Кинокритик о фильмах Турова: «Маленький человек в трагической, исторической ситуации, как в капкане»

15.03.2019 - 12:23

Имя этого кинорежиссёра внесено в число 50 лучших за всю историю кинематографа. Фильм «Через кладбище», по решению ЮНЕСКО, вошёл в сотню лучших мировых фильмов о войне.

«Я родом из детства» – одна из 50 лучших советских лент о Великой Отечественной войне. Виктор Туров – классик кино, народный артист, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь. За свою творческую жизнь он снял 26 фильмов, которые составляют золотой фонд белорусского кино. Многие из них отмечены наградами самых престижных кинофестивалей.

Гости программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – вдова режиссёра Виктора Турова – Тамара Турова и кинокритик – Наталья Агафонова.

Говорят, что Виктор Туров не мог не снимать фильмы о войне, именно потому что тема была ему близка, как никому, потому что он сам её пережил. Это так?

Тамара Турова, вдова режиссёра Виктора Турова:
Конечно, это же часть его биографии. Его поколение, среди них я могу назвать и Гену Шпаликова, с которым они вместе снимали «Я родом из детства», и Володю Высоцкого, и вообще те, с кем он мужал в профессии, это было послевоенное поколение и у каждого был свой рассказ об этом времени. В его биографии помимо того, что ему пришлось пережить войну, переживать войну, так как всему нашему народу, его с мамой и маленькой сестрой забрали и отправили в Германию в трудовой лагерь. Это особое такое тяжёлое детское впечатление. Эти вещи накладывают на формирование, заставляют раньше взрослеть и переосмысливать всё.

Чем, на Ваш взгляд, фильмы Виктора Турова особенные?

Наталья Агафонова, кинокритик:
Для меня Виктор Туров это прежде всего «Я родом из детства». В какой-то степени нужно сказать, что «Через кладбище» тоже, предыдущий его фильм. Во-первых, эти два фильма, действительно, отражают не просто белорусскую, а общесоветскую тогдашнюю стилистику молодого советского кинематографа. Киноведы, по аналогии со всемирной историей кино, они любят называть этот период, именно 60-ые годы, «новой советской волной» и вот в этом контексте «новой советской волны», это была «новая белорусская волна». И Виктор Туров, безусловно, был №1 в этой плеяде шестидесятников. Эта волна была характерна тем, что Туров говорил о войне с точки зрения рядового человека. Маленький человек в трагической, исторической ситуации, оказавшийся там просто, как в капкане. Линия фронта где-то там далеко за кадром, но ничуть не менее болезненна, драматична, трагична вот эта повседневная жизнь людей, которая вне линии фронта: женщин, стариков, детей. Это был его личный нерв, но этого мало, он на то и художник, чтобы этот личный нерв вдруг затрепетал, зажёгся на экране, это как раз Туров умел.

Loading...


Перемещение гитары и магия перчаток. А вы заметили эти детали фильмов «Девчата» и «Весна на Заречной улице»?



У вас есть привычка во время просмотра фильмов искать неточности? Для некоторых людей это самое настоящее хобби. Они готовы по сто раз пересматривать кинокартины, чтобы заметить маленькую деталь, на которую никто не обращает внимания.

Помарки есть и в советском кино, которое знают и любят несколько поколений зрителей. В этот раз мы решили остановиться на двух деталях в фильмах «Девчата» и «Весна на Заречной улице».  

«Девчата»   

Помните тот момент, когда Тося сидит за столом с подругами перед приходом Ильи? Вы обращали внимание на гитару? Сначала она спокойно лежит на кровати.   

Фото: кадр из фильма «Девчата»

Потом приходит Илья и подружки Тоси тактично покидают комнату. Но гитара остаётся на своём месте.   

Фото: кадр из фильма «Девчата»   

И вот наступает тот самый момент, когда зритель видит сердитую девушку, не желающую разговаривать с обманщиком. Теперь даже гитара благородно переместилась к стене, чтобы не мешать влюблённым.   

Фото: кадр из фильма «Девчата»

Кстати, свидетелем последовавшей затем ссоры стал Александр Сергеевич Пушкин, портрет которого тоже не сразу можно заметить.   

Фото: кадр из фильма «Девчата»

«Весна на Заречной улице»   

Итак, дело движется к концу первой трети фильма. Татьяна выходит из школы с перчатками или варежками в одной руке.   

Фото: кадр из фильма «Весна на Заречной улице»  

Затем оступившейся учительнице помогает один из её учеников – Александр. Однако за то время, пока Татьяна находилась в неустойчивом положении, она успела надеть перчатки.   

Фото: кадр из фильма «Весна на Заречной улице»   

Далее, как вы помните, учительница и её ученик вместе падают с лестницы. В момент падения мы видим, что Татьяна уже в чёрных варежках. Вот, что мороз животворящий делает! За приставания Александр получил пощёчину тоже рукой в варежке.   

Фото: кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Кстати, недавно мы рассказывали об одной маленькой, но значимой детали «Служебного романа». Картина в доме Калугиной скрывает в себе целую историю – здесь подробнее.