«Тишина зловещая в момент вскрытия». Как в Турове нашли древние свинцовые иконки и уникальные саркофаги

22.03.2019 - 20:58

Отсюда до украинской границы – рукой подать. До Минска – долгие часы пути. И все же этот небольшой городок в Житковичском районе сегодня на устах у многих, а дело, связанное с ним, представляет самый настоящий государственный интерес!

Пётр Лысенко, главный научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор:
Это поручение Президента!

До недавнего времени эта часть Беларуси считалась для историков большим вопросительным знаком.

«Начал увеличиваться в объёме» и «Вширь не растёт однозначно». Загадка туровских крестов, растущих из земли

Если исследованием так называемых северных земель занимались плотно, то юг страны определенно вызывал много кривотолков. В 60-ые годы прошлого века от белых пятен решили избавиться. Экспедиции то и дело направлялись на Полесье за новыми сенсационными данными. В составе одной из них был молодой аспирант Пётр Лысенко.

Пётр Лысенко:
Появился Лысенко, его посадить на южную территорию, ему Туровская земля. Меня просто прикрепили к исследованиям южной части Беларуси.

Но почему именно Туров? Тысячу веков назад именно здесь был центр общественной, культурной, политической и религиозной жизни. В крошечном, по сегодняшним меркам, городе насчитывалось около 80 церквей! Большинство из них – прямо на частных подворьях.

Виктория Диденко, экскурсовод Туровского краеведческого музея:
Туровского летописания не сохранилось, вообще. Поэтому исторические моменты, деление территорий либо упоминание религиозных объектов, учитывая, что религиозно-политическая жизнь была достаточно бурной на данной территории – она берётся либо из киевских летописей, либо с Ипатьевской летописи.

Княжество считалось одним из самых сильных и влиятельных. Его значимость и авторитет подчёркивал тот факт, что трое киевских князей приходили на престол именно из Турова.

Валентина Карась, сотрудник Туровского краеведческого музея (1965-2006 гг.):
Между Туровом и Киевом есть подземный ход. От Замковой горы был найден тоже подземный ход, в нём была найдена царская золотая карета.

На ней царь выезжал по подземному ходу для сообщения с Киевом.

«Не могли даже его поднять, катили». Могли ли туровские кресты приплыть из Киева и из чего они сделаны?

Однако задолго до этого ситуация здесь была накалена до предела. Киев поставил цель – образовать из всех племён единое восточнославянское государство. Это позволило бы давать достойный отпор врагу. На пути к такому шагу была одна-единственная, но чрезвычайно серьезная преграда. Мирный, на первый взгляд, процесс объединения стал самой настоящей бойней.

Виктория Диденко:
Здесь было обнаружено языческое капище Х века, единственное на территории Беларуси во времена православия.

Пётр Лысенко:
В 988 году насильственным образом он произвёл Крещение Руси, создав единую идеологическую базу для единого государства.

Сергей Шибеко, руководитель военно-исторического клуба «Дикая охота»:
Город Туров принял христианство даже раньше, по одной из версий. Но это – спорная версия. И по ней, когда князь Владимир вызвал в Киев Тура, его сына – они были умерщвлены за этот поступок.

Когда процесс христианизации был завершён, со временем, во всех крупных политических центрах появляются церкви и храмы. Точная дата установления Туровской епископии неизвестна. Предположительно это 1105 год. Историки уверяют – здесь был собственный епархиальный храм. Как раз на Замковой горе, на самом берегу Припяти. Однокупольный, шестистолпный, отстроенный в стиле киевской архитектурной школы.

Виктория Диденко:
Собор состоит из обычных частей, основной части здания и алтарной части. Красная тумба называется престол.

Между тем, есть мнение, что первый русский монастырь тоже был основан именно в Туровском княжестве.

Валерий Котлерчук, староста Кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских:
Говорят, что за 30 лет до Крещения Руси, в Турове уже были христианские общины, благодаря равноапостольной Ольге. Вот тогда всё увязывается, если были христианские общины, Русь крестилась, у нас была духовная почва готова, чтобы строить этот монастырь.

Над деревьями вырисовывается изображение, напоминающее крест. Загадочное фото в часовне в Турове

Простоял храм недолго. По подсчётам археологов – чуть более полувека. Огромное каменное сооружение сложилось, как карточный домик.

