Кинокритик о фильмах Турова: «Маленький человек в трагической, исторической ситуации, как в капкане»

15.03.2019 - 12:23

Имя этого кинорежиссёра внесено в число 50 лучших за всю историю кинематографа. Фильм «Через кладбище», по решению ЮНЕСКО, вошёл в сотню лучших мировых фильмов о войне.

«Я родом из детства» – одна из 50 лучших советских лент о Великой Отечественной войне. Виктор Туров – классик кино, народный артист, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. За свою творческую жизнь он снял 26 фильмов, которые составляют золотой фонд белорусского кино. Многие из них отмечены наградами самых престижных кинофестивалей.

Гости программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – вдова режиссёра Виктора Турова – Тамара Турова и кинокритик – Наталья Агафонова.

Говорят, что Виктор Туров не мог не снимать фильмы о войне, именно потому что тема была ему близка, как никому, потому что он сам её пережил. Это так?

Тамара Турова, вдова режиссёра Виктора Турова:
Конечно, это же часть его биографии. Его поколение, среди них я могу назвать и Гену Шпаликова, с которым они вместе снимали «Я родом из детства», и Володю Высоцкого, и вообще те, с кем он мужал в профессии, это было послевоенное поколение и у каждого был свой рассказ об этом времени. В его биографии помимо того, что ему пришлось пережить войну, переживать войну, так как всему нашему народу, его с мамой и маленькой сестрой забрали и отправили в Германию в трудовой лагерь. Это особое такое тяжёлое детское впечатление. Эти вещи накладывают на формирование, заставляют раньше взрослеть и переосмысливать всё.

Чем, на Ваш взгляд, фильмы Виктора Турова особенные?

Наталья Агафонова, кинокритик:
Для меня Виктор Туров это прежде всего «Я родом из детства». В какой-то степени нужно сказать, что «Через кладбище» тоже, предыдущий его фильм. Во-первых, эти два фильма, действительно, отражают не просто белорусскую, а общесоветскую тогдашнюю стилистику молодого советского кинематографа. Киноведы, по аналогии со всемирной историей кино, они любят называть этот период, именно 60-ые годы, «новой советской волной» и вот в этом контексте «новой советской волны», это была «новая белорусская волна». И Виктор Туров, безусловно, был №1 в этой плеяде шестидесятников. Эта волна была характерна тем, что Туров говорил о войне с точки зрения рядового человека. Маленький человек в трагической, исторической ситуации, оказавшийся там просто, как в капкане. Линия фронта где-то там далеко за кадром, но ничуть не менее болезненна, драматична, трагична вот эта повседневная жизнь людей, которая вне линии фронта: женщин, стариков, детей. Это был его личный нерв, но этого мало, он на то и художник, чтобы этот личный нерв вдруг затрепетал, зажёгся на экране, это как раз Туров умел.



Кровожадный монстр, соблазнитель и борец со злом: как менялся образ вампира в кинематографе



 «Длинные ногти и клыки; легко перемещается по стенам; боится распятия и святой воды; превращается в птиц и животных», – так описал вампира Брэм Стокер в своем романе «Дракула», который стал известен по всему миру. Как менялся образ этих существ в кинематографе, читайте в нашем материале.

«Носферату: симфония ужаса», 1922

Это один из первых фильмов о вампирах. Именно в этой картине вампир появился в более-менее привычном обличии. Граф Орлок, владелец замка, – злое существо, которое жаждет крови. У него очень бледная кожа, острые клыки и абсолютно черные глаза. Кстати, в «Носферату» впервые появилась идея о том, что вампир может погибнуть от солнечного света.

