Сверхприбыль окупила убытки и позволила заработать. Кто такие бизнес-ангелы и есть ли они в Беларуси?

28.10.2021 - 23:52

Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.

Алена Родовская, ведущая ток-шоу:
Дмитрий, у меня к вам вопрос. Немногие знают, но большинство крупнейших современных корпораций своим успехом обязаны так называемым бизнес-ангелам. Это смелые инвесторы, которые появляются рядом с предпринимателями на начальной стадии развития, дают ему деньги, и, собственно говоря, мы видим потом хороший результат.

Первый вопрос. Зачем они это делают и есть ли такие бизнес-ангелы у нас в Беларуси?

Дмитрий Крупский, начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Республики Беларусь:
Ну вопрос правильный. Значит, да, зачем они это делают? Понимаете как, исторически бизнес-ангелы появились в Америке. И вот именно США демонстрирует наиболее успешную, так сказать, деятельность этих бизнес-ангелов. Почему? Потому что там достаточно сильна конкуренция. Наверное, не с этого начну.

Каждый капиталист заинтересован в том, чтобы капитал работал. И поскольку в Америке достаточно высока конкуренция, достаточно низкие банковские ставки, значит, сама ситуация подталкивает капиталистов к тому, чтобы просто-напросто инвестировать в проекты. В какие проекты? В рисковые проекты. Как сделать так, чтобы минимизировать свои риски? Соответственно, формируется некий пул таких проектов, которые, условно говоря, имеют повышенную по отношению к обычным проектам степень риска.

И вот у тебя, к примеру, там 20 проектов, ты взял на венчурное финансирование. Из этих 20 проектов, условно говоря, 15 провалились, сыграли чисто в убыток. Три-четыре получили нормальную прибыль. А вот один-два дали ту сверхприбыль, которая мало того что окупила убытки, так еще и позволила заработать.

Но для того чтобы эта система работала, все-таки повторюсь, должна быть высокая степень конкуренции на рынке, на финансовом рынке. Любой капиталист или инвестор, как это модно, имеет альтернативу – либо свой бизнес создать сам, либо там жить на ренту, положив, так сказать, свой капитал на депозит, либо вот через вложения в рисковые проекты, что называется, зарабатывать.

Так вот к чему я клоню. Американская предпринимательская культура изначально ориентирована на риск. Если посмотреть на Европу, на страны Азии, там все-таки люди предпочитают получить гарантированный доход. Поэтому в этой части я не могу сказать, что европейские бизнес-ангелы сильно преуспели, их там слишком много, они профинансировали значимые рисковые проекты.

Алена Родовская:
Ну просто отличается подход, я поняла. А Беларусь?

Дмитрий Крупский:
Так вот о Беларуси. У нас тоже, собственно говоря, бизнес-ангельское движение пережило две волны. Первая волна как раз была связана именно с развитием стартап-движения. Когда в рамках участия в минских Invest Weekend сформировалась некая группа предпринимателей, которые потом создали ассоциацию.

Ассоциация так и называлась БАВИН – Белорусская ассоциация венчурных инвесторов и бизнес-ангелов. 13 человек их было, они вот работали с 2012-го по 2016 год. Небезуспешно, но вложения в такие проекты измерялись в суммах не более 100 тысяч долларов. Понятно, что для стартаперов, которые работают в сфере услуг, это нормально. Но для тех, которые в сфере реального спектра, – конечно, это совсем мало.

В силу ряда причин то сообщество распалось. И вот где-то через пару лет подхватила знамя уже другая группа. И в итоге сформировалось такое сообщество Angels Band. То бишь достаточно известные люди. Число их на пике, а пик был где-то примерно 2019 году, составил порядка 90 человек. Там уже, конечно, посерьезней возможности. Финансировали они, как правило, IT-проекты. Это вполне понятно, то есть там норма доходности достаточно высокая.

Алена Родовская:
И это делало привлекательным, да?

Дмитрий Крупский:
Да. В этой части я могу сказать так, что после нашего политического кризиса, после пандемии, понятно, что сейчас это все сильно трансформировалось. Но если мы берем с точки зрения привлечения венчурного инвестирования для IT-проектов, там все неплохо. И, в принципе, свое не трудно найти, особенно если участвовать в стартап-мероприятиях. Значит, не трудно найти, условно говоря, вложения от 100 до миллиона. Я думаю, что это без особых трудов. Вот в сфере материального производства, там, конечно, гораздо сложнее и проблемнее.

