭВМ – Артем Маглыш. Будущему программисту 19, осваивать мир на ощупь парень привык с детства.

Артём Маглыш, учащийся УО «Минский государственный колледж электроники»:
Я решил, что раз открывается группа, значит нужно пробовать, чтобы реализовать себя. Я заинтересован в IT-специальностях и мне интересно, как работает компьютер.

Вместе с Артемом в группе восемь человек. Каждый со своей историей и проблемами. Преодолевать трудности помогают большие перспективы в будущем.

Артём Евсиевич, учащийся УО «Минский государственный колледж электроники»:
Интересно все! Сложно добираться, потому что я не вижу номера на автобусах и поэтому приходиться пользоваться специальными приложениями.

Для комфорта студентов в здании колледжа адаптировали информационное пространство с использованием шрифта Брайля и тактильных схем. Специально для незрячих ребят создали программу, которая определяет местоположение пользователя, помогает добраться до нужного здания, найти входную дверь и не заблудиться внутри.

Валерий Хасин, руководитель ресурсного центра инклюзивного образования УО «Минский государственный колледж электроники»:
Здесь есть и пандусы, и широкие аудитории специально для таких детей, и специальное оборудование, и тренажерные залы, и залы ЛФК.

Юлия Самусенко, корреспондент:
В лаборатории есть уникальное для Беларуси оборудование: электронные лупы, дисплеи для считывания книг и плейеры для воспроизведения тактильной информации.

Осваивать профессию мечты молодым людям помогает собственное упорство и маститые преподаватели. Среди них уникальный человек Александр Северин – настоящий пример успешной личности. Незрячий мужчина по городу передвигается с тростью, но при этом знает компьютер как свои 5 пальцев и работает программистом. Попутно делится с учениками ценным опытом и не отстает от современной молодежи.

Александр Северин, мастер производственного обучения УО «Минский государственный колледж электроники»:
Хоть мы и пользуемся обычной компьютерной техникой, мы получаем обычную специальность «Оператор ЭВМ шестого разряда», но мы учимся по-другому. Все, что происходит в компьютере, мы либо слышим, либо читаем руками.

После обучения у всех этих амбициозных юношей и девушек появится возможность получить специальность «Техник-программист». Затем они смогут поступить в вуз или пойти трудиться. С последним вариантом сложностей не возникнет: найти рабочее место всем выпускникам поможет колледж.

Валерий Хасин:
Здесь занимается 400 учащихся, не только дети с особенностями, но и обычные дети.

Пожалуй, единственная ложка дегтя в этой истории – коммуникации. Сейчас добираться до колледжа и возвращаться домой будущим операторам ЭВМ помогают родители. Обойтись без их помощи пока непросто. Но преподаватели обещают: в скором времени подростки смогут с задачей справляться самостоятельно. Для этого уже проделана большая работа.