Улица Базарная в Минске: где и когда существовала и почему была переименована в Университетскую

10.09.2016 - 16:11

Сегодня трудно представить, что возле Красного костела, где так любят отдыхать минчане, 15 лет назад шумела общественным транспортом и авто улица Советская. Но в связи с реконструкцией площади Независимости эта часть улицы стала пешеходной. Сейчас память о Советской и дореволюционной Захарьевской хранят лишь здания с нумерацией 2-18 и 7-19, Дом правительства, Красный костел и известные дома в стиле модерн.

Мало кому известно, что этот район связан с историей еще одной улицы, длиной всего в 300 метров, о которой знают только историки Минска да помнят немногие старожилы.

Алексей Адамович, историк, краевед:
Эта местность еще 150 лет назад до постройки Либаво-Роменской железной дороги фактически была загородным пустырем. На месте нынешнего университетского городка и частично улицы Ленинградской существовало старое еврейское кладбище. На этом месте был выгон и продовольственные лавки. С освоением этой территории стали возникать стихийные рынки, появлялась городская сеть, городская застройка и образовались улицы, которые несли в себе названия, ориентирующиеся на принадлежности к местности, базары, рынки. Здесь возникла улица, вошла в историю Минска, как Базарный переулок, потом она стала Базарной. Закончила свое существование, как улица Университетская. Эти адреса сохранялись до 60-х годов XX столетия.

Первоначально улицу называли Базарным переулком, а имя Базарной улицы тогда имел Новозахарьевский переулок, который проходил параллельно улице Захарьевской. Он бесследно исчез вместе с малоэтажной застройкой после Второй мировой войны при закладке площади Ленина. Название Базарной улица получила, скорее всего, из-за проведения здесь стихийных базаров.

После основания на перекрестке Магазинной (современной улицы Кирова) и Коломенской (современной Свердлова) Виленского базара улица стала естественным проходом к нему от Захарьевской и полностью оправдала свое название. Так, уже в конце XIX века на картах Минска ее знали как улицу Базарную. В 1910 году был построен Красный костел и Базарная стала вести не только к базару, но и к храму, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ .

Алексей Адамович, историк, краевед:
Университетский городок БГУ был построен на месте старого Еврейского кладбища. Часть кладбища в конце XIX века была использовано для строительства депо минской конки, чуть-чуть за химфаком БГУ находились ангары, были проложены рельсы. А в 1946 году здесь была открыта трамвайная линия, пущен первый маршрут минского трамвая, который просуществовал с 1946 по 1955 годы, он проходил по всей протяженности улицы Университетской.

Как же Базарная стала Университетской? В марте 1927 Президиум Мингорсовета постановил «...отвести для постройки Университетского городка площадь в границах между Земледельческим переулком, улицами Базарной, Старой Базарной, Ленинградской, Бобруйской и дворами по Советской улице...» В декабре 1934 года, после убийства в Ленинграде Сергея Кирова, Мингорсовет решил присвоить его имя улице Университетской (бывшей Магазинной), а название Университетская логично досталось Базарной, на которой уже стояли новенькие корпуса БГУ.

Алексей Адамович, историк, краевед:
Застройка улицы Университетской, преимущественно деревянная, сильно пострадала в годы войны, фактически ее четная часть была уничтожена, не считая корпусов Белгосуниверситета. Окончательно улица прекратила свое существование в середине 60-х, когда было построено новое здание Мингорисполкома, а также здание МИДа БСССР с аркой, которое примыкало к старому корпусу Медицинского института.

Университетская, 11. Такую прописку после войны носило это здание, где размещались ясли № 4. Пройдет время, и в этом доме будут встречать молодоженов. Еще недавно здесь находился ЗАГС Московского района. Сейчас это административное здание, но его фасад фактически сохраняет трассу бывшей улицы.

Еще одним зданием с редким адресом – Университетская, 10 – был старый корпус Мединститута, поврежденный во время войны и восстановленный в 1948 году. На его третьем этаже располагалась кафедра анатомии.

Алексей Адамович, историк, краевед:
Так назывался в народе анатомический корпус Медицинского института. Он простоял здесь с самого создания университетского городка до 2003 года и был разрушен в связи с реконструкцией этой местности, но так здесь и ничего не было построено.

По иронии судьбы в последний раз улица стала «Базарной» в 90-е годы, когда на отрезке от арки до химфака БГУ разместился настоящий городок коммерческих киосков, или как в народе их называли, «комков». Киоски располагались в четыре ряда. И легальные, и нелегальные продавцы торговали здесь сувенирами, книгами и, конечно, цветами для молодоженов.

Алексей Адамович, историк, краевед:
Когда-то в Минске было две Университетских улицы, сейчас нет ни одной. Мне кажется, было бы совершенно логичным, если бы на этом коротком участке – от арки до улицы Ленинградской – разместить какой-то туристический объект, повесить старые таблички, может быть, проложить трамвайные пути, сделать кафешку в виде трамвая. Это было бы местом отдыха студентов и, конечно, память про исчезнувшую улицу – улицу, по которой может пройти сейчас каждый минчанин, даже не зная о ее существовании.

Люди в материале: Алексей Адамович
Loading...


Более 50 улиц Минска отремонтируют в 2020 году. Где начнут работы в ближайшее время?



Новости Беларуси. В 2020 году дорожное покрытие планируют заменить полностью на более чем 50 объектах, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Сейчас ведутся ремонтные работы на МКАД, на улицах Филимонова, Тикоцкого, Шаранговича и Червякова. Также обновлено дорожное полотно на улице Есенина на участке от Рафиева до Громова. Осталось только нанести разметку. Всего планируют полностью заменить около полумиллиона квадратных метров асфальта.

Павел Важник, главный инженер ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома»:
В июне 2020 года планируется начать работы на 13 объектах города Минска это улицы Щедрина, Волгоградская, а также Минская кольцевая автодорога, 41-42-й километр.

Чтобы создать в столице безбарьерную среду, на пешеходных переходах понизят бортовой камень. Это планируется сделать на более чем 1 000 участках.