Спецэффекты в кино без применения компьютерной графики: интересные факты о создании «зрелищных» кадров

10.02.2017 - 11:58

Кино без спецэффектов просуществовало очень недолго. Люди хотели показать то, что раньше представляло собой только их фантазию. Какие же спецэффекты были в эпоху кино?

Особой популярностью пользовался спецэффект дублирование, когда один актёр мог сыграть в фильме близнецов. Для достижения такого эффекта использовали матовое стекло, которым прикрывали часть кадра. После первой сцены плёнку отматывали и снимали ещё раз.

Этим же способом в фильме «Элла Синдерс» снимали актрису, глаза которой крутятся в разные стороны. К каким только хитростям не прибегали операторы для того, чтобы произвести впечатление на зрителя!

Таким же образом снимали Мэри Пикфорд в фильме «Маленький лорд Фаунтлерой». Там актриса целовала свой нарисованный силуэт, помещенный перед камерой.

Эту особенность активно использовали создатели фильма «Безопасность прениже всего!». Чтобы снять главного героя, висящим на стрелке часов, операторы использовали трюки с перспективой. Строили декорации на крыше здания и снимали кадр под определенным углом.

Макетирование применил Чарли Чаплин в своей комедии «Новые времена». Там он катается на роликах по универмагу и подъезжает к краю балкона, где отсутствует балюстрада. Секрет этой сцены в том, что часть декораций рисовалась на стекле, которое помещали перед камерой.

Со временем кинематограф «заговорил», а технологии комбинированных съёмок остались всё те же. Часто применялась обратная съёмка, которая позволяла с помощью простых действий сделать невозможное.

Кинг Конг на самом деле был подвижной моделью размером в 45 см. Актрису снимали отдельно, а потом с помощью монтажа соединили два видеоряда в один и поместили на фон.

Фильм-сказка «Руслан и Людмила» также запомнился зрителям необычной сценой боя Руслана с большой человеческой головой.

В советских фильмах 30-х годов «Золотой ключик» и «Новый Гулливер» для съёмки кукол применялась покадровая съёмка. Каждое движение снималось отдельным кадром, а потом совмещалось в один видеоряд.

Те моменты, которые в прошлом веке снимали под определённым углом и с помощью различных уловок, теперь в основном создаются с помощью компьютерных технологий. Однако что легче и дешевле: использование оптических инструментов или компьютера? – вопрос остаётся открытым.

Loading...


53 года назад этот фильм завоевал сердца миллионов. Пять интересных фактов о «Кавказской пленнице»



1 апреля не только всемирный праздник День смеха, но ещё и день премьеры советского фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». С тех пор прошло 53 года, однако кинокартина всё ещё пользуется огромной популярностью как среди старших поколений, так и среди младших. 

«Минутчку! М-мин-нут-точку! Будьте добры, п-помедленнее! Я з-записую», – эта цитата Шурика успешно используется среди людей всех возрастов. 

В честь очередной годовщины фильма мы решили вспомнить интересные факты, связанные со съёмками культового фильма. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Фамилия Саахова 

Сначала персонажа Владимира Этуша должны были звать «Охохов», но в Минкульте был человек с такой же фамилией. Тогда её заменили на «Саахов», но в «Мосфильме» работал Сааков. Когда вновь возникла заминка, глава Минкультуры СССР Екатерина Фурцева не выдержала и сказала: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте – 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!» После этого фамилия была утверждена. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Трюки Натальи Варлей 

До съёмок в «Кавказской пленнице» Варлей регулярно выступала в цирке, поэтому она не испытывала смущения, находясь перед другими в купальнике, без проблем водила машины, спускалась на тросе со скалы, прыгала из окна на тонкой верёвке со съёмочного крана. Одним из самых сложных трюков можно считать прыжок в реку. И поскольку снято это было не за один дубль, актриса замёрзла. Кадры, где персонаж Варлей дрожит вместе с Шуриков, были практически реальными. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Ослица Люся 

К Наталье Варлей животное сразу прониклось симпатией. Александру Демьяненко пришлось кормить млекопитающее сахаром. Кстати, много лет спустя Люся сыграла в фильме «9 рота». 

Эксперименты 

Режиссёр Леонид Гайдай поощрял импровизацию и с удовольствием включал в фильм удачные идеи актёров. Например, изначально сцены, где персонаж Никулина чешет пятку, не было. Также спонтанно появилась фраза Вицина «Чей туфля?» Сцену с уколом Бывалому придумал Никулин, он же принёс огромный шприц, и он же дёргал его, когда игла вонзалась в подушку. 

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 

Едва не запретили 

Как и со многими другими в будущем успешными советскими кинокартинами с «Кавказской пленницей» возникла сложность. К счастью, взглянуть на свежую ленту пожелал Леонид Брежнев. Генсеку фильм очень понравился, и после этого кинокартина вышла на экраны, став одной из самых успешных в истории советского проката. 

Кстати, ещё один фильм, который спас Брежнев – «Москва слезам не верит».

Интересные факты об этой кинокартине можно узнать здесь