Уникальную нейросеть, которая распознаёт пневмонию задолго до симптомов, создал белорусский студент. Как она работает?

19.01.2021 - 11:32

Белорусские студенты-медики вышли в нокаут с COVID-19. И дело не только в самоотверженной работе в «красной зоне», а в инновациях. Будущий педиатр, пятикурсник Андрей Капитонов создал уникальную нейросеть, которая распознает пневмонию задолго до симптомов. Модель распределяет их по трем категориям: норма, пневмония или патология.

Андрей Капитонов, студент педиатрического факультета БГМУ:
ПЦР это достаточно долго, иммуноглобулины это не всегда точно, их можно делать только спустя две недели после заражения. Человек может уже проявить все симптомы, и только после этого иммуноглобулиновый тест станет положительным, а рентген достаточно дешевый, его можно быстро сделать.

Искусственный интеллект позволяет не ждать результата рентгена три дня, а оказать помощь здесь и сейчас. Реальные возможности. К тому же, рентгенологи в нашей стране на вес золота. А в условиях пандемии в среднем по больнице количество запросов выросло от двух тысяч до трех с половиной.

Андрей Капитонов:
Мы можем в секунду обрабатывать десять снимков, и никакой врач никогда, конечно, так не сможет. Для того, чтобы создать такую нейросеть, нам потребовалось огромное количество данных. Мы собирали их в четвертой, пятой, шестой городских больницах. Мы это все собрали, очень долго мы их размещали, несколько месяцев у нас на это ушло. И после этого мы обучили нейросеть и выпустили ее в продакшн. Мы опробовали ее в детской инфекционной больнице и получили где-то 91% точности это очень хороший результат, учитывая, что это первый такой опыт в стране.

Спрос на сервис лучшая благодарность для изобретателя. Только за декабрь удалось обработать порядка трех тысяч снимков легких из четвертой, пятой, шестой клинических больниц Минска, Детской инфекционки и Больницы скорой помощи.

Андрей Капитонов:
Файл загружается на наш сайт covidray.online, после чего нажимается кнопочка get prediction, т. е. получить предсказание. Мы видим оригинальное изображение, и вот нейросеть говорит, что с вероятностью 88% это снимок, принадлежащий к классу пневмоний.

Единственное, умная система не определяет род пневмонии. Чтобы подтвердить коронавирус, лаборатории не избежать. Но своевременный сигнал о поражении легких дорогого стоит. И совершенно необязательно бежать в очередь за КТ, доза излучения там немаленькая. Рентгенограмма не менее красноречива, и это большой шаг к скорейшему выздоровлению, в том числе в маленьких уголках страны. В планах повысить точность работы нейросети до 95%. И чем больше будет заинтересованных врачей-пользователей, тем качественнее будет результат.

Андрей Капитонов:
По закону здравоохранения, бесплатные исследования в виде изображений не выдаются, выдается только заключение по нему. Мы предполагаем, что мы могли бы перевести наш сервис на самоокупаемую основу. Если бы пациенты предпочли отдать рублей пять за получение снимка на руки, если врач сможет загрузить описание заключения и сам снимок на готовый сервис, то мы могли бы предоставлять сопутствующий сервис с искусственным интеллектом бесплатно для всех больниц города.

Дорогу молодым! Такие разработки лучшее оружие в борьбе с вирусами.

Loading...


Музыкотерапия. Как она влияет на здоровье и эмоциональное состояние



Многие, наверняка, слышали о пользе классической музыки на организм. Существует такое понятие как «музыкотерапия». Это лечение и профилактика с помощью звуков. Она влияет на эмоциональное состояние, позволяет расслабиться и уйти от рутинных проблем.  

Мария Бондаренко, соорганизатор проекта музыкальной терапии:  
Например, если стоит задача взбодриться, войти в креативное состояние и т.д., то лучше выбирать мажорную музыку, более активную, с более быстрым темпом, с более широким диапазоном частот. А если же стоит задача, наоборот, отдохнуть, выключиться из текущего бешеного ритма жизни и прийти в состояние релакса и умиротворения, то, конечно, совершенно другой класс музыки – это уже релаксирующая, более медленная с меньшим диапазоном частот, с меньшими перепадами громкости.  

Считается, что среди всех жанров музыки, классика наиболее полезна, она стимулирует работу мозга. Лечебный эффект дает сочетание академической музыки и звукотерапевтических инструментов, которые используются в медитациях.

Мария Бондаренко:  
Звукотерапевтические инструменты такие, как шум дождя, шум океана, колокольчики Коши, поющие тибетские чаши – это все звучит непрерывно, нет аплодисментов, нет акцента на музыкантах. Вся программа проходит при выключенном свете, при свечах.  

Проект о музыкотерапии соединил в себе два подхода: классическую музыку и звуки природы. Так можно услышать симфонии Баха и шум океана.  

А в специализированных учреждениях для детей с проблемами речи такие методики наиболее эффективны: дети начинают петь раньше, чем говорить. Тот случай, когда звуки действительно лечат.  

Ольга Филистович, музыкальный терапевт, директор Центра анализа поведения:  
В первую очередь к нам обращаются детки, у которых проблемы с эмоциональной саморегуляцией: гиперактивные детки, которые не умеют естественным образом с помощью речи выражать свои желания, свои мысли. Поэтому музыкальная терапия – один из наилучших методов, таким образом, ребенка невербального вывести на речевую деятельность.  

Стык музыки, медицины и психологии. Дети с задержкой речевого развития, с аутизмом, с синдромом дефицита и гиперактивности – они очень восприимчивы к музыке. Это то, что вызывает интерес у ребенка, помогает выйти с ним на контакт и сконцентрировать его внимание.  

Ольга Филистович:  
Это довольно такой интересный процесс, когда мы через музыку начинаем с ребенком интуитивно чувствовать друг друга, передавать друг другу сигналы и понимать друг друга.  

Игра на музыкальных инструментах, пение и совместное прослушивание. Еще вчера неумевший говорить ребенок, уже сегодня произнесет первое слово «мама». Ритм – это начало любой музыкальной терапии. Подобно биению сердца, это сердце музыки.

Ольга Филистович:  
Очень часто мы с ребенком, ребенок напротив меня, мы садимся, и я просто начинаю играть. Когда он начинает взаимодействовать, мы включаем различного рода ритмы, а потом я начинаю петь, и главное, что я начинаю петь – повторяю звуки, которые есть у ребенка.