Читайте также:

«Вполне можешь стать успешным миллионером». Какие стартапы открывают в Беларуси?

«Специализированная программа для развития женского бизнеса». Почему это выгодно, рассказал представитель крупного банка

Некуда сходить провести время. Где белоруска хочет открыть детский развлекательный центр?

Loading...


Бейби-листья, съедобные цветы и микрозелень. Сити-фермеры из Бреста меньше чем за год создали бизнес с нуля



Новости Беларуси. Прибыльный бизнес меньше чем за год. Семья сити-фермеров из Бреста выращивает микрозелень и поставляет во все кафе и рестораны города. Карликовые растения имеют более насыщенный вкус и идеально декорируют блюда, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Как получать не карликовую прибыль и кто они – сити-фермеры, знает Кристина Протосовицкая.

Яна Васюкович, сити-фермер:
Вот это мы только выставили на свет. Уже она успела сплестись корешочками. Видите, чуть-чуть. Любит очень растение нижний полив.

Еще в декрете брестчанка Яна Васюкович посадила первую партию микрозелени прямо на подоконнике, и меньше чем за год это превратилось в прибыльный семейный бизнес. На карликовых растениях удается получить далеко не карликовый профит. В числе покупателей – кафе и рестораны города, не отказывают и брестчанам во вкусной новинке.

Максим Васюкович, сити-фермер:
Яна сразу нашла курсы в интернете. Быстренько обучилась и дала мне план действий: найти офис, обустроить, закупить семена, и начинаем.

Яна Васюкович:
Мы хотели создать продукт, который бы и сами употребляли в пищу и который, соответственно, приносил бы пользу людям, всем окружающим. До этого мы не знали, что это такое, и никогда не пробовали.

Микрозелень – это зачатки взрослого растения. Ее специально доращивают до двух листиков (самая питательная фаза), и уже можно отдавать поварам. На такой стадии растение не нуждается в удобрениях или подкормках, что снижает расходы и хлопоты. На выходе экологически чистый продукт. Рукола, кинза, редис, брокколи – больше 20 видов.

Яна Васюкович:
Здесь у нас до бейби-листа щавель «Кровавая Мэри», также базилик фиолетовый, зеленый, мелисса, она имеет лимонно-мятный вкус.

Они называют себя сити-фермерами. Юрист и маркетолог по образованию основали ферму. Для этого приспособили обычный офис в центре города. Недалеко от дома, ведь микрозелень сродни ребенку – нельзя надолго оставить без полива и освещения.

Максим Васюкович:
Нет ничего сложного. Землю мы не используем, здесь мы используем льняной коврик и агровату. Соответственно, нет никакой грязи, как мы привыкли: если сельское хозяйство, огород, то это все вода, грязь. Никаких таких серьезных условий не надо. Всего лишь температура + 20 °C в среднем, влажность и обдув, чтобы воздух менялся, так как они тоже дышат и выделяют углекислый газ.

Живая грядка у себя дома. Срок годности микрозелени в боксах – 7 суток, каждая новая партия у фермеров вырастает примерно за 14 дней.

Кристина Протосовицкая, корреспондент:
Виола, кислица, много цветущих фиалок, а еще безумно красивая бегония. Все это бабушкин подоконник, но мало кто знает, что цветки этих растений съедобны и их покупают в большом количестве рестораны, чтобы украшать свои сладкие шедевры. Берем цветок и пробуем. Вкусно.

Молодая семья выстроила логистику так, что папа успевает даже забрать дочку из школы и отвезти партию зелени по нужным адресам. Радиус маршрута от производства – 10-15 километров.

В нашем городе проживают примерно 400 тысяч человек. И если хотя бы 1 % от этого количества закажет микрозелень, хотя бы по одному боксу, я не смогу выдать. Это 4 000 человек, 4 000 боксов. Наша ферма не сможет разово выдать такой заказ, поэтому расти есть куда.

На будущее планы амбициозные: уже через месяц семья запустит вторую ферму, где будет автоматический полив, освещение по таймеру и контроль влажности. Ассортимент разнообразят бейби-листьями. Маленькому делу – большое плавание.