Виктория Диденко:
Это большой и спорный вопрос. Возможно, просто не был укреплен фундамент.

Есть ещё одна шокирующая версия!

Пётр Лысенко:
В 1230 году 3 мая на территории Румынии произошло грандиозное землетрясение, которое насчитывает, по оценкам современных геологов, 8-балльную мощность.  

Аркадий Аронов, заведующий обсерваторией Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси, доктор физико-математических наук:
Зона, от которой мы испытываем землетрясения, от Минска находится примерно на тысячу километров. Мы из этой зоны постоянно испытываем сейсмические воздействия. Они распространяются в этом направлении, северо-восточном, заходят за Москву, достаточно далеко распространяются.

В этом регионе Полесья сейчас днём с огнем не сыщешь памятников каменного зодчества. Возводить их в то время, как считалось, было бессмысленно. Из-за рельефа – огромная пойма Припяти накладывала отпечаток на всю здешнюю архитектуру. Песчаная почва попросту не выдержала бы груза монументальных строений. Храм был полностью стёрт с лица земли! А финансовых средств на его восстановление в казне так и не нашлось.

Наталья Дубицкая, старший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук:
Когда мы вскрывали фундамент храма, уровень летнего стояния воды – примерно 25-30 сантиметров от подошвы фундамента. Это такая песчаная прослоечка, на которой такой многотонный храм просто не в состоянии устоять.

Это стало настоящей трагедией для всего верующего населения. Землетрясение 1230 года отражено в записях российских сейсмологов. А вот в Беларуси документальных подтверждений природной катастрофы нет. Первые упоминания в каталоге, которые давали разъяснения по западной части восточноевропейской платформы, были сделаны лишь в 1601 году.

Аркадий Аронов:
Храм разрушиться не смог бы.  Конечно, если бы случилось такое землетрясение, для нас это революция была бы – всё пересматривать и стало бы, вообще, всё непонятно, как устроено.

Именно во время раскопок храма здесь обнаружили кирпичные и шиферные саркофаги. Ещё один эксклюзив.

Наталья Дубицкая:
Тишина зловещая в момент вскрытия. Собралась масса народа, все ожидали, что сейчас вскроют крышку и, наверное, там будет россыпь драгоценностей, украшений золотых. Единственное, что там было, я доставала пинцетом – кусочек тиснёного кожаного изделия. Я его достаю, он рассыпается буквально у меня на глазах.

Подобных захоронений больше не находили нигде. А в объективы телекамер они сейчас попали впервые!

Виктория Диденко:
Мне нужно помочь открыть гроб. По методу Герасимова – последовательное восстановление внешнего вид по черепу – была восстановлена местная женщина. Предполагаю, что это дриговичанка.  

Во время раскопок 1962 года – настоящая сенсация! Группа археологов вмиг становится знаменитой, в газетах появятся громкие заголовки, а лучшие умы страны в недоумении разведут руками.

Пётр Лысенко:
Совершенно неожиданная и неизвестная, по ранее выявленным иконкам в других городах, находка. Она сразу нас поставила в тупик.

Найденное ещё долгие годы будет будоражить умы, вызывая сотни гипотез, кривотолков и тысячи жарких споров.

Наталья Дубицкая:
Конечно, она имеет большую ценность, потому что эти вещи – они раритетные, единственные в своем роде.

Эти четыре иконки с изображением святых были обнаружены на глубине полутора метров. Экспертиза установила: изготовлены они из свинца, материала, довольно распространённого в тех краях. Но что это?

Пётр Лысенко:
Наше объяснение, которое пока никто не опровергнул и пусть попробуют доказательно опровергнуть. До сих пор никому не удалось.

Чудотворная икона в Турове: «Кто-то пить перестал, у кого-то детки появились, кто-то исцелился от тяжелой болезни»

Неожиданные выводы были озвучены спустя несколько дней после раскопок. Эти иконки – не что иное, как декоративные элементы воздвизального креста.

В пользу этой версии говорит и то, что все они были найдены в одном слое на небольшом расстоянии друг от друга, в алтарной части храма. Там, где обычно и хранится крест.

Виктория Диденко:
Были обнаружены на одном уровне, в одной ячейке. Они были полые внутри, одного диаметра, выполнены из одного материала.

В православной церкви столь древних раритетов нет! Самым известным воздвизальным распятием в Беларуси исконно считается крест Евфросинии Полоцкой. Он по своему убранству, как всегда говорили, «дороже и богаче».

