Кинокритик о фильмах Турова: «Маленький человек в трагической, исторической ситуации, как в капкане»

15.03.2019 - 12:23

Имя этого кинорежиссёра внесено в число 50 лучших за всю историю кинематографа. Фильм «Через кладбище», по решению ЮНЕСКО, вошёл в сотню лучших мировых фильмов о войне.

«Я родом из детства» – одна из 50 лучших советских лент о Великой Отечественной войне. Виктор Туров – классик кино, народный артист, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. За свою творческую жизнь он снял 26 фильмов, которые составляют золотой фонд белорусского кино. Многие из них отмечены наградами самых престижных кинофестивалей.

Гости программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – вдова режиссёра Виктора Турова – Тамара Турова и кинокритик – Наталья Агафонова.

Говорят, что Виктор Туров не мог не снимать фильмы о войне, именно потому что тема была ему близка, как никому, потому что он сам её пережил. Это так?

Тамара Турова, вдова режиссёра Виктора Турова:
Конечно, это же часть его биографии. Его поколение, среди них я могу назвать и Гену Шпаликова, с которым они вместе снимали «Я родом из детства», и Володю Высоцкого, и вообще те, с кем он мужал в профессии, это было послевоенное поколение и у каждого был свой рассказ об этом времени. В его биографии помимо того, что ему пришлось пережить войну, переживать войну, так как всему нашему народу, его с мамой и маленькой сестрой забрали и отправили в Германию в трудовой лагерь. Это особое такое тяжёлое детское впечатление. Эти вещи накладывают на формирование, заставляют раньше взрослеть и переосмысливать всё.

Чем, на Ваш взгляд, фильмы Виктора Турова особенные?

Наталья Агафонова, кинокритик:
Для меня Виктор Туров это прежде всего «Я родом из детства». В какой-то степени нужно сказать, что «Через кладбище» тоже, предыдущий его фильм. Во-первых, эти два фильма, действительно, отражают не просто белорусскую, а общесоветскую тогдашнюю стилистику молодого советского кинематографа. Киноведы, по аналогии со всемирной историей кино, они любят называть этот период, именно 60-ые годы, «новой советской волной» и вот в этом контексте «новой советской волны», это была «новая белорусская волна». И Виктор Туров, безусловно, был №1 в этой плеяде шестидесятников. Эта волна была характерна тем, что Туров говорил о войне с точки зрения рядового человека. Маленький человек в трагической, исторической ситуации, оказавшийся там просто, как в капкане. Линия фронта где-то там далеко за кадром, но ничуть не менее болезненна, драматична, трагична вот эта повседневная жизнь людей, которая вне линии фронта: женщин, стариков, детей. Это был его личный нерв, но этого мало, он на то и художник, чтобы этот личный нерв вдруг затрепетал, зажёгся на экране, это как раз Туров умел.

Loading...


XXVI «Лiстапад» закончен. Рассказываем, кто победил и что ещё можно успеть посмотреть



Новости Беларуси. Разрешилась главная интрига «Лiстапада». Церемония закрытия 26-го минского кинофестиваля прошла в кинотеатре «Москва», сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Жюри раздало 24 награды. За эту неделю зрители увидели более 150 фильмов: картины из Европы, Африки, Америки. Так кто же получил Гран-при?

С итогами кино-форума корреспондент Дмитрий Боярович.

«Лiстапад» закончен. Но 26-й фестиваль оставил свое послевкусие, и основная нота в нем – фильм «Атлантида». Фантасмагория от Валентина Васяновича о будущем Донбасса, имеющая награду Венеции – кстати, в эти дни взявшая второе место на кинофестивале в Токио – получила Гран-при в Минске.

Игорь Сукманов, директор программ игрового кино XXVI Минского международного кинофестиваля «Лістапад»:
Эта картина весьма профессиональная с точки зрения именно режиссерской профессии. Она очень лаконична, она очень аскетична, она отбрасывает все ненужное, акцентируя внимание на главном: как вернуться к самому себе и как обрести вот эту веру в жизнь.

Фурор на «Листападе» произвел фильм «Тело божие». Польская картина от Яна Комаса получила сразу несколько наград – приз зрительских симпатий, приз за лучшую режиссуру, а также специальный от жюри. Лента о духовном преображении не оставила равнодушными ни критиков, ни обывателей.

Из белорусских фильмов победу праздновала лента с интригующим названием «Пляж – лес – тамбур» от Кирилла Галицкого и Светланы Козловской. Больше всех наград собрал фильм «Сумма» и лично Андрей Кутило.

Международное жюри кинопрессы отметило картину «Лиллиан». Хроника медленного исчезновения, странствие вникуда – так отзываются критики о деформации героини.

Карлос Кинтела, председатель жюри основного конкурса игрового кино XXVI Минского международного кинофестиваля «Лістапад»:
Все фильмы были уникальны, и было очень сложно выбирать победителей. Что касается основного конкурса игрового кино, то мы спорили порой по 7-8 часов, выбирая лучшие картины, ведь членов жюри несколько, и у всех своя позиция.

Лучшим молодым кино признали словацкий фильм «Планета Гелница». А из документального – «Нашу машину времени». Автобиографический спектакль от китайских режиссеров Сунь и Лео Чиан показывает борьбу героев с неизбежным: смертью.

Наталья Карчевская, первый заместитель министра культуры Беларуси:
Этот шаг наш, который сделан к радости, что в следующем году он будет продолжен и будет еще много-много интересных работ.

Мингорисполком отметил фильм «Отец». Специальный приз Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» достался Кшиштофу Занусси. Известный режиссер представил в Минске свою новую картину «Эфир», а еще был председателем жюри Национального конкурса. Вторую награду от главы государства «За гуманизм и духовность в кино» получил китайский режиссер Хуан Хуан.

Хуан Хуан, режиссер (Китай):
Гуманизм помогает людям обратить внимание на проблемы, которые есть в мире. К примеру, бедность, проблемы экологии. Фильмы, в которых он есть, делают зрителей добрее. Гуманных фильмов должно быть уж точно больше, чем боевиков или военных картин.

Дмитрий Боярович, корреспондент:
«Лiстапад» официально завершен. Правда, киногурманов ожидает еще один показ. Вечером 9 ноября зрители увидят внеконкурсную картину «Проксима». Ну а некоторые фестивальные ленты останутся в минском прокате еще немного. Следите за афишей.