Тайные подземные ходы Верхнего города Минска

24.10.2011 - 18:59

Здание Генеральной прокуратуры и кинотеатр «Победа», госархивы и кафедральный собор, восстановленная церковь Святого Духа и Академия музыки. Если перенестись в XVII век, все эти здания были бы связаны подземными ходами.

Тогда площадь Свободы, конечно, была застроена несколько по-другому. В Верхнем городе преобладали католические и униатские монастыри. С их деятельностью и связывают факт существования подземных ходов в Минске.

Фото. Тайные подземные ходы Верхнего города Минска

Историку и археологу Сергею Васильевичу Тарасову посчастливилось лично побывать в одном из таких подземелий. Случилось это в конце 70-х годов прошлого столетия во время раскопок исторического центра Минска. Ковш экскаватора тогда фактически проломил верх подземного хода. Исследовательской группе удалось пройти 5-7 метров в одну и другую сторону.

Сергей Тарасов, историк и археолог:
Это был своеобразный тоннель, вытянуты в длину, с арочными сводами. Выложен он был из типичного для XVII века кирпича, так называемой пальчатки красного цвета. Высота около двух метров, ширина — метра полтора, не больше.

Фото. Тайные подземные ходы Верхнего города Минска

Происходило это аккурат возле современной Академии музыки. По словам Сергея Васильевича, ход был прямым и связывал, по всей вероятности, доминиканский и бенедиктинский монастыри. Сейчас это территория между кинотеатром «Победа» и Генеральной прокуратурой по улице Интернациональной.

Пожилые минчане свидетельствуют, что помимо этого хода в Верхнем городе были и другие. В 50-х годах прошлого столетия детьми в подземельях они играли в прятки.

Сергей Тарасов, историк и археолог:
Бывшие женский и мужского базилианский монастыря были связаны между собой ходами. Один из ходов, помимо прочего, вёл в сторону Немиги и в сторону собора Космы и Дамиана. Сейчас это спуск от площади Свободы к Немиге. Второй ход ведет со двора базилианского монастыря и в сторону Свислочи, нынешней улицы Торговой. Неудивительно, что это была одна из самых застроенных активных улиц, и к тому же это был выход в реке.

В общей системе подземных ходов, по мнению историков, не был задействован только иезуитский коллегиум — сегодня это Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что построен он был позже — в XVIII веке. Все остальные культовые сооружения имели связь друг с другом.

Фото. Тайные подземные ходы Верхнего города Минска

Сергей Тарасов, историк и археолог:
Сделано это было для того, чтобы в случае опасности, случае войны можно было и выйти за пределы города, и спрятать какие-то ценности, в первую очередь церковные, и просто для связи между собой. Монашеская отшельническая жизнь не подразумевает лишних глаз, поэтому возможно таким образом монахи передвигались в пределах Верхнего города.

К сожалению, сегодня на драгоценности тех лет рассчитывать уже не приходится. С XVII века Верхний Город неоднократно перестраивался. В советские годы всем руководил план: если находили что-то интересное, старались быстрее «замести следы». Иначе из-за исторических исследований могли сместиться сроки строительства. Потому максимум, что в настоящее время осталось от исторических подземелий, — это завал кирпича, сообщает корреспондент телекомпании «Столичное телевидение».

Люди в материале:
Новости по теме

‡агрузка...

«Рассказывали родители, что башня стоит на деревянных сваях». Как живут в «Воротах Минска»

Архитектурный комплекс на Привокзальной площади – самый узнаваемый силуэт белорусской столицы. Две 11-этажные башни выросли здесь в конце 40-ых годов, когда Борис Рубаненко затеял масштабную реконструкцию района, рассказали в фильме «Тайны Беларуси». .

Сергей Сергачев, доктор архитектуры, профессор БНТУ:
Впервые в Минске была реализована не просто башня, а два района. Они дальше были застроены 5-этажными  домами. Решалось комплексно: и детский  садик, и поликлиника на первом  этаже, и магазины, и хлебный отдельно. То есть для тех людей, которые тут живут, всё было.

Сергей Лаврусевич заселился в этот дом двухлетним мальчиком с родителями и братом в 1951 году.

Сергей Лаврусевич, житель дома №1 по улице Кирова:
Строились они в те времена, когда требования к строительству были немножко другие и жильё это было немножко другое. Потолки у нас в квартире – 3 метра 30 сантиметров.

Одна из самых удивительных особенностей планировки – проходные квартиры. Для детей это было настоящим чудом – двери распахивали настежь и ребятня гоняла на велосипедах, переезжая из одной в другую. А за столом на праздники собирались сразу все жильцы.

Сергей Лаврусевич:
По внутренней планировке, по лестничной клетке между квартирами находились двери, которые связывали все квартиры. Соседние квартиры, находящиеся напротив. Вот здесь стояла дверь входная, которая закрывалась на ключ. С этой стороны  точно такая же дверь стояла – для прохода на кухню и дальше.

Со временем двери убрали, а проёмы заложили кирпичом. Но память сохранила все детали. Например, как железнодорожные пути проходили едва ли не перед подъездом. И вагоны с новосёлами останавливались под окнами нового дома.

Сергей Лаврусевич:
Рассказывали родители о том, что башня стоит, вообще, на деревянных сваях, дубовых сваях. Тот паркет, который лежит сейчас, он лежит с 1951 года. Дубово-берёзовый паркет, который выдержал большие сроки.

Родители – заслуженные железнодорожники, вместе со всеми поднимали город из руин. Семья заехала сразу в собственные апартаменты. Некоторым повезло меньше. В квартирах жили по принципу коммуналок. Две смежные комнаты, гостиная и общая кухня. Семьи росли  и постепенно обзаводились отдельным жильём. Впрочем, несмотря на то, что приходилось с кем-то делить жилплощадь, иметь квартиру в башне было очень престижно.

Сергей Лаврусевич:
Печка находилась вот здесь, топилась дровами. Здесь в 60-ые была перегородка, отдельно, как комната, как спальня.



По итогам встречи президентов Беларуси и Египта планируется совместное заявление

Праздничный концерт СТВ «Беларусь помнит. Дорога памяти»

Как встречали «Пламя мира» в Минске: видеофакт

Передвижной музей ВОВ, тематический open-air. Витебск встретил молодёжный марафон «75»

Продюсер трансляции II Европейских игр: «Красоту любых соревнований можно оценить только на стадионе»

С выступлением коллективов, шоу-балетов, известных артистов. Как «Пламя мира» встречает Минск?

«За копейки отдавать жалко её»: небывалый урожай клубники обернулся рекордным падением цен

«Нам нужно будет транслировать Игры в 195 стран. Это рекорд!» Как будет работать вещательный центр в Минске