Тайные подземные ходы Верхнего города Минска. Что скрывают минские подземелья?

23.12.2015 - 12:47

Любимый Минск с многочисленными костёлами и храмами привычен глазу каждого горожанина. Мало кто догадывается, что в центральной части столицы кипела и подземная жизнь. Тайные ходы соединяли главные здания Верхнего города и служили верным убежищем на случай войны.

Тайные ходы появились во второй половине 17 века, когда униатские и католические органы приступили к активному строительству монастырей.

Интересно, что формирование ходов происходило открытым способом. Выкапывалась траншея, затем выкладывался сводчатый ход, и после – засыпался.

Специалисты утверждают, что нет сведений о минчанах, которым в послевоенное время удавалось спуститься в подземные ходы. Однако пройти далеко не предоставлялось возможным по причине обвалов.

В настоящее время из-за обилия коммуникаций говорить о сохранившихся подземных ходах весьма затруднительно.  Сергей Тарасов – один из немногих, кому посчастливилось побывать в подлинном  тайном ходе. Это случилось в 70-х годах прошлого столетия.

Если тайных ходы никому недоступны, то в подземные помещения некоторых костёлов и храмов проникнуть можно. Чуть ли не единственны эксплуатируемым является нижний уровень костёла Святого Симеона и Елены. Особую ценность предоставляет пространство, занимаемое библиотекой Адама Мицкевича. Это самая старая часть подземелья, которая существует с основания костёла. Здесь находится уникальная архитектурная точка.

Залы подземелья относительно молодые – они были построены в 90-е годы. Особенную атмосферу придаёт величественный и торжественный лиловый зал. В нём проводятся занятия и праздники для детей. Он уже украшен и находится в ожидании ребят к рождественскому торжеству.

В подземной жизни костела  есть несколько классов, функционирует воскресная школа.

Loading...


Учёный НАН Беларуси о бело-красно-белом флаге: коллаборанты создали ему негативную репутацию



Новости Беларуси. Серия вопросов, ответы на которые следует искать в исторической плоскости.

В студии программы Новости «24 часа» на СТВ – ученый секретарь Института истории НАН Беларуси Андрей Соловьянов.

Начал использоваться в 1917 году – был вывешен в Петрограде на здании администрации белорусской помощи, которая помогала белорусам-беженцам

Игорь Позняк, СТВ:
Бело-красно-белый флаг, который сейчас используют как символ протестов – давайте такой небольшой ликбез, дабы было понятно и всем нашим зрителям, и тем, кто этот самый флаг использует – что это такое? С чем мы имеем дело с исторической точки зрения?

Андрей Соловьянов, ученый секретарь Института истории НАН Беларуси:
Бело-красно-белый флаг – это продукт ХХ века. Его автор – архитектор Дуж-Душевский. Согласно его воспоминаниям, впервые он начал использоваться в 1917 году – был вывешен в Петрограде на здании администрации белорусской помощи, которая помогала именно белорусам-беженцам. Потом он использовался Белорусской Народной Республикой: в ходе Слуцкого восстания, в ходе похода Булак-Балаховича, и, к сожалению, во время Великой Отечественной войны он использовался коллаборантами, политическим формированием на территории Беларуси.

Игорь Позняк:
То есть аргументы некоторых национально ориентированных историков о том, что этот флаг имеет многовековую историю, многовековые корни, не совсем состоятельны?

Андрей Соловьянов:
Нет, иногда приводится в качестве таких аргументов, фактов различные картины, гравюры, небольшие гербы небольших дворянских родов, шляхетских родов. Но все это такого фактического подтверждения вряд ли имеет.

Игорь Позняк:
К сожалению, история этого флага была так преломлена очень серьезно в годы Великой Отечественной войны. Фактически, если отсылаться к тому периоду, он ассоциируется с оккупацией.

«Для пожилых людей он ассоциируется с периодом Великой Отечественной войны, для среднего поколения – с трудностями начала 90-х»

Андрей Соловьянов:
Да, к сожалению, те люди (коллаборанты), которые начали сотрудничать с немецким оккупационным режимом, они его взяли как символ Беларуси под немецкой оккупацией, как свой символ. Ну и, скажем так, создали ему негативную репутацию – ну, не повезло ему.

Начало 90-х годов – я бы не сказал, что это был период расцвета нашей страны – были свои сложности, было тяжело. И так получилось, что для пожилых людей он ассоциируется с периодом Великой Отечественной войны, для среднего поколения – с трудностями начала 90-х годов, в общем-то, с разрухой и хаосом послесоветским. Поэтому, может быть, действительно, такой негативный шлейф, негативное отношение связано и с этим.

Игорь Позняк:
Что бы вы как ученый, как историк, как человек, который этот узкий сегмент изучает очень скрупулезно и давно, что бы вы сказали тем, молодым, может быть в первую очередь людям, которые сейчас используют этот флаг как символ протеста?

Мне хотелось бы, чтобы молодежь немножко больше узнала об этом флаге

Андрей Соловьянов:
Бело-красно-белый флаг использовался долгое время оппозиционными политическими партиями. И, видимо, больше ничего не нашлось, как этот бело-красно-белый флаг. Мне хотелось бы все-таки, чтобы молодежь прежде всего немножко больше узнала об этом флаге. Потому что, когда у них начинаешь спрашивать: «А когда возник этот флаг? А кто такой Дуж-Душевский? При каких обстоятельствах он использовался?» Они просто улыбаются и не могут тебе ничего ответить. Хотя бы элементарно заглянуть в энциклопедию, в «Википедию», посмотреть, когда он использовался, как он возник, при каких обстоятельствах. Возможно, многих бы это остановило от его использования.

Читайте также:

История и значение бело-красно-белого флага. Мнение Григория Азарёнка

Скульптор «Хатыни» рассказал, что думает о бело-красно-белом флаге и патриотическом воспитании молодёжи

«Вы же своих отцов, дедов критикуете сейчас». Что думает ветеран ВОВ о ситуации в Беларуси