«То ли фортепиано, то ли хор, то ли саксофон»: история и уникальность хэндпанов

05.06.2017 - 11:27

Мягкие свет из окна, чарующие звуки музыкального инструмента, легкие удары ладоней и пальцев рук по металлическому кругу словно переносят на таинственный райский остров. Игра на ханге похожа на медитацию или что-то потустороннее и привлекательна своей легкостью в изучении и необязательным наличием музыкального образования, сообщили в программе «Большой завтрак» на СТВ.

Иван Xangmeleon Кривонос, музыкант, автор творческой мастерской:
У него уникальный звук, ни на что не похожий. Когда я его слышу, то не могу понять: то ли это фортепиано играет, то ли это хор, то ли это саксофон. Буквально на днях слышал этот инструмент в переходе, мне показалось, что это реально играет саксофон. Но когда я спустился уже вниз в метро, это был хэндпан.

Некоторые путают понятия ханг и хэндпан, а на самом деле это один и тот же акустический инструмент. Все думают, если инструмент похож на летающую тарелку, то это обязательно ханг, а на самом деле это название стало уже нарицательным.

Только швейцарские мастера своему инструменту дают такое название Ханг – оно запатентовано и всего в мире около их 5000 штук. А вот инструменты другого производства принято называть хэндпанами. добавляя к этому названию фамилию мастера и место изготовления.

Иван Xangmeleon Кривонос, музыкант, автор творческой мастерской:
Инструмент появился в 2000 году и мастера его назвали ханг, с немецкого диалекта «хэнг» означает «рука». В принципе, на этом инструменте мы и играем руками, в большей степени кистью. Инструмент был изобретен 17 лет назад. До того времени уже давно не появлялось акустических инструментов.

Популярность хэндпаны приобрели за счет простоты в изучении и возможности постоянно импровизировать. Они интуитивно понятны, не надо тратить годы на изучение, главное понять, как он работает, и применять несколько фишек.

Иван Xangmeleon Кривонос, музыкант, автор творческой мастерской:
Ханг и хэндпан состоит из двух полусфер, склеенных между собой прочным клеем. Я знаю, то, что все знают, я же не изготовитель инструмента. Эта сторона, где расположен тоновые поля, на которых мы играем, называется «динг», противоположная сторона, где тоже можно играть перкуссионные элементы, называется «гу». Там внутри ничего нет, никаких проводов, никакой батарейки там не стоит. Он полностью пустой.

Увлекаются игрой на хэндпанах люди абсолютно разного возраста. Интересен он и школьникам, и уставшим от рабочего напряжения служащим. А не обремененная знанием гамм и нот игра на инструменте позволяет отдохнуть от бытовой суеты, от города, расслабиться и снять нервное напряжение.

Иван Xangmeleon Кривонос, музыкант, автор творческой мастерской:
Оказывает различное на самом деле влияние. Кого-то он успокаивает, если ты хочешь передать это успокоение. А кого-то он будоражит, если ты играешь энергичную музыку, где нужно передать эти чувства энергии. Например, из жизни. Жена, когда у меня появился третий ребеночек, часто укладывала спать благодаря мне. Приносит мне его запеленанным и говорит укачивать. Я беру инструмент, играю композицию и ребенок засыпает.

Хэндпаны покоряют своим мягким звучанием и нашу страну.

Елена Рузова:
Первый раз я услышала ханг в интернете, играл Ваня, а потом я посмотрела, как играет этот музыкальный инструмент. И мне очень-очень понравилось, потому что эта музыка – она космическая. Потом я видела где-то в других странах, люди играют просто на улице. И когда его слышишь, невозможно не остановиться.

В XXI веке многое уже изобретено в музыке и еще больше сыграно мелодий. Но космическое, завораживающее звучание ханга показывает истинную красоту звука и гипнотизирует своей простотой.

Люди в материале: нет
Loading...


Работал с музыкальными инструментами для Гурченко и Лученка. Старейший в Беларуси настройщик рассказал о своём ремесле



Новости Беларуси. 23 февраля день рождения празднует старейший в стране настройщик клавишно-струнных инструментов, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Ирина Недобоева – о тонкостях эксклюзивного мастерства.

Как и большинство настройщиков, Леонид Макаревич пришел в профессию как музыкант. Баянист-профессионал, преподаватель в детской музыкальной школе о том, чтобы настраивать клавишные инструменты, даже не думал. Но как не взять в руки настроечный ключ, если в доме стоит фортепьяно, на котором играет жена, тоже музыкант?

Леонид Макаревич, настройщик музыкальных инструментов:
Когда занялся настройкой, я почувствовал в себе какую-то новую отдушину. Мне настолько нравится эта работа, что я могу часами заниматься, пока усталость физическая не придет. Нравится эта работа очень.

