Сплавиться на байдарках и покататься на лошадях. Что ещё интересного можно сделать в усадьбах в Глубокском районе

30.07.2020 - 13:37

Анастасия Макеева, корреспондент:
Белорусы все чаще и чаще вместо заморских курортов выбирают родную Синеокую. Сегодня мы откроем уникальный Велесов путь.

История такова. Несколько агроусадеб-соседей решили объединиться в туристический кластер, дабы раскрыть всю палитру отдыха по-белорусски. Маршрут начинается в самом центре Европы. Да-да, в 2000-м году ученые установили, что та самая геодезическая точка находится в деревне Ивесь. В честь события представили разных стран высадили каштановую аллею. Говорят, что это место, как магнит, притягивает удачу, так что прогуляйтесь здесь разок-другой и отправляйтесь на байдарки.

Олег Гайдар, хозяин агроусадьбы:
Это озеро называется Ивесь, вообще в нашем сельсовете 25 озер, в том числе самое глубокое в Беларуси – озеро Долгое.

Сплавляться меж зеленых боров и бобровых плотин одно удовольствие. Причем в последнее время белорусы выбирают 1-2 дня с палатками, чтобы напитаться чистейшим воздухом и набраться сил. С последним поможет и традиционная кухня. Меню в наших усадьбах с каждым годом все эксклюзивнее. Хозяин, Олег Гайдар, знатный охотник и рыболов. На его столе всегда деликатесная лосятина, грибные супы и золотистая рыбка.

Олег Гайдар:
Это мед лесной. Здесь собрано из черники и лесной малины, очень вкусный и полезный. Это мое хобби. Для себя и отдыхающих хватает вполне.

Подкрепились и можно оседлать лошадь. Пару километров и перед вами настоящий табун живых эмоций.

Профессиональный путь Якова Серафимовича начался с Ратомки. Со временем большой спорт остался страницей в биографии, а шумную столицу сменил умиротворенный хутор. Всей семьей развивают конный туризм. Дочь дает уроки для начинающих, папа помогает взять новую планку профессионалам.

Яков Серафимович, хозяин агроусадьбы:
На данный момент у нас 35 лошадей,  все члены семьи. Каждого жеребенка ждешь 11 месяцев, принимаешь его в руки, смазываешь пуповину, и он растет уже как твой, как кровный, как родной. Они все помогают людям в первую очередь избавиться от многих комплексов.

Лесная сказка да и только! По другую сторону Ивеси плывут дома-корабли и кажется, что вот-вот из деревянных домиков выйдут Берендеи. А ведь когда-то здесь была скромная дача Александра Цвирко, на которую он приезжал порыбачить на выходные.

Александр Цвирко, хозяин агроусадьбы:
У нас тема – дохристианский период Полоцкого княжества, кривичи-полочане. Мы на таком островке находимся. Три озера: озеро Белое, из него выходят два ручья, и они огибают наш островок, переходя в Озерко и в озеро Ивесь.  

Ради туристов хозяин даже сдал экзамен на управление плавсредствами. Теперь на своем «Сварожиче» возит гостей на заповедный остров с анимационной программой. Все это с удивительными рассказами, самоваром и свежей выпечкой.

Елена Климарева, хозяйка агроусадьбы:
В теплице у меня 21 сорт помидоров. Тут вот растут черненькие, есть томаты черри. Растут помидоры до декабря. Выращиваю свое экологически чистое. Гости могут ходить, самостоятельно все это рвать, но к помидорам не допускаю. Это все-таки моя территория.

Через огороды с клубникой и даже персиками прямой выход к веселой деревне. Так хозяева прозвали свой чудо-зоопарк. У каждого свой домик и своя компания. Рай для детворы.

Начиналось все стандартно. Куры, кролики, овечки, козы. Пока не пошла волна закрытия контактных зоопарков. И люди стали отдавать экзотику в добрые руки.

Александр Цвирко:
Из Нижнего Новгорода к нам приехали две носухи, потом попалась лиса-чернобурка, взяли ей пару со зверофермы мальчика, у них уже лисята родились в этом году. Не знаю, что с ними делать.

Плюс там есть аист, у которого повреждено крыло. Он летать не может, уже несколько лет в Беларуси живет.

Одним словом, каждый наедине с природой найдет свой диалог.

Яков Серафимович:
Каждый хозяин усадьбы должен быть немножко художником своего дела.

