Уникальную скрипку создал белорусский мастер: послушайте, как звучит

26.09.2018 - 11:16

Как звучит скрипка, сделанная руками белорусского мастера музыкальных инструментов Александра Сурба, предлагаем послушать в программе «Утро. Студия хорошего настроения».


Александр Сурба, мастер музыкальных инструментов, декан факультета традиционной белорусской культуры и современного искусства БГУКИ, кандидат искусствоведения:
Действительно, белорусская культура богата на инструментарий. Это и традиционные такие инструменты, как дуды, цимбалы, скрипки народные, это гитары, мандолины. Также существует академическая школа – это всегда были общеевропейские инструменты: такие, как лютня, гитары, скрипки. Существовали как индивидуальные мастера народного творчества, так и мануфактуры.

Многие из них были известны по всей Европе.



Когда в Беларуси поставят на поток производство музыкальных инструментов и будут ли у нас свои Страдивари? Разговор о наболевшем с Президентом 

Сегодня я представляю скрипку, которую я сделал после встречи с Президентом, когда он поинтересовался у меня ещё весной, смогу ли я сделать такой инструмент. Знал, что я занимаюсь 10 лет духовыми инструментами – традиционные белорусские дуды.

Поэтому такой эксперимент у меня получился.

Я интересовался этой тематикой достаточно давно, изучал литературу. Но самая большая помощь мне была оказана мастером музыкальных инструментов Андреем Шкледой из города Пинск, который занимается инструментами эпохи ренессанса, барокко. Достаточно экзотические на сегодня инструменты для Беларуси, но он делает их на высочайшем уровне, и он проконсультировал меня по скрипке, и такой инструмент появился. Скрипка сделана в полном соответствии с традиционной технологией.

Используется клён, ель. В данном случае, ещё и красное дерево.

Но обычно ещё используют и чёрное дерево – это уже на усмотрение мастера, и классическая форма.

«Мастеров в Беларуси, которые делают скрипки, около пяти»: их хотят объединить и найти им учеников

Анна Миркас, концертмейстер струнной группы Президентского оркестра Республики Беларусь:
Работа впечатляет. Эта скрипочка достойна похвал! И высокие, и средние, и низкие регистры: мне кажется, что здесь звучит всё!

Какую скрипку выбрать для учёбы в музыкальной школе?

Люди в материале: Александр Сурба, Анна Миркас
Loading...


В Пинске наладили первое в Беларуси производство балалаек и домр. Показываем, как делают музыкальные инструменты



Новости Беларуси. До недавнего времени производства балалаек и домр в Беларуси не было, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Остались лишь несколько мастеров-самоучек, и свои шедевры они создавали дома – всегда качественно, но не всегда быстро. Перейти с кустарного производства на полупромышленное поможет новая мастерская.

За тонким процессом изготовления инструментов наблюдал корреспондент Петр Бутрим.

Корпус, сделана заготовка грифа, сделана дека с пружинками, инкрустация.

Осталось не так уж и много: доработать гриф, покрыть корпус несколькими слоями лака да натянуть струны. Эта домра издаст свои первые звуки совсем скоро. На изготовление инструмента ушло не больше месяца. С переездом в новую просторную мастерскую сложный процесс ускорился в несколько раз. Теперь все необходимое для сборки под рукой.

Руслан Макаревич, мастер:
Надо нам сделать, допустим, этот край, чтобы удобно было обрабатывать – делаем его так. Потом можно повернуть на другую сторону и обработать этот край. Поворачиваем сюда. Корпус закреплен – очень удобно работать.

Руслан Макаревич впервые отремонтировал музыкальный инструмент 27 лет назад. Тогда вторую жизнь получила балалайка жены. С тех пор на счету «полесского Страдивари» больше сотни струнных, собранных в домашних условиях.

Учитывая закупку редкого материала, изготовление могло растянуться на год. Тем временем белорусские музыканты балалайки и домры за неимением своего производства все чаще закупали за границей.

Руслан Макаревич: 
Во-первых, когда они закупаются через коммерческие организации, их цена становится гораздо больше. Но качество от этого лучше не становится. Второй аспект: белорусский народ – это талантливый народ. У нас найдутся мастера, которые смогут сделать и скрипки, и гитары, и балалайки, и домры.

Таким образом, за качество звука приходилось платить большие деньги или играть на том, что собрано 30-40 лет назад.

А ведь свои талантливые мастера, готовые оттачивать технологию, в Беларуси были всегда. Надо было всего-то обеспечить их условиями и материалом.

Петр Бутрим, корреспондент: 
Чтобы изготовить хорошего качества домру, необходимы несколько пород деревьев, зачастую из разных концов света. Например, в этом случае использовались бразильский и индийский палисандр, канадский кедр, клен и африканское черное дерево. И все они подобраны по звуку.

Подбор дерева, безусловно, важный этап. Остальное создается в этих стенах. Помещение под мастерскую выделила местная власть. Сейчас здесь работают два опытных мастера. Есть нужные заготовки и, самое главное, заказы на балалайки, домры, лютни и гитары. Дело сдвинулось с мертвой точки.

Николай Ярмольчук, мастер: 
То время, за которое мы делали один корпус – получается, за это же время мы делаем три корпуса.

50-60 инструментов собрать и еще 100 отремонтировать за год – вот амбициозный план этой творческой артели. При таком темпе проблему нехватки инструментов в музыкальных школах страны реально решить всего за несколько лет.

Послушайте звук. Слышите? Это хороший звук.