Ремесло настройщика настолько редкое, что его впору вносить в Красную книгу исчезающих профессий. Леонид научился быстро, все слагаемые успеха сошлись: абсолютный слух, терпение, технические умения. И в это ремесло профессиональный музыкант ушел с головой.

Татьяна Макаревич:
Вот я ему и говорю, что таких больше нет. Но он стесняется это признать, скромничает. Здесь надо иметь хороший слух  раз, иметь обязательно музыкальную подготовку  два, потому что у человека с улицы это не получится. И, в-третьих, очень надо усердия много приложить. У него этого хватило.

В Глусской школе искусств, где всю жизнь проработали Макаревичи, 24 пианино и 4 рояля. За качество звучания всецело отвечает Леонид.

Струна колеблется, а вот этих колебаний не должно быть.

Фортепианных дел мастера занимаются не только настройкой, но и реставрацией инструментов. Механизмы капризные – боятся сырости, жары и сквозняков.

Ирина Недобоева, корреспондент:
88 клавиш у рояля, столько же молоточков и 71 демпфер. Вот эти черные штуки и есть те самые глушители струн. То есть клавиша задает сигнал молоточку, тот запускает струну и получается звук. И вот, когда наступает черед следующей клавиши, звук предыдущей и должен подавить вот этот самый демпфер. Это целая наука.

Порой ремонт инструмента растягивается на недели. И это, шутит Леонид, уже не лечение, а реанимация. Цель – выполнить все безупречно.

Леонид Макаревич:
Я ловлю себя на том, что это мне немножко мешает. Если я не сделаю даже последние ноты, не настрою в дисканте, мне не по себе.

Леониду довелось настраивать инструменты для Лядовой, Гурченко, Иванова и Лученка. Всегда получал благодарность от исполнителей. Ремесло настройщиков востребовано, и далеко не каждая школа в Беларуси имеет в штате такого специалиста. Потому и отношение к хирургу музыкальных инструментов соответствующее.

Оксана Мельник, директор Глусской детской школы искусств:
В наше время редко у кого есть настройщик, который именно работает при школе. Я не представляю, как живут эти школы. Просто у нас есть такой специалист, и мы живем хорошо. Мы его очень бережем, как хрустальную вазу, чтобы он только с нами работал, всегда оставался и следил за нашими инструментами.

В Глуске мастера знают в каждой семье, где есть фортепиано. Он всегда готов помочь.

В семье Баскауловых из шести детей двое играют на пианино. Полный апгрейд пианино для семьи Баскауловых Леонид сделал два месяца назад. Никто из домочадцев и подумать не мог, что этот старенький инструмент можно реанимировать.

Евгений Баскаулов:
Человек делает от души. То есть он каждой мелочи уделяет внимание. Мы уже сделали капитальный ремонт инструменту, и инструмент зазвучал совсем по-другому.

40 пианино и 12 роялей, до республиканского конкурса пианистов чуть больше месяца в Бобруйской школе искусств, где и будет проходить музыкальный форум, уже почти опустили руки.

Ольга Василевская, заведующая фортепианным отделением Бобруйской детской школы искусств № 2:
И у нас какая сложилась ситуация: инструменты в ужасном состоянии. Необходимость в настройке такая, что просто мы не знали, как проводить. И вот, ну не знаю, наверное, случилось какое-то чудо, и появился, я не побоюсь этого слова, волшебник. Настроен инструмент – звучит все.

Настроить даже «мертвый» рояль для Леонида не составляет никакого труда. А вот «подшаманить» свой старенький инструмент сам не берется, просит коллегу. Профессия у них хоть и общая, но специализация все же у каждого своя.

Василий Проявенко, настройщик музыкальных инструментов:
Сейчас у нас играет два голоса, нам надо по одному голосу определить именно какой.

Лучший оценщик работы настройщикахозяин инструмента.

Александр Масейчук, баянист:
Вот я играю вторую фразу. Видите, его хватило. И приятно самому играть. Без настройщика, особенно людям с абсолютным слухом, очень тяжело.

Профессиональный праздник – Международный день настройщиков фортепиано – мастера отметят 4 апреля. 23 февраля, помимо Дня защитников отечества, Леонид Макаревич празднует еще и день рождения. Оставаться бодрым в свои 74, уверяет, помогает любимое дело. Не до отдыха, когда такая востребованность.

Леонид Макаревич:
Это немножко отвлекает иногда от грустных мыслей. И настолько приятно, что тебя еще помнят в коллективе, приглашают и еще дают возможность поработать, именно заняться любимым делом.