Фото: instagram.com/mavie_anastasia_/

Фото: instagram.com/marynly77/

Фото: instagram.com/marynly77/

«Дракула», 1931

Если в фильме «Носферату» перед нами кровожадный монстр, то режиссер Тод Броунинг сделал главного героя вампиром-соблазнителем. Влад Дракула – привлекательный, интеллигентный, настоящий эстет и аристократ. Белоснежная рубашка, черный смокинг и аккуратно зачесанные волосы – такой образ быстро произвел магнетический эффект на женскую аудиторию и затмил кровожадного Орлока из «Носферату». Позже зрители увидят еще несколько версий одноименной саги.

Все фильмы Квентина Тарантино от худшего к лучшему

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале Gray Man Games

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале Gray Man Games

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале Gray Man Games

«Голод», 1983

Фильм, основанный на романе Уитли Стрибера, показывает вампиров совсем в другом амплуа. Здесь вампиры – результаты мутации, распространения вируса. Они становятся слоем общества и не отличаются от остальных людей. В «Голоде» они даже стареют.

Фото: скриншот ok.ru/video/33027656437

 «Дракула», 1992

Дракула в исполнении Гэри Олдмена считается классическим образом вампира. Богатый мужчина, элегантный джентльмен в дорогом костюме, цилиндре и пенсне. Когда он кусает людей, чтобы превратить их в вампиров, его глаза наливаются кровью. Дракула у Фрэнсиса Коппола – герой-романтик, который находится в поисках любви, и жертвует всем, когда ее находит. А еще в картине появляются девушки-вампиры. Одну из них сыграла Моника Беллуччи.

Фото: instagram.com/bramstokersdracula/

Фото: instagram.com/kinozritel/

Фото: instagram.com/superalbumhero/

«Интервью с вампиром», 1994

Самые красивые вампиры появились на экранах в середине 90-х в исполнении Тома Круза и Брэда Питта. Идеальная кожа, роскошные наряды, безупречная внешность – такими качествами наделил вампиров режиссер Нил Джордан. Они полностью отдаются чувствам. Все это в сочетании с готической атмосферой фильма заставляет восхищаться мистическими красавцами.

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале «Киноклипы Хранилище»

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале «Екатеррина Митина»

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале Ksysha Boykova

«Блейд», 1998

Вампиры-супергерои, как вам такой поворот? Вампиры в современном мире питаются донорской кровью и ходят в ночные клубы, при этом сражаясь со злом. Главные герои не отличаются от людей, а у них в руках появляется современное оружие.

Названы лучшие мультфильмы в мире

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале Moment Film HD

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале Moment Film HD

«Сумерки», 2008

Самая популярная вампирская сага, которая покорила сердца миллионов. Загадочный красавчик Эдвард Каллен ездит на дорогой машине и живет в роскошном особняке в глубине леса. В принципе, они выглядят так же, как и все смертные, разве что глаза меняют цвет, а кожа начинает мерцать под лучами солнца.  В этом фильме, как и в кинокартине «Блейд», вампиры делятся на хороших и плохих. Но и те, и другие обладают чувствами: они способны любить, страдать, радоваться и ненавидеть. А еще «сумеречные» вампиры обладают суперсилой: могут быстро перемещаться, видеть будущее и читать мысли.

Фото: instagram.com/twilights.saga/

Фото: instagram.com/twilights.saga/

Фото: instagram.com/symerki_vampire.diaries/

«Дракула», 2014

Справедливый правитель, жестокий противник, любящий мужчина и заботливый отец. Таким показан князь Влад Дракула в фильме Гари Шора. Он остался таким даже после того, как обрел нечеловеческую силу. Он заключил сделку с вампиром, который долгие годы жил в глубокой пещере. Наказанием для Дракулы стало бессмертие. После того, как Влад стал вампиром, на его теле исчезли все шрамы, а раны стали заживать мгновенно. Главным страхом стало серебро. Металл обжигал кожу Дракулы, а его свечение слепило главного героя. Тем не менее, он шел до последнего, чтобы спасти свою семью и сохранить земли.

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале «Трейлеры к фильмам»

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале «Трейлеры к фильмам»

Фото: скриншот из видео на YouTube-канале «Новые трейлеры»