Олег Гайдар:
Сейчас очень многие повернулись к родной стране, к родной деревне. И всем очень нравится. 

Loading...


Хатняя фабрыка ткацтва і фальклорныя танцы. Этнаэкскурсію ў мінулае праводзяць ў Абухава



Даўно марылі зазірнуць у акенца да продкаў і пабываць у сельскай хатцы, як у «Паўлінцы»?! Адпраўляйцеся ў аграгарадок Абухава. У каларытным музеі гасцей сустракаюць пірагамі і гарбатай.

Ірына Стральчэня, загадчык гаспадаркі абухаўскага Цэнтра культуры, кіраўнік музея «Сялянская хата»:
Гатавалі ежу ў пячы. Якая была ежа. Каб яе зараз паспрабаваць, так гэта ж немагчыма. Такую не зробяць цяпер нідзе: ні ў рэстаране, ні ў кафе. Перад вялікім святам (Сёмуха, Каляды, Вялікдзень) матуля паставіць туды, у печ, каўбаску або кумпячок. Якія пахі ідуць. А мы малыя сядзім на пячы і кніжкі чытаем. 

Тут можна даведацца, як працавала хатняя фабрыка ткацтва – кросны. Зазірнуць у куфар з пасагам і люстэркам, якое памятае лепшыя сукенкі тагачасных модніц. Сагравае кожны экспанат.

Ірына Стральчэня:  
Клалі вугалёчкі.  

Анастасiя Макеева, карэспандэнт:
Які гэта год?

Ірына Стральчэня:
Можа 910, 915 вось так. Гэта передала нам Іра Пятроўна з Абухава, на беларускай мове гэта гучала як «прас».

У маслабойцы з цёплага малака збівалі залацістае масліца. Плялі саламяных павукоў, якія засцерагалі дом. Ткалі ракой ручнікі. Яны суправаджалі нашых прабабуль і прадзядуль ад нараджэння да самай смерці. Імі сустракалі маладых і ўпрыгожвалі чырвоны кут. Кожны захоўвае цяпло рук гаспадынек.

Ірына Стральчэня:
Калі нараджаецца дзіця, тая жанчына, якая будзе яго хрысціць, яна павінна прыйсці ў першы дзень з ручніком. А калі яна ведае, што ўжо будзе хрысціць тое дзіця, яна павінна перадаць ручнічок на роды. Калі жанчыны або дзяўчыны мелі цяжкі лёс, можа дзяўчына замуж доўга не выходзіла, яны сядалі, вышывалі ўзорамі, закладвалі ўсе свае думкі туды, каб усё было добра, каб паправілася іх доля.

Анастасiя Макеева:
Вандроўкі ў мінулае ў Сялянскай хатцы ствараюцца на кожным кроку. Так гэты калодзеж называўся «журавей», дзе кожны мог набраць студзёнай вады.  

На падворку можна зазірнуць нават да бортнікаў. Усе экспанаты родам з Гродзеншчыны. Гэтыя ходнiкi прывезлі з вёскі Старыя Паддубы Шчучынскага раёна. Па іх бегала не адно пакаленне. Але самы сівы рарытэт – кніга тварэнняў Іаана Златавуста ад 1895 года.   

Ірына Стральчэня:  
А вось гэты ложачак быў зроблены для мяне, як нарадзілася я, і яму 58 год. І калі 2 гады назад мая дачка прыязджала, то мы бралі да хаты яго і калыхалі дзіцятка ў ім.  

Пасля этнаэкскурсiі можна ладзiць вячоркi. Народны фальклорны гурт «Жывіца» навучыць танчыць сваё з асалодай. Кадрылi-падыспанi яны збiраюць у экспедыцыях па малой радзіме, каб захаваць для новага пакалення. У народным хіт-парадзе ўжо за 60 танцаў.  

Дзяніс Балабуеў, загадчык Квасоўскага цэнтра культуры і развіцця народнай творчасці:
Танец – гэта неад'емная частка культуры, якую таксама трэба захаваць, менавіта танец бытавы. Тыя танцы, якія танчылі на вячорках, у якім прызнаваліся ў каханні, нават ездзілі ў Маскву выступаць, думалі, чым жа там здзівіць гледача. І без аб'явы, без нічога затанчылі польку. Адразу сказалі: беларусы прыехалі. Польку-шабасоўку, польку дробную, польку-кракавяк, польку-качан таксама танчым. Полек 8 мы ведаем.