Пётр Лысенко:
Евфросиния Полоцкая – это дочь полоцкого князя. Родители-князья могли выделить на сооружение такого уникального креста большие средства.

«Слышу, визжит кто-то» и «Значит, ты получил благословение от Бога». Что происходит с людьми у туровских крестов, растущих из земли

Долгие годы находки лежали в сейфе. Где именно, профессор Лысенко так и не признался. И вот про них заговорили. Реликвией заинтересовались на самом верху и тут же поставили задачу – во что бы то ни стало восстановить крест! Но в отличие от креста Евфросинии Полоцкой, который считается новоделом, в Туровском будут использованы подлинные элементы!

Мария Нецветаева, председатель Синодального отдела Белорусской православной церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации:
У нас будет деревянный крест, будет обшит драгоценным металлом. Принципиальный момент: по условиям конкурса, мы просили, чтобы художники не использовали форму Евфросиньевского креста, старались максимально избежать общих стилистических соответствий.

Впрочем, прообраз креста уже существует. Его сам Пётр Лысенко в кустарных условиях смастерил на урок истории для сына-гимназиста.  

Пётр Лысенко:
Мы решили попробовать в натуральную величину, приблизительно тех же самых размеров, которых был Туровский крест. 51 сантиметр, 27 сантиметров. 

Конкурс на эскиз Туровского креста, объявленный Белорусской православной церковью, завершён. Впереди – воплощение. Распятие должно объединить в себе эпохи и поколения. В нём отразится боль людей, живших здесь тысячу лет назад, и трагедии нашего времени.

«Сапфир, изумруд, рубин». Каким будет Туровский крест?

Loading...


«Нам надо было мыслить как средневековый человек». Ювелир рассказал, как занимался воссозданием Туровского креста



Новости Беларуси. Накануне большого христианского праздника, Воздвижения Креста Господня, который православные верующие отмечают 27 сентября, в Минском кафедральном соборе представили воссозданный Туровский крест. Об этом сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

История этого кропотливого процесса началась еще в 1962-м, когда археолог Лысенко во время раскопок обнаружил четыре свинцовых изображения, которые, вероятнее всего, были утеряны вместе с Туровским собором в XIII веке. Было, оказывается, в нашей истории и такое.

Евгений Пустовой изучил детали.

Современный Лазарь Богша. С фамилией создателя Креста Евфросинии Полоцкой знаком каждый школьник. А вот Туровский  до недавнего времени оставался тайной.

Олег Ермолович, ювелир, создатель Туровского креста:
Проходя мимо столярных мастерских Пантелеимонова монастыря, взяли еще дощечек. Эти дощечки оказались миллиметр в миллиметр для Туровского креста. По размерам, по ширине. Не выбирал ничего, то есть реально ширина планочки оказалась точно такой, как потребуется для воссоздания Туровского креста.

Мария Нецветаева, председатель синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Белорусского Экзархата:
Нам надо было мыслить как средневековый человек. Средневековый человек мыслил иерархией, с одной стороны, и она сохраняется в кресте. На лицевой стороне святитель, князь, мирянин. Иерархия-то есть. Второй момент: нам надо было сделать так, чтобы вся эстетика креста соответствовала средневековой традиции. Я считаю, что нам удалось этого достичь.

Оказывается, находка известного архитектора Лысенко это не фрагменты самого креста, а лишь формы для заливки.

Олег Ермолович:
Сама идея, которая возникла у ученого-археолога Петра Федоровича Лысенко, по иконкам, но действительно эти иконки, их место было только на кресте. Вопрос в том, что сам по себе металл не соответствовал. По ходу этого я пришел к убеждению, каким образом эти иконки вообще появились, как они получаются. Там целая технология, целый пласт. Но опять-таки это исходя из моего опыта.



В процессе работы Олег Ермолович словно читал книгу тайн. Открытие за открытием. Главная сенсация  открыл для себя древнюю технологию.

Олег Ермолович:
Я могу маленький секрет открыть. По ходу всех работ у меня достаточно часто бывает, что, когда я просыпаюсь часа в 4-5 ночи, какой-то поток информации идет. Вроде бы это мысли свои, вроде – не свои, я ничего не могу сказать. Но это примерно вот так.

Был утерян еще в XIII веке. Восстановленный Туровский крест показали в Минске (читать здесь).